31-08-2023
ВЛ60П (Н6ОП) |
|
Основные данные | |
---|---|
Страна постройки | |
Завод | |
Год постройки | |
Всего построено |
1 |
Род службы | |
Конструкционная скорость |
130 км/ч |
Технические данные | |
Род тока и напряжение в контактной сети |
Переменный 25 Гц 25 кВ |
Осевая формула |
3о—3о |
Сцепной вес |
129 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
21,5 тс |
Тип ТЭД |
НБ-415 |
Диаметр колёс |
1250 мм |
Часовая мощность ТЭД |
6×650 кВт |
Сила тяги часового режима |
19 000 кгс |
Скорость часового режима |
73,3 км/ч |
Длительная мощность ТЭД |
6×595 кВт |
Сила тяги длительного режима |
16 900 кгс |
Скорость длительного режима |
75,4 км/ч |
Эксплуатация | |
Страна | |
Дорога |
ВЛ60П (изначально Н6ОП) — опытный советский шестиосный пассажирский электровоз переменного тока.
С конца 1950-х гг. НЭВЗ-ом выпускались электровозы переменного тока Н6О (с 1962 г. — ВЛ60). Однако имея скорость в часовом и продолжительном режимах около 50 км/ч, они мало подходили для вождения пассажирских поездов. Тогда заводом был разработан, а в конце 1961 года выпущен шестиосный электровоз Н6ОП-001 (Новочеркасский, 6-осный, однофазного тока, пассажирский, № 001), уже через год переименованный в ВЛ60П-001 (из-за произошедших за полгода до этого событий в Новочеркасске).
Пассажирский электровоз был во многом унифицирован с грузовыми Н6О (ВЛ60), но и имел существенные отличия. Прежде всего, взамен шестиполюсных ТЭД НБ-412М грузовых электровозов, на пассажирском электровозе были установлены четырёхполюсные НБ-415, которые по сравнению с НБ-412М были более быстроходными (в часовом режиме 1050 против 755 об/мин) и при этом на четверть легче (3760 против 5000 кг). Часовая мощность НБ-415 составляла 650 кВт, а продолжительная — 595 кВт (у НБ-412М — 690 и 550 кВт соответственно). Передаточное число тяговых редукторов было лишь незначительно повышено и составляло 81:2=3,375. Также ВЛ60П был оборудован электропневматическим тормозом, а в обмотке сглаживающих и переходных реакторах и в части шин вместо меди был применён алюминий. В общей сложности ВЛ60П по сравнению с ВЛ60 был на 9 тонн легче (129 против 138 т), что позволило снизить нагрузку от колёсных пар на путь с 23 до 21,5 тс.
Для прохождения эксплуатации, ВЛ60П был отправлен на Северо-Кавказскую железную дорогу в локомотивное депо Кавказская где стал водить пассажирские поезда. Ограничение максимальной скорости на обслуживаемых направлениях составляло 100 км/ч, из-за чего электровоз не мог полностью реализовать свои скоростные характеристики. Также это исключало работу тяговых электродвигателей в зоне малых токов при номинальном напряжении на зажимах. Для выпуска новых пассажирских электровозов, Новочеркасским заводом были разработаны модернизированные и более мощные двигатели НБ-415А (часовая мощность 720 кВт, продолжительная — 625 кВт).
Однако в это время куда большее внимание завод уделял налаживанию выпуска грузовых восьмиосных электровозов ВЛ80. В связи с этим, с 1962 года вместо выпуска ВЛ60П, НЭВЗ выпускал пассажирскую модификацию ВЛ60 — ВЛ60п, у которого было изменено передаточное число редуктора, а также установлены электропневматические тормоза. Вскоре в Советский Союз из Чехословакии начали поступать скоростные ЧС4, в связи с чем выпуск советских электровозов для пассажирской службы был окончательно прекращён.
В 1969 году ВЛ60П-001 был подвергнут модернизации, в ходе которой игнитронные выпрямители были заменены полупроводниковыми. В связи с этим электровоз получил новое обозначение — ВЛ60ПК-001.
