Lt304888.ru

Туристические услуги

Ткачество майя

07-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

Ткачество занимало важную роль в обществе мезоамериканской цивилизации майя.

Характеристика

Культурная составляющая

Покровительницей ткачей у майя была Иш-Чель-Як, дочь богини Луны, отвечавшей за деторождение[1].

Ткачеством у майя занимались исключительно женщины. Из-за того, что они были практически постоянно беременны, эти два явления — ткачество и беременность — мысленно объединялись у майя. В отличии от тех же инков, у майя ткачество было светским занятием, а ткачи — простыми людьми[1].

Майяские ткачи изготовляли одежду — уипилли для женщин и набедренные повязки для мужчин. Увы, образцы этой одежды не сохранились до наших времён, кроме как в качестве изображений на фресках, керамике и в скульптуре[1].

Процесс ткачества

Майяское веретено напоминало палку, а его длина была от 25 до 30 см, на нём располагался керамический блок противовеса (8 см от конца веретена). Также к веретену прилагалось керамическое блюдо. Описанные выше керамические элементы — всё, что осталось от ткачества майя[1].

Перед началом ткачества нити окрашивали[2].

Толкли краски в каменных ступках. В сухом виде они хранились в особых мешочках. Для того, чтобы красители закреплялись на ткани, были необходимы специальные вещества. Изначально майя использовали мочу. Красильщик, работавший в чане с мочой, ненавидел свою работу, и от него всегда дурно пахло. Однако с развитием торговли на огромные майяские рынки в Шикаланго прибыли квасцы, облегчившие работу мастеров майя[2].

Ткацкий станок майя был стандартен для Мезоамерики. Горизонтальная рейка прикреплялась к столбу или дереву. К шунче — нижней деревянной планке — была привязана основа. Толстая конопляная верёвка тянулась к широкой пояснице ткачихи[3].

Разнообразие тканей и цветов

Майя активно выращивали хлопок и он выростал в огромных количествах и во всех регионах страны. Видов этого растения было два: однолетний, который сеяли ежегодно и многолетний — сорт древесного хлопка Gossypium herbaceum. Второй плодоносил до 5-6 лет[4].

Растительные и минеральные красители имели символическое значения для майя[3]:

  • Чёрный — цвет обсидиана и изготовляемых из него копий и наконечников стрел, символ войны. Краситель создавали из угля;
  • Жёлтый — цвет спелой кукурузы, символ пищи. Краситель делали из водных окислов железа;
  • Красный — символизировал кровь. Источников было несколько — красные окислы железа, растение ачиоте, бразильское дерево. Краситель кармин получали из кошенили (по-майяски мукай). Молодые юноши сгоняли их на кактусы, чтобы получить материал для красителя;
  • Синий — символ жертвоприношения. Фирменный майясний оттенок синего можно заметить на росписях в Бонампаке. Изготовлен он был из хроможелезистой глины;
  • Тёмно-пурпурный — ценнейший краситель, получаемый из моллюска Puppura patula.

Разнообразие тканей было велико — как местные ткани, так из мексиканские из кролика; с мозаикой из перьев; плотные хлопчатые ткани, пропитанные соляным раствором. Из последних делали доспехи. Разнообразие узоров также было велико[3].

С испанским нашествием ткацкое искусство майя угасло[3].

У майя широко была распространена ткань манта, однако её образцы не сохранились. Производили её из хлопка, встречалась она на всех рынках майя и была популярным товаром. С 1000 г. до н. э. по 1670 г. н. э. ткачи майя создавали эту ткань[3].

Изготовление одежды

Из уже упомянутой ткани манта изготовляли как уже упомянутые уипилли — женскую одежду, так и набедренные повязки для мужчин, особые жреческие и лидерские одеяния, ткани для украшения идолов, портьеры для храмовых дверей, а также те самые доспехи[5].

Мозаики из перьев

Искусство мозаики из перьев было распространено у майя. Археологами было обнаружено в достаточном количестве только инкская мозаика, ацтетской — всего два образца, а вот от искусство майя не оставило ни одной мозаики[6].

Разнообразие пород

Известно, что в обществе майя были амантека — ткачи, которые создавали эти самые мозаики. Хотя центральный птичник, где экзотические породы разводились, имел место, большой необходимости в массовости подобных заведений не было. Птицы с яркой расцветкой перьев водились в изобилии[6].

Стоит отметить ключевые породы региона[6]:

Юкатан
  • Момоты (тох) — птицы с переливчатым хвостовым оперением.
  • Голубые сойки (паап) — стайные птицы, давали оперение синих оттенков.
  • Перепела — давали весьма скромный спектр.
  • Дятлы
  • Фазаны
  • Гокко — птицы с жёлтым хохолком, из их иссиня-чёрные перьев делали одеяния самых богатых жрецов.
  • Дикая индейка — её перья шли на обряды майя.
Побережье
Тропические регионы (Петен)
Горные леса (Гватемала)
  • Попугаи — длиннохвостные зелёные, а также красные.
  • Кетцаль — легендарная птица майя, размером с зобастого голубя, в хвосте имеет два золотисто-зелёных пера. Обитает она обычно на высоте 1,2 км над уровнем моря и более. Майя строго карали всех, кто осмеливался убить птицу.

