Lt304888.ru

Туристические услуги

Оленская, Евгения Никитична

17-08-2023

Ева Оленская
азерб. Yeva Olenskaya

Ева Оленская
Имя при рождении Евгения Никитична Оленская
азерб. Yevgeniya Nikitiçna Olenskaya
Дата рождения 1900(1900)
Место рождения Куба, Кубинский уезд, Бакинская губерния, Российская империя
Дата смерти 20 мая 1959(1959-05-20)
Место смерти Баку, Азербайджанская ССР, СССР
Гражданство  Российская империя
 Азербайджан
 СССР
Профессия
Годы активности 19131959
Награды
Герой Труда
IMDb ID 3382677
Медиафайлы на Викискладе

Евгения (Ева) Никитична Оленская (азерб. Yevgeniya (Yeva) Nikitiçna Olenskaya; 1900, Куба, Кубинский уезд, Бакинская губерния, Российская империя — 20 мая 1959, Баку, Азербайджанская ССР, СССР) — азербайджанская советская актриса, Герой Труда (1927). Народная артистка Азербайджанской ССР (1949).

Биография

Евгения Никитична Оленская родилась в 1900 году в Кубе[1][2][3][4]. По национальности — русская, с детства знала азербайджанский язык и в будущем была известна как Ева или Ева-ханум[5][1][6][2][4]. Старшая сестра — Александра (Шура) Оленская, также известная азербайджанская актриса[5][7][3]. Муж сестры — Гейдар Везиров, нарком земледелия Азербайджанской ССР[az], репрессированный вместе с женой и двумя сыновьями[6].

25 октября 1913 года вместе с сестрой в возрасте 13 лет впервые вышла на профессиональную актёрскую сцену в роли Аси в премьере оперетты «Аршин мал алан» У. Гаджибекова в театре Г. Тагиева, в дальнейшем связав свою жизнь с театральным искусством[8][9][10][1][11]. В 1913 году вступила в азербайджанскую драматическую передвижную труппу «Никат», а затем перешла в труппу «Сафа» — работала вместе с сестрой, став одной из первых актрис национального театра[12][2][4]. В 1918—1919 годах работала в музыкально-драматической труппе братьев Зульфугара и Узеира Гаджибековых[1][2][4][3]. В 1919 году вступила в труппу Государственного тюркского театра, учреждённого правительством Азербайджанской Демократической Республики[13][14]. В 1923—1926 годах училась в Бакинском театральном техникуме[4] (ныне — Азербайджанский государственный университет культуры и искусств)[15]. В 1922—1925 годах служила в Бакинском свободном сатир-агиттеатре, а с 1925 года и до конца своей жизни на протяжении 34 лет — в Азербайджанском драматическом театре им. М. Азизбекова[1][2][4].

В 1917 году вместе с сестрой сыграла в немом фильме «Аршин мал алан» режиссёра Б. Светлова[3][16]. Стала первой актрисой, исполнившей женские роли в опере «Шах Аббас и Хуршуд Бану» и музыкальной комедии «Аршин мал алан» У. Гаджибекова[3]. Для своих сценических образов находила яркую характерность, выбирала для воплощения на сцене цельные и волевые натуры, запоминаясь чётким, ясным и грамматически правильным произношением с отличительными психологическими интонациями[1][2]. Обладая вокальными данными, также исполняла и оперные партии[1][2]. В зрелом возрасте воплощала образы характерной бабушки, старухи с особым энтузиазмом и сердечностью в сочетании с оттенками нежности и мягкости[1]. Как видная актриса широкого репертуара, исполнявшая драматические, трагические, комедийные и характерные роли, стала обладательницей нескольких наград[1][3]. В 1927 году удостоена звания «Герой Труда», а в 1949 году — «Народная артистка Азербайджанской ССР»[4][3].

Евгения Никитична Оленская скончалась 20 мая 1959 года в Баку[1][2][3][4].

Роли

Оленская — Миллер («Коварство и любовь» Шиллера)
Оленская — Маргарита («Мачеха» Бальзака)
Азербайджанская драматургия

Ася («Аршин мал алан»), Санам («Не та, так эта» У. Гаджибекова)[2]; Хавер, Рена («Иблис»), Тамара, Хумар («Шейх Санан»), Алтынчеч («Афет»), Лена («Князь» Г. Джавида)[1][2]; Шамама («Волшебница Пери»), дочь Парвиз-хана («Старое поколение»), Назли-ханум и Сона-ханум («Разорённое гнездо» А. Ахвердиева[17]; Солмаз («Невеста огня»), Яхши, Ханимназ («Алмас»), Тафта, Гюлюш («Севиль»), Гюльгаз («Октай Эль-оглы»), Гюльтекин («Айдын»), Пари («Увядшие цветы»), Таня («Яшар» Д. Джаббарлы)[18][2], Сона, Тейба («Гаджи-Кара»), Шоле-ханум («Приключения везиря Ленкоранского ханства» М. Ф. Ахундова)[1]; Хурамана («Вагиф»), Махмане Бану («Фархад и Ширин» С. Вургуна)[1]; Ясаман, Гамар («Любовь и месть» С. С. Ахундова)[1]; Чимназ-ханум («Вечернее чихание в пользу» С. Ганизаде)[19]; Гюльбахар («Книга моей матери[az]»), Зейнаб, Назли («Мертвецы[az]» Д. Мамедкулизаде)[1][4].

