26-08-2023
«Семёновская»
Арбатско-Покровская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Выход на поверхность: |
|
---|---|
Дата открытия: | |
Прежние названия: | |
Проекты переименования: |
Семёновское (1992 год) |
Район: | |
Округ: | |
Тип: |
Колонно-пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м.: |
40 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Инженеры-конструкторы: |
В. И. Дмитриев |
Выход к улицам: | |
Наземный транспорт: |
А 36, 83, 141, 254, 702, 783; Тб 22, 87; Тм 2, 11, 32, 34, 36, 43, 46 |
Время открытия: |
5:25 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
049 |
«Семёновская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Партизанская» и «Электрозаводская». Находится на территории района Соколиная Гора Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (ныне «Партизанская») (третья очередь строительства). Нынешнее название дано по Семёновской площади, первоначальное («Сталинская») — по бывшему Сталинскому району Москвы. Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия[2].
Содержание |
История проектирования станции «Семёновская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». В июле 1937 года «Семёновская» была исключена из проекта[3].
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Было принято окончательное решение о строительстве «Семёновской» на том же месте, но под другим названием — «Сталинская» (по названию района Москвы). После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года «Сталинская» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская»[3].
В 1944 году[4] на станции «Сталинская»[5] была установлена созданная в 1936 году советским скульптором Г. Д. Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» (известна также под названием «Сталин и Геля»[6]).
30 ноября 1961 года станция была переименована в «Семёновскую»[1]. В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции[7].
В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Семёновское», однако он не был осуществлён[1]. Станция была закрыта с 15 мая 2005 по 25 апреля 2006 года для проведения работ по замене эскалаторов и реконструкции вестибюля[8].
В генеральном плане Москвы, принятом в 2010 году, предусматривалось строительство в срединной части города до 2025 года Большого кольца Московского метрополитена[9]. Согласно проекту, пересадка с кольца на Арбатско-Покровскую линию предполагалось осуществлять через станцию метро «Семёновская»[10]. Позднее проекты строительства Большого кольца и Третьего пересадочного контура были объединены[11]. Согласно новому проекту, пересадка с кольца на Арбатско-Покровскую линию будет осуществляться через станцию метро «Электрозаводская»[12].
Конструкция станции — пилонная трёхпролётная глубокого заложения[1]. Сооружена по индивидуальному проекту (по типоразмерам пилонной станции, однако геологическая обстановка позволила заменить каждый пилон четырьмя колоннами)[1]. Это явилось развитием творческой мысли архитекторов, целью которых было создание более удобной для пассажиров глубокой станции[13]. В результате пространство всех залов увеличилось. Эти идеи были позже развиты в архитектурном решении станции «Курская» Кольцевой линии, где боковые станционные тоннели несколько сближаются, каждая поперечная пара колонн придвигается друг к другу и образует одну расширенную колонну[14].
Оформление посвящено теме Советской Армии и оружия (скульпторы В. И. Мухина, Н. К. Вентцель, художник В. П. Ахметьев). Колонны облицованы светлым мрамором «коелга» с вставками красно-пёстрого мрамора «нижний тагил». В орнаменте свода центрального зала отражены виды тяжёлого вооружения — танки, САУ, самолёты и т. д.[15] Пол выложен чёрным, красным, серым и белым гранитом. Путевые стены облицованы серым с белыми прожилками мрамором «уфалей», в котором через равные промежутки сделаны треугольные вставки из зелёного слоистого песчаника. На них изображены чеканные бронзовые щиты с изображением образцов советского оружия[16]. Торцевую стену украшает горельеф, изображающий орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович). Раньше под надписью была подпись «И. Сталин», но после разоблачения культа личности Сталина эта подпись была убрана. Барельефы с изображением оружия и портретов воинов украшают путевые стены, изображения оружия украшают также потолок центрального зала. Светильники в центральном зале расположены на торшерах из зелёного мрамора с бронзовым основанием[17].
Наземный вестибюль, выполненный в форме арки, облицован шлифованным туфом и красным гранитом (фасад)[18]. Кассовый зал отделан белым и красным мрамором. Первоначально в верхней части вестибюля располагался круглый барельеф с изображением Сталина, который был снят ориентировочно в 1960 году[19].
С 15 мая 2005 года по 28 апреля 2006 года станция была закрыта на капитальный ремонт для замены эскалаторов, полностью выработавших свой ресурс.
Почтовая марка СССР «Станция „Сталинская“» (1947)
Современный вход на станцию (2007)
Современный вид центрального зала
Выход в город после реконструкции
Путевая платформа станции (2010)
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Пятницкое шоссе» | 5:35:20 | 5:37:50 |
5:38:50 | 5:37:20 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 5:57:20 | 5:57:35 |
5:57:45 | 5:57:35 |
Станция метро «Семёновская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Партизанская» и «Электрозаводская». Выход в город на Семёновскую площадь.
Станция «Семёновская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[25]:
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[26][27][28]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 36 | «Новогиреево», «Шоссе Энтузиастов» | Платформа «Новогиреево» | Ст. метро «Семёновская» |
авт. № 83 | «Шоссе Энтузиастов» | Ст. метро «Перово» | Ст. метро «Семёновская» |
авт. № 141 | «Перово», «Шоссе Энтузиастов» | Улица Молостовых | Ст. метро «Семёновская» |
авт. № 254 | «Шоссе Энтузиастов» | Улица Молостовых | Ст. метро «Семёновская» |
авт. № 702 | «Шоссе Энтузиастов» | Южное Измайлово | Ст. метро «Семёновская» |
авт. № 783 | «Сокольники», «Красносельская», «Электрозаводская», «Партизанская», «Измайловская» | Ст. метро «Сокольники» | Ст. метро «Измайловская» |
трол. № 22 | «Первомайская», «Партизанская», «Электрозаводская», «Бауманская»
«Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая |
16-я Парковая улица | Комсомольская площадь |
трол. № 25 | «Бауманская», «Китай-город», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | Проспект Будённого | Лубянская площадь |
трол. № 87 | «Первомайская», «Партизанская», «Электрозаводская» | 16-я Парковая улица | Электрозаводский мост |
трам. № 2 | «Улица Подбельского», «Преображенская площадь» | Детский санаторий | Ст. метро «Семёновская» |
трам. № 11 | «ВДНХ», «Преображенская площадь», «Партизанская», «Первомайская» | Останкино | 16-я Парковая улица |
трам. № 32 | «Авиаматорная», «Партизанская» | Проезд Энтузиастов | Ст. метро «Партизанская» |
Станция «Семёновская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Бауманского альянса вместе с «Бауманской» и «Электрозаводской»[29].
Внешние изображения | |
---|---|
Перспективная схема Московского метрополитена по постановлению СНК СССР от 21.03.1933 Из брошюры Н. Н. Улласа (1965) | |
Перспективная схема линий Московского метрополитена по состоянию на декабрь 1934 г. Из книги «Московский метрополитен имени Л. М. Кагановича» (1935) | |
Линии 3-й очереди в статье «Московский метрополитен» Большой Советской Энциклопедии (т.39, 1938) | |
Генеральная схема Московского метрополитена в статье «Московский метрополитен» Большой Советской Энциклопедии (т.39, 1938) | |
Линии 3-й очереди из книги С. М. Кравеца «Архитектура Московского метрополитена» (1939) |