Lt304888.ru

Туристические услуги

Юмын эрге

18-09-2023

Юмын эрге (Юмын эрге, Йымын эрге)
Мифология: Марийская
Толкование имени: Сын Неба
Имя на других языках: Пургине-Паз, Мир-Сусне-Хум
В иных культурах: Тор, Аполлон, Гор
Местность: небо, земля
Занятие: культурный герой
Отец: Кугу-Юмо
Мать: Мланде-Ава (Мланде Ньё)
Дети:  ?
Связанные персонажи: Онар, Кугуен
Атрибуты: рубаха с подолом-радугой, кобыла-радуга

Юмын (Юмон) эрге(луговомар. Йымы эрге; — сын Кугу-Юмо, мужское божество марийского пантеона.

Мифы

В одном из преданий верховный бог посылает своего сына на землю, чтобы узнать как живёт человек. Юмын эрге, который до этого не видел человека, спускается вниз и находит пахаря. Приняв его за копошащегося в земле червяка, он кладет пахаря вместе с лошадью и сохой в карман, поднимается на небо и показывает отцу. Но Юмо велит сыну спустить пахаря обратно, объяснив, что это и есть человек, что он пашет землю и сеет хлеб. По мнению К. И. Ситникова, нисхождение Юмын эрге к пахарю и возврат его обратно на поле символизирует освящение именем бога нового способа хозяйствования — земледелия. То, что человек «пашет землю и сеет хлеб», служит для бога достаточным основанием для оправдания его существования. В сказке нижегородских мари Юмын эрге спускается к девушке-пастушке, переодетой в парня. Сын Юмо предлагает девушке помыться вместе с ним в бане, однако та несколько раз обманывает его. Так и не узнав, с кем он прожил все это время на земле, Юмын эрге возвращается домой. Истосковавшись по сыну Юмо, девушка мастерит из сучковатой ели лестницу и поднимается по ней на небо. Выйдя замуж за Юмын эрге, девушка через какое-то время решает навестить родителей. Подобные рассказы о браках небожителей со смертными были распространены и у мордвы. Типологически образ Юмын эрге тождественен образу мордовского Пургине-паза, сына Нишке, образ земной девушки-пастушки — образам героинь мордовских народных баллад — Литовы, Васальги.

Литература

  • Калиев Ю. А. Об астральных представлениях мари / Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. — Йошкар-Ола, 1994.
  • Калиев Ю. А. Этнокультурный статус мифологического сознания: генезис, функционирование и эволюция традиционного мировосприятия / на примере марийской мифологии: Дис… док. филос. наук. — Чебоксары, 2004.
  • Марийские народные сказки. — Йошкар-Ола, 2003.
  • Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания. / Сост., комментарии Акцорин В. А. Йошкар-Ола, 1991.
  • Словарь марийской мифологии. Том 1. Боги, духи, герои. / Автор-сост. Ситников К. И. Йошкар-Ола, 2006.
  • Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Этнографический справочник. — Йошкар-Ола, 2007.


Юмын эрге.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01