Раков В. А. Электровоз ВЛ60П-001 // Локомотивы отечественных железных дорог 1956 - 1975. — М.: Транспорт, 1999. — С. 78 — 79. — ISBN 5-277-02012-8.
Электровозы железных дорог Советского Союза и постсоветского пространства | |
---|---|
Магистральные |
Электровозы постоянного тока С — 1931—1932 | СС — 1932—1934 | СИ — 1933—1934 | ВЛ19 — 1932—1938 | ПБ21 — 1934 | СК — 1936—1938 | Е44 — 1932-1955 | ВЛ22 — 1938—1941 | ВЛ22М — 1947—1958 | А* — 1947—1948 | ВЛ8 — 1953—1967 | ВЛ23 — 1956—1961 | ЧС1 — 1957—1960 | ЧС2 — 1958—1973 | ЭО — 1959 | ЧС3 — 1961 | ВЛ10 — 1961—1977 | ЧС2Т — 1972—1976 | ВЛ12 — 1973, 1974 | ЧС200 — 1974—1979 | ВЛ11 — 1975—... | ЧС6 — 1979—1981 | ЧС7 — 1983—2000 | ВЛ15 — 1984—1991 | Э13 — 1992 | ДЭ1 — 1995—2008 | 4Е1 —2000 | ЭП2К — 2006—… | 2ЭС4К — 2006—… | 4E10 — 2008 | 2ЭС6 — 2007—… | 2ЕЛ4 — 2009—… | 2ЭС10 — 2010—… | 3ЭС4К — 2014-… | Электровозы переменного тока ОР22 — 1938 | ВЛ61 — 1954—1957 | ВЛ60 — 1957—1967 | Ф — 1959—1960 | К — 1961, 1962 | ВЛ60П — 1961 | ВЛ80 — 1961—1994 | ВЛ62 — 1962—1963 | ЧС4 — 1965—1972 | ВЛ40 — 1966, 1969 | Sr1 — 1971 | ЧС4Т — 1971—1986 | ВЛ81 — 1976 | ВЛ83 — 1976 | ВЛ84 — 1979 | ЧС8 — 1983—1989 | ВЛ85 — 1983—1994 | ВЛ86Ф — 1985 | ВЛ65 — 1992—1998 | ЭП1 — 1998—… | ЭП200 — 1997 | ДС3 — 2002— | Э5К — 2004—… | KZ4A — 2004—2010 | O’Z-Y — 2009—2010 | ВЛ40У — 2004—… | 2ЭЛ5 — 2005—… | 2ЭС5 — 2011—… | KZ8A — 2012—… | БКГ1 — 2012 | KZ4At — 2013—… | 2ЭС7 — 2013—… | Электровозы двойного типа питания ЧС5 — 1966 | ВЛ82 — 1966—1979 | ЭП10 — 2005—2006 | ЭП20 — 2010-… 2ЭС20 — 2014-… |
Маневровые |
Т01 — 1949 | Д100 — 1961 | ВЛ41 — 1963—1964 | ЭГМ — 1964 | Д94 — 1964-1968 | ВЛ26 — 1966—1967 | ЛАМ — 2003 |
Промышленные |
ЭП — 1931—1938 | В — 1933 | СО (V-КП-2) — 1936—1940 | II-КП1 —1941 | IV-КП — 1949—1956 / | ПЭ150 — 1951 | II-КП4 — 1952—1956 | 13Е1 — 1952-1953 | 21Е — 1956—1962 | 26Е — 1961-1965 | ЕЛ1 — 1957—1971 | ЕЛ2 — 1957—1967 | ОПЭ1 — 1975-2001 | ЕЛ21 — 1981—1986 | Э1 — 1977 | Э2 — 1980 | ЭК14 — 1975-… | НПМ2 — 2003-… |
Узкоколейные | |
* — Строились по заказу СССР, но на советские железные дороги не поступили. |
ВЛ60П.