Lt304888.ru

Туристические услуги

Тул-Ава

18-10-2023

Тул-Ава (Тул-Ньё, Тул) (Тул ава.)
Мифология: Марийская
Толкование имени: Мать огня, Матерь Огонь.
Имя на других языках: Тол-ава, Тули-эма
В иных культурах: Локи, Агни, Сварожич
Местность: стихия
Занятие: огонь
Отец: Кугу-Юмо
Мать: Мланде-Ава
Супруг: Тул юмо
Дети: Тул водыж
Связанные персонажи: Вуд-Ава
Атрибуты: пламя — ее язык

Тул-ава (Тул-ньё) (луговомар. Тул-ава (Тул ньё); Тул — огонь, ава — мать, госпожа; ньё — мать; {горномар. тул-ава) — женское божество марийского пантеона.

Содержание

Описание

Тул насылала и предотвращала пожары, оберегала от злых духов, служила посредником между человеком и богами во время молений и жертвоприношений: "Мать огня, у тебя ноги долгие, сама тоненькая, язык бойкий: ступай скорее, скажи Юмо, что я обещаю принести в жертву" (ср. Найэква, "семиязыковая" богиня огня обских угров).

Мифы

Сохранился миф о том, как люди подружились с огнем. Божество огня является человеку в образе мужчины в красном кафтане и предлагает помощь в расчистке леса под посевы. Когда человек соглашается, Тул сжигает не только пни, но и лес. Человек пытается убежать, но спотыкается о ведро с водой. Ведро опрокидывается, вода разливается и пламя тухнет.

Имеется мордовский миф о соперничестве Тол и Ведь: рассказывают, что однажды Тол позвала Ведь и ее мужа на праздник по случаю рождения ребенка. Выпив браги, владычицы стихий поссорились – каждая из них считала себя сильнее. Наконец, Ведь загнала владычицу огня за камень, и та сдалась). Тул приглашает человека к себе в гости, угощает его варенной и печеной пищей. После этого человек предлагает огню поселиться у него, обещая кормить Тул дровами.

В легенде о Кокше, отец будущего героя подвешивает люльку с сыном поближе к огню.

Культ

При сильном пожаре бросали в огонь черную курицу или лили молоко черной коровы и молились Тул, чтобы она не сожгла все селение. Охотники, разводя ночью костер в лесу, молились матери огня, чтобы богиня оберегала их от злых духов. Тул определяла имя новорожденного. Для этого жрец высекал огонь из кремня. При каком имени загорался трут, тем именем и нарекали младенца.

Семья

Соответствующие мужские персонажи – Тул водыж (дух огня) и Тул юмо (бог огня).

Литература

  • Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. — Саров, 2000.
  • Смирнов И. Черемисы. Историко-этнографический очерк. — Казань, 1889.
  • Мокшин Н. Ф. Отражение матриархата и периода распада первобытно-общинного строя в религиях некоторых народов Поволжья (мордва, марийцы). — Москва, 1964.
  • Петрухин В. Я. Марийская мифология / Мифы финно-угров. — М., 2003. — С. 260—290.
  • Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том I. Боги, духи, герои. — Йошкар-Ола, 2006.
  • Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология. Этнографический справочник. — Йошкар-Ола, 2007.
  • Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. О богах. — Казань, 1887.


Тул-Ава.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01