15-05-2023
Статья из раздела |
Школы
Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Миманса · Веданта |
Философы и мыслители
Древние |
Ра́джа-йо́га («царская йога»), также известна как классическая йога или просто йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой».
Содержание |
Термин «раджа-йога» является ретронимом, введённым в употребление в XIV веке в «Хатха-йога-прадипике» для установления отличия школы основанной на «Йога-сутрах» от нового течения в хатха-йоге. В XX веке термин также начал использоваться Брахма Кумарис для обозначения практикуемой ими медитационной практики. Раджа-йога Брахма Кумарис, однако, представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги Патанджали.[1]
Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. хатха-йога). Перед началом практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высокого уровня общего физического и психологического здоровья. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания (яма), такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога». Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». В самом начале «Йога-сутр» Патанджали утверждается йогаш читта-вритти-ниродхах (1.2) «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Затем там детально описываются методы, с помощью которых ум в конце концов можно привести к спонтанному состоянию, называемому «нирбиджа», в котором у него уже не будет существовать мысленных объектов сосредоточения.
Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога включает в себя, но одновременно стоит в стороне от остальных видов йоги, побуждая ум избегать сосредоточение на различных практиках, которые могут привести к созданию иллюзорных мысленных объектов. В этом контексте раджа-йогу называют «царской йогой» — все йогические процессы рассматриваются как потенциальные инструменты для достижения этой стадии нирбиджа, которая выступает как пункт отправления на пути очищения от кармы и достижения мокши или нирваны. Исторически, школы йоги, называющие себя «раджа», предлагают своим ученикам сочетание йогической практики с философским мировоззрением подобного рода.
Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):
Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
Яма состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями), и апариграха (отсутствие алчности).
Нияма заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), и ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему).
Те, кто практикуют медитацию не следуя безукоризненно моральным принципам, без практики ямы-ниямы не смогут получить плоды своей медитации. Вначале необходимо очистить ум через практику ямы-ниямы, и только потом заниматься обыкновенной медитацией, в конце концов достигая совершенства.
Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза. Асаны укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряжённости и медитацией.
Пранаяма приостанавливает беспокойную деятельность ума. Часто её путают с дыхательными упражнениями. Прана означает «жизненная сила», а «яма» — контролировать, управлять.
Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.
Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации — самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.
Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научиться управлять страстями. Вайрагья помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потере энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность.
Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий:
Контролируя свой ум, садхана постепенно обретает различные сиддхи и в конце концов достигает асампрагьята-самадхи или кайвальи. Сиддхи, однако, рассматриваются как нежелательные, так как они выступают как огромный соблазн на пути практикующего раджа-йогу и могут привести к падению. Раджа-йоги практикует самьяму — одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи.
Ум управляется посредством абхьясы (практики) и вайрагьи (отречения). Любая практика, которая уравновешивает ум и делает его целенаправленным, называется абхьясой.
Медитация на слог «Ом» устраняет препятствия в садхане и помогает достичь самадхи. Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:
Самадхи бывает двух типов:
В савикалпе существует трипути — триада познающего, познаваемого и знания. На этой стадии все оставшиеся самскары полностью исчезают. В нирвикалпа самадхи подобной триады не существует. Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сасмита и сананда — это различные формы савикалпа самадхи.
Самадхи, которого достигает бхакта, называется бхава-самадхи, джнани обретает баддха-самадхи, а раджа-йоги — ниродха-самадхи.
В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Свами Вивекананда на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на вторую половину XX века.
Йога | |
---|---|
Классические виды йоги |
Бхакти-йога · Карма-йога · Джнана-йога · Раджа-йога |
Другие виды йоги |
Агни-йога · Айенгар-йога · Аштанга-виньяса-йога · Интегральная йога · Крийя-йога · Кундалини-йога · Лайя-йога · Сахаджа-йога · Сурат-шабд-йога · Хатха-йога · Шесть йог Наропы · Йога-спорт |
Тексты | Бхагавад-гита · Йога-сутры · Хатха-йога-прадипика · Гхеранда-самхита · Шива-самхита |
Ступени раджа-йоги | Яма · Нияма · Асана · Пранаяма · Пратьяхара · Дхарана · Дхьяна · Самадхи · Самьяма |
Родственные темы | Аюрведа · Чакра · Мантра · Медитация · Тантра · Веданта · Нади · Сурья-намаскара |
Категория · Йога на Викискладе |
Раджа-йога.