08-05-2023
Фантазия | |
англ. Fantasia | |
Постер мультфильма |
|
Тип мультфильма |
Рисованный |
---|---|
Жанр | |
Сиквелы | |
Режиссёр |
Сэмюель Армстронг |
Продюсер | |
Композитор | |
Студия | |
Страна | |
Время |
120 мин |
Премьера | |
Бюджет |
$ 2 280 000 |
Сборы |
$ 76 408 097 |
BCdb |
подробнее |
IMDb |
ID 0032455 |
«Фантазия» (англ. «Fantasia») — классический полнометражный музыкальный мультипликационный фильм, созданный компанией Уолта Диснея в 1940 году. Картина состоит из девяти номеров, музыка для которых исполнялась Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковского.
«Фантазия» стала одним из самых смелых экспериментов Уолта Диснея. В мультфильме был впервые использован стереофонический звук (Fantasound), а стиль картины тяготеет к абстракционизму и авангарду.
В 1999 году был выпущен мультфильм «Фантазия-2000» с применением современных технологий, также включивший в себя классический сюжет «Ученик чародея».
Содержание |
Фильм состоит из семи эпизодов, музыкальным фоном в которых служат восемь классических произведений. Каждая из девяти частей фильма выполнена в собственной стилистике и сюжетно самостоятельна, а в качестве связующих звеньев между ними выступают небольшие киновставки с участием Филадельфийского оркестра под руководством Леопольда Стоковского.
Каждый эпизод начинается с оркестрового вступления. Фильм начинается как спектакль: в полумраке поднимается занавес, на синем фоне проявляются силуэты музыкантов, сопровождаемые шумом настраиваемых инструментов. Рассказчик приветствует зрителей. Пока он рассказывает зрителям о трёх типах музыки, постепенно проясняется звучание инструментов и их звучание сливается в гармонию. Три типа музыки — повествовательная, рассказывающая историю, иллюстративная (фоновая) и абсолютная, существующая ради себя самой.
Фрагмент, озвученный Токаттой и фугой ре-минор И. С. Баха представляет собой смесь абстрактных образов из геометрических фигур и неба в стиле немецкого художника-абстракциониста Оскара Фишингера.
Несколько музыкальных фрагментов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Построено на поэме «Ученик чародея» Гёте и одноимённой симфонической поэме Поля Дюка.
Игорь Стравинский — «Весна священная»
Иллюстрирует Симфония № 6 фа мажор, oп. 68, «Пасторальная» Людвига ван Бетховена — перед зрителем проходит вереница богов и персонажей греко-римской мифологии: семья пегасов, Бахус и его осёл-единорог, купидоны (ангелы), кентавры обоих полов, Ирида, Юпитер, Вулкан и Диана.
Амилькаре Понкьелли — «Танец часов» из оперы «Джоконда»
Модест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе»
Клод Дебюсси — не вошедший в окончательную редакцию сюжет «Лунный свет»[1]
Микки Маус созданный Уолтом Диснеем, начал терять популярность в 1930-х. по популярности его опередили Дональд Дак, Гуфи и по некоторым опросам Попай[2]. В начале 1937 года Дисней решил задействовать Микки Мауса в мультфильме, основанном на балладе Гёте «Der Zauberlehrling» положенную на музыку «Ученик Чародея», симфоническую поэму Поля Дюка[2]. Он приобрёл права на использование музыки в конце июля и решил пригласить известного дирижёра для комментария[3]. Сначала выбор пал на Артуро Тосканини[4], но затем было решено что Леопольд Стоковски лучше подходит для этой роли. Встреча произошла в известном голливудском ресторане Chasen’s, где мультипликатор предложил дирижировать бесплатно. Дирижёр предложил идею фильма, в котором бы иллюстрировались различные темы из классической музыки, которую Дисней принял[2]. Краткое описание сюжета было роздано каждому из 700 работников студии, которым было предложено вносить свои замечания[5]. Было вынесено предложение использовать гнома Простачка из «Белоснежки и Семи гномов», но Дисней настоял на Микки Маусе[6].
Вечером 9 января 1938 года, более 100 музыкантов собрались на студии Калвера в Калифорнии для записи «Ученика Чародея»[7][6][8]. Прорисовка для короткометражки началась 21 января[9], аниматор Фред Мур немного изменил внешний вид Микки, добавив ему зрачки для большей выразительности[4]. Когда расходы на проект перевалили за 125 000 долларов, Диснею стало ясно что если фильм будет короткометражным, то он не сможет списать большую часть расходов с налогов[2]. Он принял идею Стоковски расширить мультфильм до полнометражного фильма, первым названием проекта стал просто «Фильм-концерт»[2]. Идея была в то, чтобы включить Ученика Чародея в «группу отдельных номеров, невзирая на их хронометраж и представить одним блоком»[10]. Дисней надеялся, что концепция привлечёт больше внимания к классической музыке. «Фильм привлечёт внимание многих людей, которые раньше проходили мимо такого рода вещей», сказал Дисней[11]. Возможное название фильму дал Стоковски, который описал это как создание «Фантазии». Композитор, музыкальный критик и радиоведущий Димс Тейлор согласился выступить техническим советником и читать текст во вступлениях для каждого сегмента программы[12].
