Lt304888.ru

Туристические услуги

Сур мари

29-07-2023

Сур мари (Тукан Шур (Тукан мари))
Мифология: Марийская
Толкование имени: Рогатый рогач
Отец: ?
Дети: Увий
Связанные понятия: волшебный кошель
Связанные персонажи: Ошмазик Увий Чумбылат
Характерные черты: отвага, хитрость, жестокость

Сур мари (мар. «сур», рог, рогатый; букв. «рогатый человек») — в марийской мифологии эпический герой.

Содержание

Описание

Центральное место в марийском историческом эпосе занимает предание о рогатом князе Сур мари, который владел землями от Шурмы до Малмыжа по реке Вятке. Сур мари предстает весьма противоречивой фигурой: с одной стороны, он выступает освободителем марийского народа от иноземного гнета, хранителем религиозных традиций, основателем государства и присущих ему социальных институтов, таких как княжеский совет, суд и т. п., с другой, он выступает притеснителем собственного народа, демоническим существом, пьющим кровь младенцев (или пожирающим их сердца) для продления собственной жизни (ср. мотив детоубийства в легенде о короле Артуре).


Миф

Наблюдая тяжелую жизнь народа, Сур мари обращается к родовым вождям с призывом собрать людей и последовать за ним. Под предводительством Сур мари, «под грохот барабанов и вой волынок», мари плывут на лодках вверх по Каме, затем по Вятке и, наконец, расселяются на шурминской земле. Там Сур мари, водрузив на свой головной убор найденный кем-то рог (мар. «сур», рог < праф.-уг. *sarwe), объявляет себя великим вождем, князем и главой воинской дружины (здесь рог выступает как некий мифический источник царской власти (ср. золотая утка в подполе жилища Ошвияна, борода князя Белая Борода — одного из предводителей Ветлужского кугужества, согласно «Летописцу Солигаличского монастыря», существовавшего в XII—XIII вв. в Верхнем Поветлужье). Он учреждает празднование Куго кече, пятницы, культы главных божеств и созывает княжеский совет, куда, на правах младших князей, входят так называемые изи кугыжан’влак, вожди-наместники (среди них Немда, Кугуен — Чумбылат, Эшполдо и др.). Раз в год, за три дня до Покрова, Сур мари судит людей. При этом он сам, его советники, наряжаются в маски животных (название этого дня — День Рыси). Установленный вождем порядок типично феодальный: князь производит сбор дани с подвластных племен, а также пользуется правом первой брачной ночи (аналоги этому обычаю имелись не только в Казанском ханстве, но и в средневековых государствах Западной Европы, например, в Испании). Женясь, молодой мужчина был обязан привести свою невесту к Сур мари на три дня, в противном случае он жестоко наказывался. Первенца, родившегося от такого брака, также отдавали Сур мари. По установленному князем обычаю, его должна была приносить сама мать и вручать Сур мари вместе с ритуальной лепешкой. Сур мари пронзал сердце младенца ножом, выпивал его кровь, а душу клал в висящий на животе, под одеждой, кошель. Как у других марийских героев, у Сур мари имеются лыжи-скороходы из свистящего клена. При помощи этих лыж он успевает сходить на рыбалку и принести рыбы для ухи быстрей, чем закипает вода в котле. Рассерженные жестокостью князя, жителя Билямора ловят Сур мари, чтобы наказать его, но он вырывается и убегает от них на свистящих лыжах. Однако, возвратившись домой, Сур мари видит, что в его отсутствие дом разграбили, а его жену исхлестали горячим веником. Догнав обидчиков, Сур мари одной стрелой сбивает с них шапки, пригвоздив к дереву. Он легко ловит вражеские стрелы, после чего избивает биляморцев. Оскорбленная жена Сур мари вскоре умирает, оставив маленькую дочь по имени Унавий (Увий). После смерти жены Сур мари ещё сильнее начинает притеснять свой народ, забирая себе детей в возрасте до десяти лет. В конце концов, одна женщина, мать Ошмазика — Акмазика, отваживается обмануть Сур мари. Она готовит ритуальную лепешку на собственном грудном молоке, отведав которую Сур мари становится молочным братом Ошмазику. После этого князь перестает умерщвлять первенцев, а Ошмазика оставляет при себе в качестве приемного сына. Когда Ошмазик подрастает, он влюбляется в Унавий. Однако Сур мари собирается выдать дочь замуж за восьмидесяти-летнего Немду, или Чумбылата. Тогда Унавий подговаривает Ошмазика убить Сур мари. Она топит для отца баню, Сур мари раздевается в предбаннике, оставляя под одеждой кошель с детскими душами. Ошмазик похищает кошель и Сур мари умирает. Ошмазик устраивает пышные похороны старому князю и, став новым предводителем мари, отменяет жестокие обычаи установленные своим предшественником.


Литература

  • Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания. / Сост., комментарии Акцорин В. А. Йошкар-Ола, 1991.
  • Муравьев В. Рогатый князь Тукан-мари. Марийская легенда. / Эхо. Предания, сказания, легенды, сказки. Москва, 1976.
  • Словарь марийской мифологии. Том 1. Боги, духи, герои. / Автор-сост. Ситников К. И. Йошкар-Ола, 2006.

Ссылки

  • Предание о жестоком князе Тукан Шуре и его названном брате Акмазике. Литературная обработка Константина Ситников [1]


Сур мари.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01