Lt304888.ru

Туристические услуги

Правовой статус Севастополя

19-08-2023

Перейти к: навигация, поиск

Правовой статус Севастополя является предметом разногласий между Россией, которая де-факто его контролирует после Крымского кризиса, и Украиной, позиция которой по состоянию на апрель 2014 года поддерживается большинством стран-членов ООН. В Севастополе расположены военно-морские базы Черноморского флота ВМФ Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, Севастополь — город федерального значения в составе Российской Федерации. Согласно Конституции Украины, Севастополь является городом со специальным статусом в составе Украины.

После распада Советского Союза Севастополь вошёл в состав Украины и стал городом базирования Черноморских флотов ВМФ России и Украины, сформированных из Черноморского флота ВМФ СССР. В результате событий Крымского кризиса 2014 года, согласно итогам общекрымского референдума от 16 марта 2014 года, на основании Декларации о независимости 17 марта 2014 года была провозглашена независимая и суверенная Республика Крым, с городом Севастополем, имеющим особый статус. Согласно межгосударственному договору о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым от 18 марта 2014 года, Севастополь входит в состав Российской Федерации на правах города федерального значения. Референдум и присоединение Крыма и Севастополя к России не признаётся легитимным Украиной и большинством стран-членов ООН, включая страны ЕС и США.

История

Статус Севастополя в конце XVIII — середине XX века

С момента своего основания в 1783 году Севастополь выполнял функции главной базы Черноморского флота. В 1787, спустя четыре года, после основания за Севастополем окончательно был закреплён статус военно-морской базы; органы гражданского управления переместились в Симферополь. Тем самым уже с 1787 года Севастополь был выделен, отделен от местного областного подчинения Таврической области и фактически причислен к военно-морским портам общегосударственного значения, подчиненным непосредственно Санкт-Петербургу. Севастополь представлял собой отдельный административный округ. Управление городом находилось в руках военно-морской администрации, назначаемой непосредственно из Петербурга. Во главе стоял генерал-губернатор, который одновременно являлся и командующим Черноморским флотом[1].

В 1789 году в городе было сформировано портовое управление, в 1804 году — главное управление Черноморского флота, а с назначением адмирала Ушакова начальником флота и порта развернуто большое военно-морское и крепостное фортификационное строительство[1].

Указом Императора Александра I Правительствующему Сенату от 23 февраля 1804 года Севастополю был придан статус «главного военного порта», в который был запрещен вход «купеческим» кораблям. Исключение было сделано только для кораблей, терпящих бедствие или нуждающихся в починке, по окончании которой им предписывалось немедленно оставлять порт. С 30 апреля 1809 года Севастополь был объявлен главной черноморской крепостью и в нём стал подниматься особый крепостной флаг, одинаковый с крепостными флагами имперского значения в Кронштадте, Выборге, Свеаборге[1].

По Парижскому миру 1856 года России было запрещено держать флот в Севастополе, и он до 1871 года был превращен в торговый город и таможенную станцию. В 1871 году, после отмены Парижского мира, царь Александр II подписал указ о восстановлении Севастополя как главного военно-морского порта России на Чёрном море. Но практически фортификационные работы были начаты только в середине 80-х годов XIX века. И лишь в 1890 году повелением царя от 17 мая Севастополь получил статус крепости 3-го класса, а спустя год, 30 апреля 1891 года, в нём вновь был поднят крепостной флаг. Наконец, спустя два года, было формально полностью завершено определение имперского статуса Севастополя как крепости, города и порта: 26 июля 1893 года для него был утвержден особый герб, резко, принципиально отличавшийся от всех других городских гербов тем, что его структура и эмблемы были не городского и тем более не обычного губернского или областного, а явно общегосударственного значения: щит — красного, регального цвета, как и у Москвы, за щитом — два скрещенных золотых якоря, как у крупных портовых городов, например у Петербурга, а в качестве эмблемы — грифон, то есть родовая гербовая эмблема дома Романовых, причем с обратными финифтями (цветом) — у Романовых красный грифон на серебряном поле, а у Севастополя — серебряный грифон на красном поле, что означало особую историческую преемственность, то есть не преемственность биологическую, династическую, или родовую, а преемственность в силу государственной истории, в силу особых военно-исторических государственных связей[1].