Дисней, Стоковски, Тейлор и работники студии встретились и три недели в сентябре 1939 года обсуждали музыкальные отрывки для «Фантазии»[13]. Идеи, высказываемые во время обсуждений дословно записывались стенографистами, после чего каждый участник получал копию перед следующим обсуждением. Как только музыка для фильма была выбрана, все прослушали записи музыкальных произведений[14]. Предложение Тейлора включить в программу «Весну священную» было принято Диснеем, который потребовал от отрывка «что-нибудь на доисторическую тему… с доисторическими животными»[15].
Производство короткометражного фильма началось в 1937 году, когда успех Микки Мауса постепенно начал затихать. Уолт Дисней замыслил «статусный фильм, дерзкий в художественном плане». Его брат, Рой Оливер, занялся получением прав на адаптацию произведения и уже в мае 1937 началась работа. Короткометражка отвечала желанию Уолта Диснея познакомить подрастающее поколение с классической музыкой, аудиторией которая «не имела представления о том, какой профанацией могла обернуться попытка проиллюстрировать музыку». Согласие на адаптацию было подтверждено письмом Роя, которое Уолт получил 31 июля 1937 года. В качестве звуковой дорожки звука использовали записи Артуро Тосканини.
Уже после начала работы над фильмом, на голливудской вечеринке Уолт Дисней познакомился с дирижёром по имени Леопольд Стоковский и рассказал ему о проекте. Стоковский принял предложение принять участие в озвучке мультфильма.
В ноябре 1937 Стоковский прислал пробные записи пьесы Дюка, которые позволили изготовить первую версию фильма. Главную роль в фильме играл гном Семпле, потом его заменили на Микки Мауса. Дисней снова изменил решение и потребовал от Джеймса Алгара выпустить фильм про Микки-Мауса. Пирс с командой были переведены на другой проект.
Увлекшись идеей смешать классическую музыку с анимацией, Стоковский принял приглашение дирижировать оркестром для записи фонограммы Ученика чародея, но в процессе работы появился более смелый замысел — серия «анимированных интерпретаций музыкальных тем».
Вдохновлённый Уолт Дисней связался с Димсом Тейлором, критиком(?), известным благодаря комментариям к радиопередачам Нью-Йоркского филармонического оркестра, за помощью в разработке замысла. Кроме того Тейлор сыграл роль церемониймейстера в начале фильма и между эпизодами. Фильм получил (рабочее) название «Мультфильм-концерт». Стоковский обозначал проект словом «фантазия», которое и закрепилось в качестве официального.
Проект развивался быстро. Фантазия стала воплощением новой концепции «(эволюционного) кино-музыкального спектакля». Авторы рассматривали возможность показа в концертных залах, а не в кинотеатрах. В мультфильме была впервые применена система стереозвука Dolby Stereo. В подготовке комплекса обработки звука использовался аудиоосциллятор HP200A.
Высокие затраты на производство Ученика чародея, около 125 тысяч долларов, были в 3-4 раза выше затрат на производство других фильмов про Микки-Мауса на тот момент и были отчасти связаны с высоким качеством. Они определили решение Диснея включить Ученика в полнометражный фильм. Пре-продакшн начался в конце лета 1938 года, о чём свидетельствует упоминание Майкла Бэрриера о сомнениях Диснея относительно одного эпизода.
Бэрриер называет датой начала пре-продакшна сентябрь 1938 года, когда Стоковский, Дисней и другие члены команды начали прослушивать множество музыкальных произведений и решать, что включать в фильм и определять основные темы фильма. Он упоминает множество произведений, из которых большая часть могла рассматриваться как последователи Silly Symphonies, короткометражек без постоянных героев. В октябре Дисней дал понять, что не хочет создавать просто компиляцию разнородных сцен. Фильм-концерт должен быть единым, в частности, образовательной стороной переходов между эпизодами.
Мультфильм завоевал две премии «Оскар» (1942), премию Национального совета кинокритиков США (1940) и другие награды:
Фантазия (Disney) | |
---|---|
Фильмы | Фантазия (1940) • Фантазия 2000 (1999) |
Дирижёры | Леопольд Стоковский • Джеймс Ливайн |
Связанные статьи | Fantasound • Видеоигра • Destino • Ученик чародея (2010) |
Сегменты из «Фантазии» | Токката и фуга ре минор • Щелкунчик • Ученик чародея • Весна священная • Симфония № 6 • Танец часов • Ночь на лысой горе • Ave Maria |
Сегменты из «Фантазии 2000» | Симфония № 5 • Pines of Rome • Rhapsody in Blue • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 • Карнавал животных • Ученик чародея • Торжественные и церемониальные марши • Жар-птица |
Персонажи | Микки Маус • Дональд Дак • Дейзи Дак • Другие персонажи |
Фантазия (мультфильм).