19-06-2023
Нижегородский речной грузовой порт — грузовой порт на Стрелке в Нижнем Новгороде, на слиянии двух рек Волги и Оки, в настоящий момент ликвидируемый[1][2] , планируется перенос и дальнейшее развитие его функций на новом месте[3]. На протяжении всей истории своего существования грузовой порт на Стрелке являлся одним из ключевых звеньев международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад» европейской части России. Нижний Новгород — это крупнейший транспортный узел в Приволжском федеральном округе России и речной грузовой порт — является его важной составляющей. Порт на Стрелке был представлен тремя грузовыми районами, как со стороны Волги, так и стороны Оки, с соответствующими названиями - Центральный, Волжский и Окский.
До 2017 года нижегородский грузовой речной порт занимался добычей речного песка в промышленных масштабах, хранением и транспортировкой различных грузов.
Нижегородский порт имеет 9 русловых месторождений песка в акватории реки Волги от Васильсурска до Нижнего Новгорода и в Дуденеве на Оке. Разработка этих месторождений позволяет максимально сократить расстояние перевозки до строящихся объектов.
Основная масса транспортируемых товаров - это также минеральные и строительные грузы - камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье. Ежегодно порт перемещал около полутора миллионов тонн грузов, в навигационный период добывает и перевозит более двух миллионов тонн речного песка из русла реки, перегружалось около 700 тысяч тонн обогащенной песчано-гравийной смеси и щебеночных материалов.
Для перегрузки песка и других грузов в грузовом порту Нижнего Новгорода использовалось несколько портальных кранов (ныне демонтированных)[1].
Современный порт основан 7 марта 1932 г., хотя Нижний Новгород использовался как крупный речной порт и ранее. На рубеже ХIХ—ХХ веков грузооборот водных путей в Нижнем Новгороде был выше 70 миллионов пудов. Суда пришвартовывались к дебаркадерам и баржам. В 1905 году по берегам появились лабазы, хозяевами которых являлись крупные купцы-судовладельцы, представлявших 11 частных пароходств.
5 февраля 1918 года вышел Декрет о национализации торгового флота, вслед за которым возникло централизованное руководство пароходствами и было образовано единое управление пристанями. В советское время порт носил названия горьковского речного порта, в связи с переименованием города 7 октября 1932 года (см. историю Нижнего Новгорода).
С 1956 года порт начинает работать зимой. Ледоколы приводили баркасы, которые после загрузки, по полой воде уходили в глубинные районы боковых рек.
На протяжении более 30 лет (вплоть до начала 90-х) неизменно увеличивались объемы переработки грузов. Горьковский порт был одни из мощнейших речных портов страны.
До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из крупных государственных пароходств — Волжское объединённое речное пароходство, в дальнейшем приватизированное и распавшееся на несколько самостоятельных судоходных компаний, а грузовой порт стал независимой транспортной компанией ОАО "Нижегородский порт".
В конце 2000-х годов XXI века обсуждался вопрос переноса грузового порта и строительство на его месте делового центра «Сити-стрелка».[4] Для расширения возможностей существующего порта, с учётом необходимости его дальнейшего переноса, для перевалки минерально-строительных грузов в Московском районе выбрана площадка для строительства нового комплекса.[5]
В 2010 году городским правительством при участии общественности был одобрен новый генеральный план развития города Нижнего Новгорода с расчетным сроком на 2030 год (первая очередь реализации — 2020 год)[6]. Данный генеральный план, подразумевает в частности удаление из района «Стрелка» грузовых причалов водного транспорта.
Предполагается, что после окончания строительства стадиона современный грузовой порт на Стрелке будет полностью ликвидирован, а вместо него появится парк[7]. На благоустройство набережной на правом берегу Волги около нового стадиона - от жилого микрорайона «Седьмое небо» до грузового порта в 2017 уже выделено 93 млн. рублей из федерального бюджета[8].
Предприятие ОАО "Нижегородский порт", фактически управлявшее грузовым речным портом в 2017 году проходит стадию ликвидации. Последняя запись в ЕГРЮЛ внесена 27 февраля 2016 г., причина: признание судом ЮЛ банкротом и открытии конкурсного производства[2].
Согласно проекту постановлению администрации Нижнего Новгорода (не принятом, из-за общественной реакции, правда по другой тематике), в контексте изменений ситуации с речным портом планируется [3]:
Примечание: Обновлённое и принятое постановление администрации города № 2051 от 12 июля 2016, не включало в себя информацию о планах на речной грузовой порт.
Грузовой порт (Нижний Новгород).