22-10-2023
Кожла (Кожла-ава, Чодра-ава) (Кожла) | |
---|---|
Мифология: | Марийская |
Толкование имени: | мать леса |
Имя на других языках: | Метси-эма |
В иных культурах: | Сильван |
Местность: | лес |
Отец: | Кугу-Юмо |
Мать: | Мланде-Ава |
Супруг: | Кожла юмо |
Кожла-ава (Кожла-ньё) мар. кож — ель, ла — обозначение местности; ньё — мать; — женское божество марийского пантеона.
Содержание |
Кожла (фин. kuusi, «ель») была покровительницей леса, подательницей лесных благ и одновременно воплощением связанных с лесом опасностей. В мордовской мифологии ей соответствовала Вирка, дочь Ине Нармонь, сестра самого Нишке. Первоначально представлялась в виде тотемного животного: медведя, белой белки, либо дерева. Позднее приобрела антропоморфные черты, являясь людям в облике трёхметровой великанши с ногами как бревна, разноцветными волосами и глазами, в шапочке из кожи филина.
В одной из марийских сказок жена втыкает в шляпу отправившегося на охоту мужа перья совы и филина — фетиши богини и, кроме того, дает персть с подношениями Кожле. Охотник становится свидетелем суда лесной владычицы над зверями. Провинившихся «подданных» богиня дарит уважившему её охотнику. В другой сказке Кожла разъезжает верхом на лосихе, угоняет стадо марийца, который пас его на горельнике. Жена неудачливого пастуха отправляется с мужем в лес. Там супруги сажают молодые деревца, а потом разводят костер, на котором готовят угощение для лесной владычицы — кашу и медовый напиток. Богиня является к людям в белоснежной одежде, увенчанная серебряной короной со звездой и двумя большими серебряными бляхами на груди. Отведав подношений, она возвращает мари стадо, а его жене помогает забеременеть.
У Кожлы имелся супруг — Кожла-Юмо. Он являлся людям в облике старика в белой одежде (как белорусский Белун), иногда верхом на лошади. Кожла-Юмо следил за порядком в лесу, перед пожаром свистом и кнутом перегонял зверей и птиц в безопасное место. Как покровитель лесных зверей, он помогал в охоте тем, кто делает ему надлежащее подношение. Кожла-Юмо мог лишить охотника удачи за то, что тот не соблюдал сроки охоты или промышлял тотемных зверей, например, медведя. Кожла-Юмо поощрял трудолюбие: он являлся дровосекам и заставляет их собирать для него ягоды, грибы, валежник. Отказавшихся исполнить его волю гнал до самого дома, и они возвращались из леса ни с чем. Если Кожла-Юмо сердился, весь лес начинал трястись и завывать, иглы и листья сыпались с деревьев. Иногда он требовал подношение стуком в дерево. Устраиваясь в лесу на ночевку, просили Кожла-Юмо не причинять вреда. Охотники делали зарубку на дереве и клали в неё кусок хлеба, чтобы охота была удачной. Иногда богам лесам посвящали напитки в священной роще. Им молились, отправляясь в лес, при охоте на зайцев и других зверей.
Это заготовка статьи по мифологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Марийская мифология | |
---|---|
Боги | Боги-демиурги: Кугу-Юмо • Йын Основные боги: Мланде-Ава • Илыш-Шочын-Ава • Пыл-Ава • Юмын удыр • Юмын эрге • Вуд-Ава • Вюд удыр • Тул-Ава • Мардеж-ава • Тылызе • Кече • Кече удыр • Тиште-Юмо • Йомшоэнгер • Кожла • Киямат Низшие боги: Волгенче • Ужара • Шудыр |
Мифические существа | Колымаш • Водыж • Мужо • Овда • Пёсьеносые • Вувер • Млит • Пийкайык • Тоштыен • Азырен |
Мифические земли | Кюй курык (Каменные горы) • Шудыр Ер (Звёздное озеро) • Вес Вер (Загробный мир) |
Священные места | Юмынпу • Марийские священные рощи (Кюсото) • Гора Чумбылат • Купрансолинская роща • Цепельская роща • Шарангская роща • Роща Арпынгель |
Мифические герои | Кугуен • Курык ен • Ошмазик • Сур мари • Кукарка • Немда • Онар • Пан • Кокша |
Обряды и праздники | Карт (жрец) • Мужан • Локты- колты- • Ю • Улдаш • Кюсо-Кумалтыш • Мер-Кумалтыш • Тиште-Кумалтыш • Кугече • Угинде • Шурмангше кече (День Рыси) |
Кожла.