Lt304888.ru

Туристические услуги

Кожла

22-10-2023

Кожла (Кожла-ава, Чодра-ава) (Кожла)
Мифология: Марийская
Толкование имени: мать леса
Имя на других языках: Метси-эма
В иных культурах: Сильван
Местность: лес
Отец: Кугу-Юмо
Мать: Мланде-Ава
Супруг: Кожла юмо

Кожла-ава (Кожла-ньё) мар. кож — ель, ла — обозначение местности; ньё — мать; — женское божество марийского пантеона.

Содержание

Описание

Кожла (фин. kuusi, «ель») была покровительницей леса, подательницей лесных благ и одновременно воплощением связанных с лесом опасностей. В мордовской мифологии ей соответствовала Вирка, дочь Ине Нармонь, сестра самого Нишке. Первоначально представлялась в виде тотемного животного: медведя, белой белки, либо дерева. Позднее приобрела антропоморфные черты, являясь людям в облике трёхметровой великанши с ногами как бревна, разноцветными волосами и глазами, в шапочке из кожи филина.

Мифы

В одной из марийских сказок жена втыкает в шляпу отправившегося на охоту мужа перья совы и филина — фетиши богини и, кроме того, дает персть с подношениями Кожле. Охотник становится свидетелем суда лесной владычицы над зверями. Провинившихся «подданных» богиня дарит уважившему её охотнику. В другой сказке Кожла разъезжает верхом на лосихе, угоняет стадо марийца, который пас его на горельнике. Жена неудачливого пастуха отправляется с мужем в лес. Там супруги сажают молодые деревца, а потом разводят костер, на котором готовят угощение для лесной владычицы — кашу и медовый напиток. Богиня является к людям в белоснежной одежде, увенчанная серебряной короной со звездой и двумя большими серебряными бляхами на груди. Отведав подношений, она возвращает мари стадо, а его жене помогает забеременеть.

Семья и культ

У Кожлы имелся супруг — Кожла-Юмо. Он являлся людям в облике старика в белой одежде (как белорусский Белун), иногда верхом на лошади. Кожла-Юмо следил за порядком в лесу, перед пожаром свистом и кнутом перегонял зверей и птиц в безопасное место. Как покровитель лесных зверей, он помогал в охоте тем, кто делает ему надлежащее подношение. Кожла-Юмо мог лишить охотника удачи за то, что тот не соблюдал сроки охоты или промышлял тотемных зверей, например, медведя. Кожла-Юмо поощрял трудолюбие: он являлся дровосекам и заставляет их собирать для него ягоды, грибы, валежник. Отказавшихся исполнить его волю гнал до самого дома, и они возвращались из леса ни с чем. Если Кожла-Юмо сердился, весь лес начинал трястись и завывать, иглы и листья сыпались с деревьев. Иногда он требовал подношение стуком в дерево. Устраиваясь в лесу на ночевку, просили Кожла-Юмо не причинять вреда. Охотники делали зарубку на дереве и клали в неё кусок хлеба, чтобы охота была удачной. Иногда богам лесам посвящали напитки в священной роще. Им молились, отправляясь в лес, при охоте на зайцев и других зверей.

Литература

  • Смирнов И. Черемисы. Историко-этнографический очерк. — Казань, 1889.
  • Мокшин Н. Ф. Отражение матриархата и периода распада первобытно-общинного строя в религиях некоторых народов Поволжья (мордва, марийцы). — Москва, 1964.
  • Петрухин В. Я. Марийская мифология / Мифы финно-угров. — М., 2003. — С. 260—290.
  • Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006.
  • Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Этнографический справочник. — Йошкар-Ола, 2007.
  • Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. О богах. — Казань, 1887.


Кожла.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01