С 1921 г. Севастополь в составе Крымской АССР (положение ВЦИК «О Крымской Советской Социалистической Республике» от 8 октября 1921 г).

4 июня 1937 года Севастополь стал городом республиканского подчинения Крымской АССР[2]. В июне 1946 года, после упраздения Крымской АССР[3], Севастополь вошел в состав Крымской области.

Статус Севастополя в 1948—1954 годах

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр»[4] Севастополь де-юре был выведен из состава Крымской области, став городом республиканского подчинения РСФСР со своим особым бюджетом[5]. Но отнесение Севастополя к категории городов республиканского подчинения не было зафиксировано в действовавшей тогда Конституции РСФСР 1937 года, поскольку она не содержала перечня городов республиканского подчинения и вообще статус города республиканского подчинения в то время не был четко определен[6]. Однако, это напрямую не означает, что такие города являлись частью соответствующих областей, поскольку статья 14 тогдашней российской конституции содержала перечень лишь определённых административных единиц (автономных советских социалистических республик, областей, краёв и автономных областей), не называя их субъектами РСФСР, которыми не все из них являлись. В частности, автономные области не были субъектами федерации, поскольку входили в состав краёв (исключением являлась Тувинская автономная область), но при этом присутствовали в статье 14, одновременно с этим, национальные (с 1978 — автономные) округа, также не являвшиеся субъектами (они входили в состав областей и краев), в списке отсутствовали[7][8]. Таким образом, до принятия Конституции РСФСР 1978 года, факт вхождения одной административной единицы в состав другой в Конституции РСФСР не обозначался.

Несмотря на отсутствие в Конституции РСФСР 1937 г. понятия «города республиканского подчинения», из ряда действовавших на момент выделения Севастополя нормативных актов следует, что такие города по статусу были равны автономным республикам, краям и областям. Так, например, в постановлении Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 сентября 1944 г. N 682 «О порядке расходования резервного фонда совета народных комиссаров РСФСР» — говориться «Народные Комиссариаты и ведомства РСФСР, облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы автономных республик и горисполкомы городов республиканского подчинения могут испрашивать сверхсметные кредиты…» (п.2). В постановлении Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. N 389 «Об охране памятников архитектуры» ответственность за охрану памятников возлагается на «Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР, областные, краевые исполкомы, горисполкомы городов республиканского (РСФСР) подчинения и Советы Министров автономных республик» (п.2). Таким образом, Севастополь получил статус, который был равен статусу Крымской области[9]. Однако, по неизвестным причинам город де-факто оставался в Крымской области: после 1948 года жители Севастополя продолжали выбирать своих депутатов в Крымский областной совет депутатов трудящихся[10][11] и все структуры Севастополя продолжали подчиняться области (городская милиция — управлению МВД Крымской области, городская система образования — областному управлению просвещения, городское здравоохранение — областному управлению здравоохранения)[12]. Возможно, это было связано с незавершенностью оформления нового особого статуса Cевастополя, равного статусу Крымской области.

Указу Президиума ВС РСФСР от 29 октября 1948 года по Севастополю предшествовало Постановление Совета Министров СССР № 403 от 25 октября 1948 года «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя», п.8, п/п «а», п.п.57 и 59 которого указывают на то, что в 1948 году Севастополь находился в административно-хозяйственном ведении Совета Министров РСФСР[6] и сопутствовало Постановление Совета Министров РСФСР от 29 октября 1948 года № 1082 «Вопросы города Севастополя», которое предписывало «выделять город Севастополь в государственном плане и бюджете отдельной строкой». Постановление обязывало Министерство финансов РСФСР, Госплан РСФСР, другие министерства и ведомства РСФСР совместно с Крымским облисполкомом выделить бюджет, планы хозяйственного и культурного строительства, материального и технического снабжения города Севастополя из бюджета и планов Крымской области. Это Постановление было отменено Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 апреля 1968 года № 264 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РСФСР по вопросам государственного планирования»[13][6].

