Грузовой трамвай с вагоном-дозатором.
До 1997 года трамвайная система Санкт-Петербурга использовалась не только для пассажирских перевозок, но и для грузовых.
До распада СССР грузовые трамваи в Ленинграде были массовым явлением: существовал специализированный грузовой трамвайный парк (им. Красуцкого) рядом с ТП-1 на территории Горячего Поля (на Московском проспекте южнее Обводного канала). Эксплуатировалось около сотни моторных вагонов и сотни прицепных платформ[1]. Подвижной состав в основном был двухосным, но с 1960-х годов также появились четырёхосные грузовые платформы с поворотными тележками на основе тележек списываемых «американок» «ЛМ/ЛП-33».
Причина интенсивного развития грузового трамвайного движения заключается в специфике топографии Санкт-Петербурга, расположенного на островах дельты Невы, куда трудно или практически невозможно подвести подъездные железнодорожные пути[1]. Почти все крупные и многие среднего размера промышленные предприятия, а также многие железнодорожные станции в черте города имели заходившие в грузовые дворы трамвайные пути. Перевозки осуществлялись как между предприятиями (например, медный прокат с завода «Красный Выборжец» на Выборгской Стороне на завод «Севкабель» на Васильевском Острове), так и между предприятиями и грузовыми железнодорожными станциями.
Рядом с парком имени Красуцкого существовал гейт трамвайной и железнодорожной сетей. Главный трамвайный въезд в грузовой двор железнорожной станции Санкт-Петербург — Варшавский был со стороны Обводного канала, восточнее Варшавского вокзала (рядом с бывшей конечной станцией «Варшавский вокзал»). Внутри грузового двора железнодорожной станции существовала разветвленная трамвайная сеть.
Другая перевалка грузов происходила на правом берегу Невы, в районе Уткиной заводи: к железнодорожной станции «Нева» подходила грузовая ветка. Кроме того, все предприятия Васильевского острова, Петроградской стороны и многих других районов обслуживались, в основном, грузовыми трамваями.
Гигантские Бадаевские склады были важным трамвайным грузовым терминалом с заездом по Заозерной и Киевской улицам.
Балтийский завод вообще имел не только внешнюю грузовую ветку, которую сняли в начале XXI века, но и целую внутреннюю грузовую трамвайную сеть, остатки которой ещё можно видеть в районе Косой и Кожевенной линий Васильевского острова).
Услугами грузовых трамваев пользовались не только такие промышленные гиганты, как завод «Вулкан», завод Калинина, завод «Большевик», Ленинградский Металлический завод, но и сравнительно скромные кондитерские, прядильные и писчебумажные фабрики. Балтийский завод до сих пор имеет связь с железнодорожной сетью посредством парома от железнодорожной станции «Новый Порт» на Гутуевском острове.
Обслуживание предприятий грузовыми трамваями было прекращено в Санкт-Петербурге в 1997 году. Последним обслуживаемым предприятием был «Севкабель», имеющий базу на правом берегу Невы на территории грузовой станции «Нева».
Несколько экземпляров грузового трамвая сохранились в Музее городского электрического транспорта и Службе пути.
