Lt304888.ru

Туристические услуги

Грузовой порт (Нижний Новгород)

19-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Вид на речной грузовой порт и собор Александра Невского в 2007 г.
Вид на речной грузовой порт с противоположной стороны реки Оки, видны портальные краны (по состоянию на август 2016 г.)

Нижегородский речной грузовой порт — грузовой порт на Стрелке в Нижнем Новгороде, на слиянии двух рек Волги и Оки, в настоящий момент ликвидируемый[1][2] , планируется перенос и дальнейшее развитие его функций на новом месте[3]. На протяжении всей истории своего существования грузовой порт на Стрелке являлся одним из ключевых звеньев международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад» европейской части России. Нижний Новгород — это крупнейший транспортный узел в Приволжском федеральном округе России и речной грузовой порт — является его важной составляющей. Порт на Стрелке был представлен тремя грузовыми районами, как со стороны Волги, так и стороны Оки, с соответствующими названиями - Центральный, Волжский и Окский.

До 2017 года нижегородский грузовой речной порт занимался добычей речного песка в промышленных масштабах, хранением и транспортировкой различных грузов.

Нижегородский порт имеет 9 русловых месторождений песка в акватории реки Волги от Васильсурска до Нижнего Новгорода и в Дуденеве на Оке. Разработка этих месторождений позволяет максимально сократить расстояние перевозки до строящихся объектов.

Основная масса транспортируемых товаров - это также минеральные и строительные грузы - камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье. Ежегодно порт перемещал около полутора миллионов тонн грузов, в навигационный период добывает и перевозит более двух миллионов тонн речного песка из русла реки, перегружалось около 700 тысяч тонн обогащенной песчано-гравийной смеси и щебеночных материалов.

Для перегрузки песка и других грузов в грузовом порту Нижнего Новгорода использовалось несколько портальных кранов (ныне демонтированных)[1].

История

Современный порт основан 7 марта 1932 г., хотя Нижний Новгород использовался как крупный речной порт и ранее. На рубеже ХIХХХ веков грузооборот водных путей в Нижнем Новгороде был выше 70 миллионов пудов. Суда пришвартовывались к дебаркадерам и баржам. В 1905 году по берегам появились лабазы, хозяевами которых являлись крупные купцы-судовладельцы, представлявших 11 частных пароходств.

5 февраля 1918 года вышел Декрет о национализации торгового флота, вслед за которым возникло централизованное руководство пароходствами и было образовано единое управление пристанями. В советское время порт носил названия горьковского речного порта, в связи с переименованием города 7 октября 1932 года (см. историю Нижнего Новгорода).

С 1956 года порт начинает работать зимой. Ледоколы приводили баркасы, которые после загрузки, по полой воде уходили в глубинные районы боковых рек.

На протяжении более 30 лет (вплоть до начала 90-х) неизменно увеличивались объемы переработки грузов. Горьковский порт был одни из мощнейших речных портов страны.

До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из крупных государственных пароходств — Волжское объединённое речное пароходство, в дальнейшем приватизированное и распавшееся на несколько самостоятельных судоходных компаний, а грузовой порт стал независимой транспортной компанией ОАО "Нижегородский порт".

Ликвидация и перенос

В конце 2000-х годов XXI века обсуждался вопрос переноса грузового порта и строительство на его месте делового центра «Сити-стрелка».[4] Для расширения возможностей существующего порта, с учётом необходимости его дальнейшего переноса, для перевалки минерально-строительных грузов в Московском районе выбрана площадка для строительства нового комплекса.[5]

В 2010 году городским правительством при участии общественности был одобрен новый генеральный план развития города Нижнего Новгорода с расчетным сроком на 2030 год (первая очередь реализации — 2020 год)[6]. Данный генеральный план, подразумевает в частности удаление из района «Стрелка» грузовых причалов водного транспорта.

Предполагается, что после окончания строительства стадиона современный грузовой порт на Стрелке будет полностью ликвидирован, а вместо него появится парк[7]. На благоустройство набережной на правом берегу Волги около нового стадиона - от жилого микрорайона «Седьмое небо» до грузового порта в 2017 уже выделено 93 млн. рублей из федерального бюджета[8].


Предприятие ОАО "Нижегородский порт", фактически управлявшее грузовым речным портом в 2017 году проходит стадию ликвидации. Последняя запись в ЕГРЮЛ внесена 27 февраля 2016 г., причина: признание судом ЮЛ банкротом и открытии конкурсного производства[2].

Согласно проекту постановлению администрации Нижнего Новгорода (не принятом, из-за общественной реакции, правда по другой тематике), в контексте изменений ситуации с речным портом планируется [3]:

Примечание: Обновлённое и принятое постановление администрации города № 2051 от 12 июля 2016, не включало в себя информацию о планах на речной грузовой порт.

Отражение в культуре

  • Съёмки советского фильма "Екатерина Воронина" 1957 года (по одноименному роману Анатолия Рыбакова) о волжанке - Екатерине — инженере и начальнике участка речного порта проходили в центральном грузовом районе Горьковского речного порта.

Примечания

  1. ↑ Видео-репортаж медиа-проекта Столица-Нижний "Последний портальный перегрузочный кран «Ганц» демонтировали в нижегородском порту" на YouTube
  2. ↑ ОАО "Нижегородский Порт" на сайте Rusprofile.ru
  3. ↑ Проект постановления администрации Нижнего Новгорода «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде»
  4. «„Стрелки“ далекой» больше не будет, aifnn.ru, 28.03.2007
  5. ОАО «Нижегородский порт» направит 80 млн рублей на строительство площадок для перевалки минерально-строительных грузов в Московском районе Нижнего Новгорода, niann.ru, 16 июля 2008
  6. Генеральный план города Нижнего Новгорода. Администрация Нижнего Новгорода. Проверено 28 марта 2016.
  7. Стадион в Нижнем Новгороде к ЧМ 2018 года. — 2018 год. — Дата обращения: 26.01.2017.
  8. На благоустройство набережной около стадиона «Нижний Новгород» направят 93 млн рублей (рус.), KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (7 марта 2017). Проверено 10 марта 2017.

Ссылки

  • Статья "Нижегородский Порт" в энциклопедии Нижнего Новгорода
  • Информация об ОАО "Нижегородский порт" на сайте СПР
  • Аэровидеосъёмка нижегородского речного порта, июнь 2016 года (видеоролик на YouTube)
  • Галилео


Грузовой порт (Нижний Новгород).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01