Тёсовское предприятие долгое время было одним из самых передовых предприятий в торфяной отрасли. Более позднее название — Тёсовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ТППЖТ), при реформировании торфоперерабатывающего комплекса в 1991-92 гг. Тёсовское транспортное управление было ликвидировано, а весь подвижной состав вместе с путевым хозяйством был передан ТППЖТ.
После окончания войны узкоколейка в кратчайшие сроки была восстановлена для снабжения торфом Ленинграда, так как ближайшие к городу торфоразработки в Синявино были сильно разрушены во время боёв[1].
По мере увеличения количества добываемого торфа и открытия новых торфопредприятий в 1951 году было основано Тёсовское транспортное управление (ТТУ), которое занималось перегрузкой и транспортировкой торфа по узкоколейной железной дороге. В середине 50-х годов началось строительство рабочих посёлков Тёсово-2 и Тёсово-4, в которых были построены также типовые депо. На станции Тёсово-1 (она же Тёсово-Нетыльский) была построена эстакада для перегрузки торфа, локомотивно — вагонное депо. На дороге внедрялась светофорная сигнализация, связь на локомотивах. По узкоколейке было организовано пассажирское движение в посёлок Тёсово-2, основу локомотивного парка составляли паровозы. Проект создания торфопредприятия Тёсово-3 к востоку от Тёсово-Нетыльского не был реализован[1][2].
К 1970 году была проведена полная реконструкция узкоколейки — в путь укладывали железобетонные шпалы, на стрелках устанавливали электроприводы. На дороге внедрялись новые путевые и торфодобывающие машины, в местном конструкторском бюро разрабатывался новый подвижной состав, на узкоколейке появились тепловозы ТУ4 и ТУ7. Вывозка торфа достигла огромных размеров, торфопредприятия работали круглые сутки, с полей вывозилось больше десятка составов с торфом по 30 и более вагонов каждый, со станции Рогавка уходило около 12 составов широкой колеи. На всей системе ТТУ в общей сложности было более 30 тепловозов и мотовозов[1][2].
Современное состояние
После Перестройки Тёсовское ТУ, как и многие предприятия в стране, было ликвидировано, а всё имущество передано нескольким новым торфопредприятиям. Переломным для жизни узкоколейки стал 1994 год — главные потребители отказались от торфа, его добыча упала практически до нуля, его вывозили лишь для нужд поселковых котельных. Подвижной состав начали продавать или резать на металлолом, почти 200-километровую узкоколейную систему тоже сдали в металлолом. Был разобран путь на Тёсово-4, а в 1995 году прекратилось движение на Тёсово-2. В 2002 году и сам путь туда разобрали. Спустя несколько лет обособленной работы, торфопредприятия Тёсово-2 и Тёсово-4 были ликвидированы[1].
Ныне действует только торфопредприятие Тёсово-1. В наше время снова стал возникать интерес к торфу как в качестве топлива, так и для сельского хозяйства — и это шанс на сохранение и развитие Тёсовской узкоколейки[1].
На июль 2017 год протяжённость магистрального хода узкоколейной дороги составляет около 16 км, при этом около 3-х км в районе торфяных полей заброшено и проходимо только на «пионерках», подъездных, станционных путей и тупиков — около 9 км. Вывозка торфа производится регулярно, в отопительный сезон. Из сохранившейся техники: два ТУ6А (один находится на длительном ремонте), ТУ6П, две самоходные электростанции ЭСУ2А, в том числе одна переделанная в щеточный путеочиститель, путеукладочный поезд (эксплуатируются только первый и последний вагоны, остальные отставлены и находятся на территории станции). В декабре 2020-го года был полностью разобран не действующий с 2013-го года путь на третью котельную посёлка Тёсово-Нетыльский.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
20 августа 2014 года группой энтузиастов на базе ТТУ был создан музей Тёсовской УЖД. Главная миссия музея — сохранение памяти об узкоколейных железных дорогах страны, которые были во многом основой для подъёма экономики в советское время[4][5]. В собственности музейной группы — вновь построенный участок пути длиной около 200 метров[6][7].
