Lt304888.ru

Туристические услуги

A-101

31-07-2023

A-101 (SA-6)
Эмблема

Полётные данные корабля
Название корабля Аполлон модель 1
Ракета-носитель Сатурн-1
Стартовая площадка База ВВС США на мысе Канаверал LC-37B
Запуск 28 мая 1964
17:07:00 UTC
Посадка 28 мая 1964
13:05:50 UTC
Длительность полёта 3 дня 8 часов
Количество витков 54
Апогей 204 км
Перигей 179 км
Наклонение 31,8°
Период обращения 88,5 мин
Масса 7 700,0 кг
NSSDC ID 1964-025A
NORAD ID 0800
Полётные данные экипажа
Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая
A-001 A-102

A-101 (SA-6) — 9-й старт, проведенный в рамках подготовки к программе Аполлон, 1-й орбитальный полет модели, произведен ракетой-носителем Сатурн-1, состоялся 28 мая 1964 года.

Содержание

Модель

A-101 перед стартом (NASA).

Первые пять запусков Сатурн-1 несли спутники Jupiter-C nosecone, которые давали возможность инженерам сосредоточиться на аэродинамике ракеты и её управляемости. Однако, чтобы добраться на Луну, нужно было исследовать возможности ракеты вывести на орбиту космический корабль Аполлон, его аэродинамику. Поэтому на A-101 поставили модель космического корабля Аполлон, которая был выполнена из картона (газетного материала) и фиктивную Систему аварийного спасения (САС) (Launch Escape System (LES)). Картонная модель BP № 13 дублировала размер, вес, форму и центр тяжести укомплектованного командного модуля Аполлона. Модель командного модуля весила приблизительно 5 400 кг, а комбинацию командный-обслуживающий модули нагрузили до 7 700 кг.

Это позволило инженерам разместить в модели 116 измерительных приборов и датчиков для того чтобы специалисты могли отследить напряжение, аэродинамические нагрузки и ускорение, которое испытывает космический корабль, надеясь на подтверждение своих расчетов.

Полет

A-101 на стартовой площадке (NASA).

Отрыв ракеты от стартового стола удался только с третьей попытки. Первая попытка не удалась из-за того, что жидкий кислород повредил экран проволочной сетки фильтра во время теста, что привело к загрязнению топлива. Второй раз старт был отложен по причине перегрева системы наведения ракеты из-за того что сломался компрессор в системе кондиционировании воздуха. В конце концов ракета стартовала 28 мая 1964 года со стартового стола LC-37b. Было несколько задержек во время заправки, поскольку из-за паров жидкого кислорода постоянно запотевало оптическое окно в отделении аппаратуры SA-6, и наземный теодолит не мог отслеживать корабль. Без связки «оптическое окно-теодолит» запуск не мог состояться. Поскольку это было не очень важно, инженерами было принято решение удалить из компьютера этот пункт отслеживания, и запуск состоялся.

Подъем был нормален до 76,9 секунды после запуска. В этот момент отключился двигатель № 8, раньше положенного времени. Это не было запланировано как на SA-4 (в порядке эксперимента), и привлекло внимание инженеров. Автоматика ракеты отлично компенсировала потерю тяги и заставила всю первую ступень проработать на 2,7 секунды больше, чем запланированно. Произошло отделение первой ступени и включилась вторая. Через десять секунд Системой аварийного спасения (САС) или (LES) Командный модуль был вынесен от ракеты-носителя, как и было запланировано (теперь любой взрыв не будет катастрофическим, САС могла отделить и спасти космический корабль на любой высокой скорости). Также отделились от первой ступени восемь пленочных фотокамер, которые отслеживали разделение ступеней.

Вторая ступень проработала 624,5 секунды после запуска (на 1,26 секунды меньше, чем было запланировано), и с картонной моделью обслуживающего модуля вышла на орбиту с апогеем 227 километра и перигеем 182 километра. Аппаратура обслуживающего модуля продолжала передавать данные в течение четырёх витков, пока не сели батареи. Они совершили 54 витка и вошли в атмосферу к востоку от Острова Кантона в Тихом океане 1 июня 1964 года[1].

Причина отказа двигателя

Инженеры хотели поскорее найти причину отказа двигателя № 8 первой ступени. Зубчатая передача в одном из механизмов была напрочь сточена. Это не вызывало задержек следующих запусков, поскольку инженеры быстро нашли решение — что и как надо изменить в этом механизме. Это была единственная проблема, которая произошла во время полета — с двигателем H-1 первой ступени.

Примечания

  1. NASA - NSSDC - Spacecraft - Details



A-101.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01