15-10-2023
A5M | |
---|---|
Тип | палубный истребитель |
Разработчик | Mitsubishi |
Производитель | Mitsubishi |
Первый полёт | 4 февраля 1935 года |
Начало эксплуатации | 1936 год |
Конец эксплуатации | 1942 год (как самолет камикадзе до 1945 года) |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | Императорский флот Японии |
Годы производства | 1937-1940 |
Единиц произведено | 1094 |
Изображения на Викискладе |
Тип 96, A5M (яп. 九六式艦上戦闘機) — японский лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны. Кодовое имя союзников — «Клод» («Claude»). В СССР получил обозначение «И-96». Спроектирован фирмой «Мицубиси» в 1934—1936 годах и стал первым палубным истребителем-монопланом в мире. Серийно производился в 1937—1940 годах. Хотя к началу Второй мировой войны был, в основном, сменён более совершенным A6M «Зеро», но оставался в строю до 1942 года, а в последние месяцы войны использовался камикадзе.
Содержание |
A5M — одномоторный одноместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла.
Фюзеляж, крылья и хвостовое оперение A5M были выполнены целиком из металла, лишь поверхности управления имели тканевую обшивку. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с овальным поперечным сечением. Кабина пилота на всех модификациях, кроме A5M4 раннего выпуска, открытая, на A5M4 была закрыта сдвижным фонарём. Крылья самолёта имели эллиптическую форму и не складывались, хвостовое оперение было выполнено по классической схеме.
Шасси самолёта было неубирающимся, с закрытыми обтекателями стойками передних колёс, трёхстоечным, с хвостовым колесом.
Все A5M, кроме модификации A5M3a, оснащались различными вариантами 9-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Котобуки фирмы «Накадзима», разработанного на основе выпускавшегося по лицензии британского Бристоль «Юпитер». Его мощность, в зависимости от модификации, составляла от 550 до 710 л.с. Винт самолёта — металлический с изменяемым в полёте шагом, на модификации A5M1 двухлопастной, диаметром 2,69 м, на модификациях A5M2 и A5M4 трёхлопастной, диаметром 2,98 м, на модификации A5M3a трёхлопастной диаметром 2,9 м. Ёмкость топливных баков составляла 330 л, самолёты A5M4 могли также нести подвесной топливный бак вместимостью 160 л.
Вооружение всех модификаций, кроме A5M3a, состояло из двух 7,7-мм пулемётов Тип 89, размещённых над двигателем. Уже на момент появления A5M такое вооружение считалось для истребителя недостаточным. Помимо этого, машины модификации A5M4 могли нести две подвешиваемых под крыльями 30-килограммовых авиабомбы.
ТТХ A5M различных модификаций | ||||||||
Ka-14 | A5M1 | A5M2a | A5M2b | A5M3a | A5M4 | A5M4-K | Ki-18 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Размах крыла, м | 11,000 | 11,000 | 11,000 | 11,000 | 11,000 | 11,000 | 11,000 | 11,000 |
Длина, м | 7,670 | 7,710 | 7,545 | 7,565 | 8,377 | 7,565 | 7,655 | 7,655 |
Высота, м | 3,265 | 3,200 | 3,200 | 3,270 | 3,095 | 3,237 | 3,237 | 3,150 |
Площадь крыла, м² | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 17,8 | 16,0 |
Сухая масса, кг | 1040 | 1075 | 1184 | 1234 | н/д | 1216 | 1263 | 1110 |
Масса снаряжённого, кг | 1373 | 1500 | 1609 | 1697 | н/д | 1707 | 1671 | 1422 |
Двигатель | Котобуки 5, 550 л.с. | Котобуки 2 Кай 1, 580 л.с. | Котобуки 2 Кай 3а, 610 л.с. | Котобуки 3, 640 л.с. | «Испано-Сюиза», 610 л.с. | Котобуки 41, 710 л.с. | Котобуки 41, 710 л.с. | Котобуки 5, 550 л.с. |
Максимальная скорость, км/ч | 450 | 406 | 426 | н/д | н/д | 435 | 442 | 445 |
Нагрузка на крыло, кг/м² | 77,13 | 84,27 | 90,39 | 95,34 | н/д | 93,88 | 95,90 | 88,87 |
Боевой радиус, км | н/д | 705 | 705 | н/д | н/д | 648 | н/д | н/д |
Дальность полёта с ПТБ, км | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1200 | н/д | н/д |
Практический потолок, м | 9450 | 9450 | н/д | н/д | н/д | 9800 | 9830 | н/д |
Палубные истребители Японии | |
---|---|
Самолёты Императорского флота Японии времён Второй мировой войны | |
---|---|
Палубные истребители |
A5M • A6M Zero • A7M Reppuu |
Палубные пикирующие бомбардировщики | |
Палубные торпедоносцы и бомбардировщики |
B4Y • B5M • B5N • B6N Tenzan • B7A Ryusei |
Палубные разведывательные самолёты | |
Истребители наземного базирования |
J1N Gekko • J2M Raiden • J4M Senden • J5M Tenrai • J7W Shinden • J8M Shuusui • J9Y Kikka • N1K-J Shiden • A8V1 |
Ночные истребители | |
Бомбардировщики наземного базирования |
G3M • G4M • G5N Shinzan • P1Y Ginga • G8N Renzan • G10N Fugaku |
Патрульные бомбардировщики | |
Разведывательные самолёты | |
Транспортные самолёты | |
Учебно-тренировочные самолёты |
K3M • K5Y • K7M • K10W • K11W Shiragiku |
Самолёты специального назначения | |
Летающие лодки | |
Истребители-гидропланы | |
Разведывательные гидросамолёты |
E7K • E8N • E9W • E10A • E11A • E13A • E14Y • E15K Shiun • E16A Zuiun • F1M |
Гидросамолёты специального назначения |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Mitsubishi A5M.