Деятельность музея
Поиск, выкуп и дальнейшее восстановление узкоколейной техники по всей территории РФ.
Проведение экскурсий с осмотром экспозиции и поездками по УЖД
С 2013[8] года — проведение на территории УЖД фестиваля военно-исторической реконструкции "Забытый Подвиг — Вторая Ударная армия"[9][10], совмещённый с выставкой узкоколейной техники. Мероприятие проводится при участии военно-исторических клубов со всего СНГ[11][12].
Тепловоз-автомотриса ТУ6П, восстановлен из полностью нерабочего состояния, впервые после капитального ремонта был задействован в реконструкции «Забытый подвиг - Вторая Ударная армия».
Автомотриса АМ1-169 — доставлена в августе 2017 с Аникинской узкоколейной железной дороги. Капитальный ремонт начался в октябре 2019 года после победы на конкурсе Фонда президентских грантов[17]. По состоянию на ноябрь 2020 года ведётся монтаж электрической схемы, идёт подготовка к пусконаладочным работам. В феврале 2021 года автомотриса была введена в эксплуатацию. 28 февраля коллектив музея сообщил о завершении восстановительных работ[18].
Вагоны
Пассажирские вагоны ПВ40[19] - 5 единиц, из них 4 вагона подарены музею генеральным директором ОАО "РЖД"О.В.Белозеровым. Вагоны были построены в 1989 году на Демиховском машиностроительном заводе и поставлены на детскую железную дорогу в Ростове-на Дону. Там до 2014 года эксплуатировались в составе фирменного поезда «Атаман Платов». Переданы в музей 17 мая 2018 года.[20]
Музей и торфопредприятие активно сотрудничают: техника торфопредприятия выставляется на мероприятиях, проводимых музеем, работники и волонтёры музея производят текущие мелкие ремонты подвижного состава и путевого хозяйства УЖД.
Цистерны модели ВЦ20 (неопр.). Дата обращения: 22 декабря 2014. Архивировано 22 ноября 2014 года.
Под Великим Новгородом создали музей узкоколейной железной дороги, Архивировано 18 ноября 2014 года.
В Новгородской области появился музей узкоколейной железной дороги, Ваши Новости (16 ноября 2014). Архивировано 18 ноября 2014 года.
Строительство музейного пути(рус.). Живой Журнал (9 ноября 2012).
Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги: от торфодобывающего предприятия до туристической достопримечательности, РусТурИнвест (8 апреля 2015). Архивировано 23 декабря 2015 года.
Забытый подвиг 2-й Ударной — Фоторепортажи, Архивировано 26 мая 2015 года.
Архивировано 2 апреля 2016 года.
Бой на станции узкоколейки // Октябрьская магистраль. — Гудок, 2015. — 14 апреля. (недоступная ссылка)
"Забытый подвиг". В Новгородской области прошел фестиваль военно-исторической реконструкции, Архивировано 3 мая 2015 года.
Фестиваль техники Тёсовской узкоколейной железной дороги(рус.). Живой Журнал (8 апреля 2012).
Архивировано 29 октября 2016 года.
Тепловозы ТУ-4 музея Тёсовской УЖД (неопр.). Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
Обкатка восстановленной дрезины ПД-1(рус.). Живой Журнал (4 января 2013).
Мотодрезины музея Тёсовской УЖД (неопр.). Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
Объявление о старте восстановления автомотрисы 28 октября 2019 года (неопр.).
#ам1@tesovo1 Настал этот день!.. | Тёсовская узкоколейная железная дорога | ВКонтакте(рус.). vk.com. Дата обращения: 27 февраля 2021.
Вагон ПВ-40 музея Тёсовской УЖД (неопр.). Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
Novgorod.ru: В преддверии реконструкции «Забытый подвиг — Вторая ударная армия» музей Тёсовской УЖД пополнился новыми экспонатами
Вагон-столовая музея Тёсовской УЖД (неопр.). Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
ПРО приобретение грузопассажирского вагона Ammendorf(рус.). Живой Журнал (7 октября 2015).