Предприятия, пользующиеся услугами грузового трамвая
Предприятие |
Годы начала работы линии грузового трамвая |
Год окончания работы линии грузового трамвая |
Прохождение трассы линии |
Примечания |
Бадаевские склады |
1918 |
1980 |
2 однопутных выезда на Киевскую ул., однопутная линия по Киевской ул. до Московского пр. и однопутная линия по Заозёрной ул. до наб. Обводного канала |
По состоянию на июнь 2008 у перекрёстка улиц Киевской и Заозёрной сохранились куски рельсов |
Завод «Большевик» |
1927 |
1993 |
Однопутная линия по пр. Обуховской Обороны до ул. Грибакиных |
C 1927 по 1941 по пр. Обуховской Обороны вдоль завода «Большевик» существовало транзитное пассажирское движение по однопутной линии. В годы войны линия была разрушена и впоследствии была восстановлена только для грузового движения на северном участке |
Водопроводная станция на Таврической улице |
1930 |
1941 |
Однопутный выезд по Таврической ул. к Шпалерной ул. |
|
Завод «Вулкан» |
1934 |
1995 |
Однопутная линия: ул. Красного Курсанта — Новоладожская ул. — выезд на Пионерскую ул. |
Остатки линии сохранялись до первой половины 2008 года |
Грунтоотвал в Весёлом Посёлке |
1968 |
1981 |
Конечная станция — петля — однопутная линия до Дальневосточного пр. |
С 1960 по 1968 годы линия до Дальневосточного пр. использовалась для пассажирского движения |
Грунтоотвал на Петергофском шоссе у ЛЭМЗ |
1975 |
? |
Однопутная линия, идущая с запада к пассажирской ветке от ЛЭМЗа к Петергофскому шоссе |
|
Грунтоотвал на Петергофском шоссе у улицы Пограничника Гарькавого |
1929 |
? |
путь к к/ст «Улица Пограничника Гарькавого» |
|
Калинкинский пивоваренный завод |
1931 |
1970 |
Однопутный выезд с территории завода на Рижский пр. |
|
Завод «Красная Бавария» |
1934 |
1970 |
Однопутный выезд с территории завода на Петровский пр. |
Остатки линии сохранялись до 1995 года |
Фабрика «Красное Знамя» |
1934 |
1995 |
Однопутный выезд от дома по адресу Пионерская ул., 32 на Пионерскую ул. |
по состоянию на май 2010 года на тротуаре сохранились куски рельсов |
1934 |
1995 |
Однопутный выезд от здания по нечётной стороне Пионерской ул. |
|
Завод «Красный Треугольник» |
1930 |
1960 |
Однопутный выезд с территории завода на наб. Обводного канала |
|
Ленинград-Финляндский-Товарный |
1930 |
1960 |
Однопутный выезд на Боткинскую ул. |
|
1930 |
1960 |
Однопутный выезд по Нейшлотскому пер. на Лесной пр. |
|
Ленинград-Витебский-Товарный |
1929 |
1961 |
Двухпутная линия по Лиговскому пр. до Растанной ул. |
|
Почтамт |
1914 |
1950 |
Однопутная линия: Почтамтская улица — Исаакиевская площадь — Адмиралтейский пр. |
|
Речная пристань на Песочной набережной |
1928 |
1960 |
Двухпутный выезд на Барочную ул. |
осуществлялась перегрузка грузов с барж на трамвай |
Фабрика имени Самойловой |
1933 |
1971 |
Однопутная линия по ул. Писарева до ул. Декабристов |
|
Угольный склад на чётной стороне Киевской улицы |
1918 |
1970 |
Однопутный выезд на Киевскую ул., однопутная линия по Киевской ул. до Московского пр. и однопутная линия по Заозёрной ул. до наб. Обводного канала |
|
Завод между проспектом Металлистов, Партизанской улицей, проспектом Энергетиков и Якорной улицей |
1929 |
1960 |
Двухпутная линия к Среднеохтинскому пр. |
|
Предприятие между Полюстровским проспектом, проспектом Маршала Блюхера и Лабораторной улицей |
1930 |
1960 |
Однопутный выезд на Свердловскую наб. |
|
Предприятие в Басковом переулке рядом с улицей Маяковского |
1928 |
1955 |
Однопутная линия: Басков пер. — ул. Маяковского — ул. Некрасова |
|
Предприятие в Сапёрном переулке рядом с улицей Маяковского |
1928 |
1955 |
Однопутная линия: Сапёрный пер. — ул. Восстания |
|
Предприятие в Сапёрном переулке рядом с улицей Радищева |
1928 |
1955 |
Однопутная линия: Сапёрный пер. — ул. Радищева — ул. Некрасова |
|
Предприятие между Свердловской набережной, шоссе Революции, Большеохтинским пр. и пр. Шаумяна |
1930 |
1955 |
Конечная станция — петля — однопутная линия: выезд к Полюстровскому пр. — Полюстровский пр. — Пл. Калинина |
|
Предприятие между Феодосийской улицей, улицей Жукова, Пискарёвским проспектом и Свердловской набережной |
1930 |
1960 |
Однопутный выезд к перекрёстку ул. Жукова и Пискарёвского пр. |
|
Ссылки
- Фотографии грузовых вагонов на www.piter-tram.de (нем.)
См. также
Примечания
- ↑ В будущее – «рельсов нет» // Газета Невское время. — 18-10-2008.