08-06-2023
Toyota Motor Corporation トヨタ自動車株式会社 |
|
Тип | |
---|---|
Листинг на бирже |
7203, 7203, |
Девиз компании |
Управляй мечтой (Россия), |
Год основания | |
Основатели | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Фудзио Тё (председатель правления) |
Отрасль |
Производство автомобилей |
Продукция |
Легковые и коммерческие автомобили, автобусы Toyota, Lexus, Scion |
Оборот |
▼ $204,1 млрд (2010 год) |
Чистая прибыль |
▲ $2,3 млрд (2010 год) |
Число сотрудников |
320 590 человек (2010 год) |
Дочерние компании |
Toyota Financial Services |
Сайт |
toyota.ru |
Toyota Motor Corporation (7203.T) или Toyota — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Штаб-квартира — в городе Тоёта, префектура Айти (Япония). Компания занимает 8 место в Fortune Global 500[1] (2011 год).
Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.
Содержание |
В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей; его руководителем стал Киитиро Тоёда. В 1929 году Киитиро Тоёда совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works. В 1934 году компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован в первой модели пассажирского автомобиля А1 в мае 1935 года и в грузовике G1 в августе 1935 года. Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet.
Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тоёта». В Японии название «Тоёта» (トヨタ) считается более удачным названием, чем «Тоёда» (豊田), так как 8 считается числом, приносящим удачу, а слово «Тоёта», написанное катаканой, как раз состоит из 8 черт.
Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за строгого дефицита в тогдашней Японии военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые считают, что война быстро закончилась из-за бомбардировок союзников в городе Аити, уничтоживших заводы Toyota.
После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Co. (она просуществовала до июля 1982 года). В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet. В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку (не только в США, но и в Бразилию).
Тойота начала расширяться быстрыми темпами в 1960-е годы. Первый автомобиль марки «Тойота», произведённый за пределами Японии, вышел с конвейера в апреле 1963 года в городе Мельбурн, в Австралии.
В I квартале 2007 года Toyota Motor впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors. GM удерживала звание «крупнейшего автопроизводителя в мире» на протяжении 76 лет. Но последние годы GM, как и другие американские автопроизводители, переживала кризис и вынуждена была сокращать производство — освободившееся место на рынке занимают конкуренты, и в первую очередь Toyota. 24 апреля японская компания сообщила, что выпустила в I квартале 2,37 млн автомобилей и продала 2,35 млн. Таким образом, она впервые опередила GM, у которой соответствующие показатели составили 2,34 млн и 2,26 млн машин[2].
В мае 2009 года компания завершила финансовый год с убытками[3], этого не было с 1950 года.
В мае 2012 года Toyota вновь вырвалась на первое место, обогнав Volkswagen и General Motors[4].
Основные владельцы акций компании на декабрь 2008 года: The Master Trust Bank of Japan (6,29 %), Japan Trustee Services Bank (6,29 %), Toyota Industries Corporation (5,81 %), 9 % — казначейские акции[5].
Председатель правления компании — Фудзио Тё (Fujio Cho), президент — Акио Тоёда (Akio Toyoda)[6].
Компания выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino.
За 2007—2008 финансовый год, закончившийся 31 марта 2008 года, корпорация продала 9,37 млн автомобилей. Выручка компании за 2010 год составила $204,1 млрд, чистая прибыль — $2,26 млрд[7].
1936 Toyota Model AA, с оригинальным логотипом Toyoda
В России на 2011 год интересы компании представляют две дочерних компании:
В 1998 году компания открыла московское представительство Toyota Motor Corporation. Затем, в связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО «Тойота мотор». 1 апреля 2002 года ООО «Тойота мотор» начало свое функционирование на территории России[8]. Президенты ООО «Тойота Мотор»:[9]
В 2007 году в России начало функционировать ЗАО «Тойота Банк», имеющее представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Специализация банка — розничное автокредитование и корпоративное кредитование официальных дилеров автомобилей Toyota и Lexus. Концерн Toyota, по собственным данным, стал первым международным автопроизводителем, открывшим свой банк в России[10].