Мировая драматургия

Валида, Сахра («Тарик ибн Зияд» Ш. Сами)[20]; Мехридил («Чёрный барсук» Н. Кемаля)[21]; переводчик («В Турции» Н. Хикмета)[1]; тётя ДжульеттыРомео и Джульетта»), Дездемона («Отелло»), Корделия («Король Лир»), ОфелияГамлет» У. Шекспира)[22][23][24][2]; жена Миллера («Коварство и любовь»), Амалия («Разбойники» Ф. Шиллера)[1][2]; Маргарита («Мачеха» О. Бальзака); Элиза («Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу); Аода («Вокруг света за 80 дней»), Элмина («Дети капитана Гранта» Ж. Верна); Дея («Человек, который смеётся» В. Гюго); Ортензия («Трактирщица» К. Гольдони)[1].

Русская/советская драматургия

Мария Антоновна («Ревизор» Н. Гоголя)[2]; Архиповна («Без вины виноватые» А. Островского)[1]; Дунька («Любовь Яровая» Тренёва)[2]; Оксана («Гибель эскадры» А. Корнейчука)[25]; Маня («Чужой ребёнок» В. Шкваркина)[25]; бабушка Веры («Молодая гвардия» А. Фадеева); Эрна Курциус («Особняк в переулке» бр. Тур); Леокадия Львовна («Дочь прокурора» Ю. Яновского); Дергачёва («Персональное дело» А. Штейна)[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Rəhimli, 2005, с. 138.
  2. ↑ Оленская Евгения Никитична. Архивировано 6 мая 2019 года.
  3. ↑ Olenskaya bacıları. Архивировано 31 марта 2023 года.
  4. ↑ Olenskaya Yevgeniya (Yeva) Nikitiçna. Архивировано 6 мая 2019 года.
  5. 1 2 Магомаев, 1987, с. 48.
  6. 1 2 Штемлер, 2008, с. 366.
  7. Rəhimli, 2005, с. 60—61, 75, 138.
  8. Сарабский, 1968, с. 190—191.
  9. Гусейнзаде, 1985, с. 71.
  10. Касимов, 1985, с. 288.
  11. оригинала 10 ноября 2020 года.
  12. Rəhimli, 2005, с. 60—61, 138.
  13. Магсудов et al., 1998, с. 162.
  14. Rəhimli, 2005, с. 87—88.
  15. Bakı Teatr Texnikumu. Архивировано 9 мая 2019 года.
  16. Архивировано 16 февраля 2017 года.
  17. Rəhimli, 2005, с. 66—67, 70—71, 138.
  18. Rəhimli, 2005, с. 71, 138.
  19. Rəhimli, 2005, с. 67.
  20. Rəhimli, 2005, с. 64.
  21. Rəhimli, 2005, с. 66.
  22. Юсуфбейли, 1962, с. 139.
  23. Деревенская, 1990, с. 129.
  24. Rəhimli, 2005, с. 111, 138.
  25. 1 2 Rəhimli, 2005, с. 110.

Литература

  • Юсуфбейли Т. Г. Шекспир на азербайджанской сцене (дореволюционный период). — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1962. — Т. VIII. — С. 115—143. — 200 с. — (Искусство Азербайджана). (рус.)
  • Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1965. — Т. IV. — С. 156. — 1152 с. (рус.)
  • Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра (до 1917 г.). — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1968. — 273 с. (рус.)
  • Более 625 раз // . — Баку: Издательство «Элм», 1985. — С. 71—72. — 211 с. (рус.)
  • Узеир Гаджибеков. Избранные произведения (Публицистика и драматургия). — Баку: Издательство «Элм», 1985. — 293 с. (рус.)
  • О музыкальном искусстве Азербайджана. — Баку: Издательство «Ишиг», 1987. — 156 с. (рус.)
  • Л. Деревенская. Возникновение и развитие «Сатир-Агит Театра» — первого русского революционного театра в Баку. — Известия Академии наук Азербайджанского ССР. — Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1990. — С. 105—136. — 200 с. — (Серия литературы, языка и искусства). (рус.)
  • Ф. Магсудов, Ч. Гулијев, Б. Нәбијев, К. Талыбзадә, Ј. Гарајев, Ш. Алышанлы, Ə. Мәммәдов. Азәрбајчан Халг Чүмһуријјәти (әдәбијјат, дил, мәдәнијјәт гуручулуғу). — Бакы: «Елм» нәшријјаты, 1998. — 297 с. (азерб.)
  • Azərbaycan teatr tarixi. — Bakı: Çaşıoğlu nəşriyyatı, 2005. — 864 с. (азерб.)
  • ISBN 9785837004582. (рус.)

Ссылки

  • Оленская Евгения Никитична. Архивировано 6 мая 2019 года. (рус.)
  • Оленская Евгения Никитична. Архивировано 6 мая 2019 года. (азерб.)

Оленская, Евгения Никитична.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01