09-06-2023
Петербургский трамвайно-механический завод | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Назаров Василий Варфоломеевич (генеральный директор) |
Отрасль | |
Продукция |
Трамваи, троллейбусы |
Материнская компания |
Дедал-вагоны |
Сайт |
http://www.ptmz.ru |
Петербу́ргский трамва́йно-механи́ческий заво́д (ПТМЗ) — предприятие по производству трамваев, находящееся в городе Санкт-Петербурге. Единственный завод в России, занимающийся только трамваестроением[1], по состоянию на 2009 год является единственным поставщиком подвижного состава для трамвайной системы Санкт-Петербурга.
Содержание |
В 1928 году был разработан технический проект вагоноремонтного завода (ВАРЗ), закладка завода на Чугунной улице состоялась в 1929 году. Строительство шло трудно. Пуск планировался на 1 января 1934 года, но в строй завод вступил лишь весной. В 1933 году завод перепрофилирован на производство трамваев для города Ленинграда). Выпускал трамваи ЛМ и ЛП.
До пуска завода на Чугунной улице производство располагалось в Центральных ремонтных мастерских Трамвайного парка № 2, где в 1933 году и были построены первые четырехосные вагоны ЛМ-33.
15 мая 1934 года состоялось открытие ВАРЗ на Чугунной улице[2]. На церемонии выхода из цеха первого трамвая присутствовал С. М. Киров. За предвоенные годы было построено 232 моторных и столько же прицепных вагонов.
С началом Великой Отечественной войны завод был перепрофилирован для выпуска боеприпасов и ремонта двигателей. С 1944 года вновь выпускает трамваи. В 1966 году на заводе построен первый сочленённый шестиосный трамвай в СССР — ЛВС-66. С 1986 года начинается серийное производство сочленённых шестиосных вагонов ЛВС-86. В 1970-80-х годах носил название Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ).
В 1993 году предприятие было акционировано и получило современное название — «Петербургский трамвайно-механический завод».
с 2003 года входит в группу «Дедал» и с 2005 года управляется компанией «Дедал-Вагоны» (управляющая компания предприятий «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод»).[3]
По состоянию на февраль 2010 года завод выпускает вагоны ЛВС-2005, ЛМ-2008 и ЛВС-2009 различных модификаций, поставляемые в Санкт-Петербург, Москву и другие города России.
В июне 2006 года ПТМЗ построил опытный образец вагона ЛВС-2005, прототип новой линейки низкопольных вагонов.
В сентябре 2007 года завод заключил экспортный контракт с КП «Одессагорэлектротранс» на поставку 11 четырёхосных трамвайных вагонов ЛМ-99 ЭМН[4].
В 2008 году началась опытная эксплуатация трамвая модели ЛМ-2008.
В апреле 2008 года завод выиграл открытый конкурс на поставку трамвайных вагонов для государственных нужд Петербурга. Заключение контракта анонсировано на конец апреля, предполагается заключить два контракта на общую сумму более 645 млн. рублей. Из заказанных ГУП «Горэлектротранс» 45 вагонов:[5]
Летом 2008 года ПТМЗ выиграл конкурс на поставку двух трёхсекционных вагонов вместимостью по 350 человек для второй очереди Волгоградского скоростного трамвая. Первый экземпляр был выпущен в декабре 2008 года, второй – в мае 2009 года[6].
Летом 2008 года петербургскими чиновниками было заявлено, что в 2009 году ПТМЗ может лишиться права поставки трамваев для Санкт-Петербурга, т. к. продукция завода вызывает ряд нареканий[7], однако этого не состоялось. Летом 2009 года было поставлено 9 четырёхосных вагонов модели ЛМ-2008 в Петербург и один односторонний восьмиосный вагон модели 71-154М в Киев. Осенью состоялась поставка ЛМ-2008 в Москву и ЛВС-2005 в Барнаул. Зимой - ЛМ-2008 в Москву, Санкт-Петербург и Донецк.
В 2011 году было объявлено о строительстве на площадке ПТМЗ нового производственного комплекса специально для серийного выпуска вагонов метро и трамваев нового поколения[8].