Поимка птиц и техника изготовления

Ловили птиц с помощью птичьего клея или духовых трубок — цонче. Из трубок стреляли глиняными шариками и это годилось для поимки сколь угодно большой птицы. Это была два способа поймать птиц, не убивая их. Автор многих работ на тему майя, учёный, путешественник и исследователь, Виктор фон Хаген, сам попытался поймать птицу кетцал. Емму это удалось, а впоследствии он её изучил и запечатлил на фото[7][6].

Мозаики из перьев создавались на ткацком станке. Для начала ткачиха подготавливала станок и раскладывала перья в форме необходимого узора. В ходе процесса ствол пера привязывался к основе и утоку ткани[8].

В обществе майя были довольно популярны перьевые мозаики. Они висели сзади и спереди мужской набедренной повязки. Шлемы вождей и жрецов украшались перьями птицы кетцаль — теми самыми особенными — золотисто-зелёными. Кроме того, перья служили материалом для актёрских вееров, а также крупных опахал для знати, которыми слуги отгоняли насекомых и гоняли прохладный воздух для комфорта аристократа. Пример опахал можно заметить на фресках Бонампака. На празднике Шуль храмы получали по 5 знамён от лучших мастеров. Воинские доспехи и щиты украшались перьями[8].

У Диего де Ланды можно встретить описание женщины в платье из перьев, а также правителя в шиколес — хлопчатой куртке, украшенной перьевыми мозаиками[8].

Плетение циновок

Сплетённую из травы циновку майя называли поп. Она была символом власти у майя и ацтеков. Хольпоп, или холпоп (рус. сидящий на циновке) - так называли представителя правящего класса, так как он в особой позе сидел на циновке. Также слово поп обозначает трон и является первым месяцем года[9].

В майяском обществе у циновок было множество предназначений. Простые майя покрывали ею пол. Тарелка с пищей ставилась на циновку. Также её использовал в качестве матраса. Изображение циновок можно заметить на росписях храма в Тикале (700 г. н.э.). Подобные изображения можно заметить на стеле J в Копане, либо на стеле H в Киригуа, также в Чичен-Ице[10].

Изготовление циновок занимались как мужчины, так и женщины. Ланда упомянул, что это повседневное занятие майя, и что изготовляют циновки в основном из разных видов ивы. Увы, ни одного экземпляра не сохранилось[10].

Плетение корзин

Плетение корзин у майя было широко развитым ремеслом. Было даже четыре вида корзин, но ни один экземпляр не сохранился и охарактеризовать эти виды по отдельности не представляется возможным. Единственный источник сведений о плетении корзин у майя - настенные рисунки, керамика и скульптура. В качестве материалов майя использовали тростник, камыш, осоку, траву и лозу. Свои корзины майя раскрашивали. Как видно по рисункам, способов плетения корзин было несколько - одни были связаны диагонально, а на других был рисунок из ступенчатых прямоугольников и небольших квадратов. О внешнем виде корзин в американских регионах можно судить по корзинам инков, обнаруженных в песках Перу. Технология плетения корзин практически не развивалась. Скажем, иракские корзины эпохи неолита (5000 г. до н.э.) практически идентичны американским[11].

Изготовление верёвок

Примечания

  1. 1 2 3 4 Виктор фон Хаген, 2013, Ткачество майя, p. 223
  2. 1 2 Виктор фон Хаген, 2013, Ткачество майя, p. 224
  3. 1 2 3 4 5 Виктор фон Хаген, 2013, Ткачество майя, p. 225
  4. Виктор фон Хаген, 2013, Ткачество майя, p. 223-224
  5. Виктор фон Хаген, 2013, Ткачество майя, p. 225-226
  6. 1 2 3 4 Виктор фон Хаген, 2013, Мозаики из перьев майя, p. 226
  7. Подробнее о охоте на птиц, а также изготовлении трубок можно прочесть в книгах Виктора фон Хагена «Джунгли в облаках» и «Индейцы племени хикаке в Гондурасе».
  8. 1 2 3 Виктор фон Хаген, 2013, Мозаики из перьев майя, p. 227
  9. Виктор фон Хаген, 2013, Плетение циновок майя, p. 227
  10. 1 2 Виктор фон Хаген, 2013, Плетение циновок майя, p. 228
  11. Виктор фон Хаген, 2013, Плетение корзин майя, p. 228

Литература

  • Хаген, Виктор фон. Ткачество майя // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Litres, 2015. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4.
  • Хаген, Виктор фон. Мозаики из перьев майя // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Litres, 2015. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4.
  • Хаген, Виктор фон. Изготовление верёвок майя // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки. — Litres, 2015. — 950 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4.

Ткачество майя.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01