Lt304888.ru

Туристические услуги

Мовсес Кертог

15-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Мовсес Кертог
Մովսես Քերթող
Дата рождения:

неизвестно

Дата смерти:

неизвестно

Научная сфера:

богословие, грамматика

Известные ученики:

Степанос Сюнеци

Мовсе́с Керто́г, также известный как Мовсе́с Сюнеци́ (арм. Մովսես Քերթող / Սիւնեցի) — армянский богослов и грамматик VII—VIII веков, один из ранних армянских толкователей «Искусства грамматики» Дионисия Фракийского.

Биография

Дата и место рождения неизвестны. Был епископом Сюника и учителем Степаноса Сюнеци, который стал его преемником на сюнийском престоле[1]. В средневековой армянской литературе его часто путали с Мовсесом Хоренаци[2][3][4]. Известен как автор толкования к «Искусству грамматики» Дионисия Фракийского, а также нескольких переводов, богословских трудов и религиозных песен (шараканов)[5][1].

Творчество

Взгляды Мовсеса относительно грамматической науки отличаются от взглядов Дионисия Фракийского. В частности, у него рационалистическое восприятие грамматики и других "искусств".

Источник искусства — разум, гениальная мысль — творец искусства, а искусство — раститель разума.[6]

В фонетике различал звук и букву, считая второе воплощением первого. Звуки делил на два вида — «голоса разумных существ» и «звуки неразумных». Пытался найти количество всех гласных в природе и дать опредeление, чётко различающее гласные и согласные. Среди частей речи первостепенное место отдавал существительным, считая его более важным, чем глагол. Имеет ряд интересных замечаний относительно падежей, склонений, и т. д.[5][6].

Среди богословских трудов интерес представляет «Толкование о церковном чине» (арм. Յաղագս կարգաց եկեղեցւոյ). В нём, в частности, содержатся уникальные данные о средневековом армянском музыковедении и церковной музыке[7]. Мовсес пытался обосновать библейскую концепцию происхождения гласов армянской церковной музыки[8]. Возможно, этот труд был частью более объемного произведения[1].

Современные историки считают Мовсеса Кертога также автором труда «О таинстве Вардавара» (арм. Յաղագս Վարդավառին խորհրդոյ), традиционно приписываемого Мовсесу Хоренаци[9].

Память

Армянской апостольской церквью причислен к ряду святых. Память отмечается в октябре, в субботу, за день до пятого воксресенья после праздника Воздвижения Креста Господня[1].

Примечания

  1. ↑ Мовсес Кертог = Մովսես Քերթող // Энциклопедия «Христианская Армения». — 2002. — С. 766.
  2. Мнимый Степанос Сюнеци—шараканописец V века // Вестник общественных наук НАН РА. — 1993. — № 1. — С. 120—129.
  3. Парадоксы исторической концепции Мовсеса Хоренаци // Диалог со временем. — 2012. — № 40. — С. 219—230.
  4. Теория басен в средневековой Армении // Историко-филологический журнал НАН РА. — 1995. — № 1. — С. 169—190.
  5. ↑ Армянская Советская Энциклопедия. — 1982. — Т. 8. — С. 42.
  6. ↑ История лингвистических учений: средневековый Восток. — Л.: Наука, 1981. — С. 23—27.
  7. Автор сочинения «Толкование Отца армянской истории Мовсеса о церковном чине» // Эчмиадзин. — 2013. — № 11. — С. 35—59.
  8. Музыкальная эстетика древней Армении // Из истории эстетической мысли в Армении. — 2004. — Т. 5. — С. 30.
  9. Литературные первоисточники формирования иконографии Преображения Господа // Эчмиадзин. — 2005. — № 12. — С. 21.

Ссылки

Шаракан «Невянущий цветок» Мовсеса Кертога

Мовсес Кертог.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01