В 2000—2004 гг завод разработал и производил малыми сериями несочленённые троллейбусы моделей ПТЗ-210[9] и ПТЗ-5283[10] (с модификацией ПТЗ-5283Ю[11]) необычной для отечественного троллейбусостроения 4-дверной компоновки, которые эксплуатировались только в Санкт-Петербурге.
Наименование | Годы выпуска | Количество | Фото | Тип |
---|---|---|---|---|
ЛМ-33/ЛП-33 | 1933-1940 | 232/226 | Мотор+прицеп | |
ЛМ-36/ЛП-36 | 1936 | 1/1 | Мотор+прицеп, опытный | |
ЛМ-47/ЛП-47 | 1948-1949 | 43/42 | Мотор+прицеп | |
ЛМ-49/ЛП-49 | 1949-1960/1949-1960, 1965-1968 | 400/375 | Мотор+прицеп | |
ЛМ-57 | 1957-1969 | 1038 | ||
ЛВС-66 | 1966-1968 | 4 | ||
ЛМ-67 | 1967 | 1 | ЛМ-57 в угловатом кузове, опытная модель | |
ЛМ-68 | 1968-1975 | 663 | ||
ЛМ-68М (71-72) | 1973-1988 | >2000 | ||
РС-78 | 1978-1996 | 3 | Рельсосварочный вагон | |
ЛВС-80 | 1980-1984 | 4 | ||
ЛП-83 | 1983 | 1 | Прицепной вагон к ЛМ-68М | |
ЛВС-86 (71-86) | 1987-1997 | 473 | ||
71-88Г | 1988-1990 | Двухсторонняя версия вагона ЛМ-68М | ||
ЛВС-89 | 1989 | 1 | Опытный трёхсекционный | |
ЛВСГ-90 | 1990 | 1 | Грузовой | |
ЛМ-93 (71-132) | 1993-1999 | 80 | Модифицированный ЛМ-68М | |
ЛВС-93 (71-139) | 1993-1994 | 2 | Трёхсекционный, одно- и двухсторонний | |
ЛВС-97 (71-147/71-151А) | 1997-2004 | 50 (1 вагон был создан на базе другого ЛВС-97) | 4 модификации, в том числе полунизкопольная | |
ЛМ-99 (71-134, Соло) | 1999-2008 | 324 (также на заводе стоит 1 кузов) | 7 модификаций, в том числе полунизкопольные
|
|
ЛМ-2000 (71-135) | 2001 | 1 | Опытный вагон с габаритами Татры Т3 | |
ЛВС-2005 (71-152, Пионер) | 2006-н.в. | 26 (май 2011) |
|
|
ЛМ-2008 (71-153/71-153.3) | 2008-н.в. | 60 (май 2011) | 71-153.3 может работать по СМЕ, в отличие от 71-153 | |
ЛВС-2009 (71-154) | 12.2008-н.в. | 10 | Двусторонний трёхсекционный | |
ЛВС-2009 (71-154М) | 2009-н.в. | 1 (май 2011) | Односторонний трёхсекционный |
|
|
---|---|
Серийные | ЛМ-33 (МА) • ЛП-33 (ПА) • ЛМ-47 • ЛП-47 • ЛМ-49 • ЛП-49 • ЛМ-57 • ЛМ-68 • ЛМ-68М (71-881) • ЛВС-86 (71-86) • ЛМ-93 (71-114) • ЛВС-97 (71-147) • ЛМ-99 (71-134) • ЛВС-2005 (71-152) • ЛМ-2008 (71-153) • ЛВС-2009 (71-154) |
Экспериментальные | ЛМ-36 (МЧ) • ЛП-36 (ПЧ) • ЛВС-66 • ЛМ-67 • ЛВС-80 • ЛП-83 • ЛВС-89 (71-89) • ЛВС-93 (71-139) • ЛМ-2000 (71-135) |
Служебные и грузовые | ГМу • ГМ-63 • ЛС-3 • РШЛ • ЛМ-68М Учебный • РШМ • РС-78 • 71-88Г • ЛВСГ-90 (71-90) |
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о компании или предприятии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ленинградский вагоноремонтный завод.