Продажи новых автомобилей через сеть официальных дилеров в России[11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21]:
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 мес. | 6 мес. | 9 мес. | Итого | 3 мес. | 6 мес. | 9 мес. | Итого | 3 мес. | 6 мес. | 9 мес. | Итого | 3 мес. | 6 мес. | 9 мес. | Итого | 3 мес. | 6 мес. | 9 мес. | Итого | |
Yaris | н.п. | н.п. | 229 | 1 125 | 1 776 | 2 714 | 920 | 2 256 | 4 775 | 5 693 | ||||||||||
Auris | н.в. | н.в. | н.в. | 11 | 3 774 | 10 908 | 19 342 | |||||||||||||
Corolla | 2 976 | 5 390 | 8 746 | 12 973 | 4 231 | 10 505 | 16 982 | 22 442 | 4 680 | 12 866 | 23 019 | 31 222 | 10 345 | 22 584 | 38 942 | 47 260 | 63 986 | |||
Verso | н.п. | − | − | 230 | 402 | 236 | 661 | 987 | 1 228 | 242 | 559 | 1 039 | 923 | |||||||
Avensis | н.д. | 2 902 | 4 330 | 6 092 | 1 455 | 4 301 | 6 367 | 8 612 | 2 290 | 5 866 | 9 112 | 13 140 | 3 834 | 10 529 | 20 843 | 19 337 | ||||
Camry | 1 651 | 4 545 | 6 873 | 9 797 | 2 203 | 6 417 | 9 914 | 12 860 | 2 039 | 6 804 | 12 060 | 18 099 | 4 081 | 11 921 | 26 358 | 21 640 | 28 029 | |||
RAV4 | 1 090 | 2 664 | 4 406 | 6 156 | 1 268 | 3 596 | 4 977 | 6 335 | 2 346 | 5 445 | 8 589 | 12 030 | 5 058 | 10 704 | 22 856 | 22 918 | ||||
Land Cruiser Prado | 773 | 1 573 | 2 252 | 3 667 | 1 049 | 2 421 | 3 354 | 4 449 | 1 466 | 3 753 | 5 888 | 8 382 | 2 552 | 5 431 | 11 542 | 16 236 | ||||
Land Cruiser 100 | 949 | 2 212 | 3 551 | 4 964 | 1 007 | 2 355 | 3 448 | 5 314 | 1 696 | 4 171 | 6 443 | 8 502 | 2 243 | 4 360 | 6 425 | |||||
Land Cruiser 200 | н.в. | н.в. | н.в. | н.в. | 12 388 | |||||||||||||||
Hiace | н.п. | 7 | 62 | 145 | 224 | 46 | 148 | 259 | 372 | 82 | 213 | |||||||||
Всего: | 9 213 | 19 404 | 30 323 | 43 649 | 11 220 | 29 798 | 45 417 | 60 638 | 15 028 | 40 839 | 68 133 | 95 689 | 29 368 | 72 331 | 144 975 | 144 547 | 188 866 |
н.п. — не продавался в России
н.в. — не выпускался
н.д. — нет данных
Примечание: при несовпадении данных по количеству проданных автомобилей в разных отчетах, брались данные из более новых.
В апреле 2005 года Toyota подписала соглашение с Минэкономразвития России и администрацией Санкт-Петербурга о строительстве в городе (промзона Шушары) автомобильного завода. Производство было открыто 21 декабря 2007 года; на первом этапе завод будет выпускать 20 тысяч автомобилей класса «Е» Toyota Camry в год для внутреннего российского рынка (в дальнейшем возможны поставки на экспорт). В дальнейшем объём производства будет увеличен до 50 тысяч автомобилей в год, а в перспективе — до 200—300 тысяч машин. Объём инвестиций в проект расценивается на уровне около 150 млн долларов[22][23].
В 2011 году компания огласила свои планы по производству Toyota Land Cruiser Prado на Дальнем Востоке на совместном предприятии с Sollers и Mitsui. В целом мощности завода рассчитаны на 25 тысяч автомобилей в год[24].
Генеральный директор ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» (Toyota Motor Manufacturing Russia):
Toyota Motor с 1997 года активно продвигает гибридные технологии на автомобильный рынок и является первой компанией, начавшей массовое производство и продажу гибридных автомобилей (Toyota Prius). Позднее компания стала комплектовать гибридной силовой установкой модели Camry, а позже и Lexus. Компания назвала собственную гибридную технологию «Hybrid Synergy Drive», а для линии Lexus это название звучит как «Lexus Hybrid Drive». Модель Prius стала самой продаваемой в США. Тойота сейчас имеет три линии гибридных авто, основанных на системе «Hybrid Synergy Drive»: Prius, Highlander и Camry. Популярный минивэн Toyota Sienna в гибридной версии планируется к выпуску на 2010 году, а к 2030 году компания планирует перевести на «Hybrid Synergy Drive» всю линейку своей продукции.
К 28 февраля 2011 года компания продала 3,03 млн гибридных автомобилей[26].
После того, как компания General Motors заявила о своих планах по созданию электромобиля Chevrolet Volt, Toyota Motor заявила о своём намерении начать разработку аналога. Сейчас компания испытывает "Toyota Plug-in HV' в Японии, США и Европе. Аналогично Chevrolet Volt, эта модель основана на аккумуляторе типа Li-ion. Считается, что электромобиль менее пагубно влияет на окружающую среду, нежели автомобили на гибридном двигателе.
В 2002 году Toyota начала участвовать в гонках Формулы 1 с Toyota Team Europe, базирующейся в Кёльне, Германия. Несмотря на огромный бюджет, команда не показывала тех результатов, которые от неё ждали болельщики.
В 2004 году был нанят проектировщик Майк Гаскойн. Но из-за невысоких результатов и различий с управлением по мнению о том, как команда должна прогрессировать, он был освобожден от своего контракта в середине сезона 2006.
С 2007 года Toyota поставляет свои двигатели команде Williams.
В 2009 году, последнем сезоне для команды, пилотами были Ярно Трулли и Тимо Глок. А уже 4 ноября Toyota объявила о своём уходе из Формулы 1.
7 июня 1954 года была организована компания Toyota Technocraft Co., Ltd., задачей которой стали ремонт и обслуживание автомобилей головной компании концерна. Для успешного участия заводских автомобилей Toyota в различных соревнованиях из Toyota Technocraft выделили автоспортивное подразделение Toyota Racing Development, в настоящее время относящееся к разряду тюнинг-ателье. В 1979 году было открыто подразделение TRD USA.
Первой серьёзной работой мастеров TRD стала подготовка заводской команды (фактически, постройка болидов) к японской серии гонок Формула-3. Также доработанные в подразделении Toyota Racing Development кузовные авто для национального чемпионата Super GT. К наиболее интересным работам ателье для частных клиентов последних лет стали ограниченные серии малолитражных Toyota ist, Toyota Vitz и Toyota bB 2002 года и особая линейка внедорожников Toyota FJ Cruiser. Также мастерам подразделения Toyota Racing Development принадлежит авторство всех трёх поколений модификаций GT-Four для Toyota Celica[27].
14 принципов менеджмента в компании Тойота (Toyota Production System)
Toyota.