Статус Севастополя в 1954—1991 годах

В феврале 1954 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил передать Крымскую область Украинской ССР[14].

Протокол № 41 заседания Президиума Верховного Совета РСФСР

5 февраля 1954 г.

Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР.

Настоящее постановление внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР[15].

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года и Закон СССР от 26 апреля 1954 года по данному вопросу не содержат какого-либо упоминания о Севастополе[6].

Вплоть до отмены в 1968 году постановления СМ РСФСР от 29 октября 1948 года № 1082 Севастополь финансировался из средств российского республиканского бюджета, что свидетельствовало о сохранении особого административного статуса города, установленного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 1948 года[16]. Однако, стоит отметить, что после передачи Крымской области Украинской ССР в 1954 году Севастополь стал финансироваться из украинского бюджета и был выделен отдельной строкой как город республиканского подчинения Украины[10][12]. Таким образом, с 1954 по 1968 год Севастополь финансировался как из бюджета РСФСР, так из бюджета Украинской ССР.

В конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух (наряду с Киевом) городов республиканского подчинения УССР.[17]

Финансовые и организационные функции в административно-территориальных границах городского округа Севастополя вплоть до 8 декабря 1991 года (до дня подписания беловежского соглашения о ликвидации СССР) осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР и без какого-либо участия Совета Министров Украинской ССР[6].

Одним из аргументов сторонников украинской принадлежности Севастополя является ссылка на сбoрник «СССР, Административнo-территoриальнoе деление coюзныx респyблик на 1 июля 1967 г.». В этом сборнике названы два города республиканского подчинения РСФСР — Москва и Ленинград и два города республиканского подчинения УССР — Киев и Севастoпoль[12]. Более того, в разделе «Украинская ССР» отдельно выделен «гoрoд-герoй Севастополь» как «город республиканского подчинения c 1948 г.». По их мнению, это означает, что Севастополь после 1954 г. сохранил статус города республиканского подчинения, но поменял республику, которой он подчинялся[18][10]. Однако, российские исследователи считают данный аргумент ошибочным, потому что, несмотря на официальный характер данного издания, указанные в нём сведения нельзя признать закрепляющими статус Севастополя как города республиканского подчинения в составе Украины, поскольку указанное издание не имеет характера правового акта[6]. Тем более, указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был отменен[19]. Ещё одним аргументом сторонников украинской принадлежности города, является передача в 1954 году Севастопольского горкома КПСС компартии Украины[10][12]. Однако, и этот аргумент российские исследователи считают неубедительным. Когда в 1948 году Севастополь был исключен из состава Крымской области, городская партийная организация была в соответствии со структурой ВКП (б) (c 1952 — КПСС) оставлена в составе Крымской областной партийной организации. Поэтому в 1954 году в состав Компартии Украины перешли и Крымская и Севастопольская парторганизации[6]. Также сторонники «украинского Севастополя» ссылаются на то, что в 1978 году упоминание о Севастополе было исключено из ст. 71 только что принятой новой конституции РСФСР (в статье, где, в числе городов республиканского подчинения РСФСР были названы только Ленинград и Москва) и было включено в ст. 77 новой конституции Украинской ССР, принятой в том же году[18][10]. Однако, в роccийской конституции 1978 года Севастополь никогда не упоминался[20].

Статус Севастополя в 1991—2014 годах

23 августа 1994 года Севастопольский городской совет народных депутатов принял решение № 41 о Российском статусе города и направил соответствующее обращение к руководству России и Украины[21]. Решение было отменено Верховным Советом Украины[22].


Включение Севастополя в состав России в 2014 году

6 марта 2014 года на внеочередной сессии Севастопольского городского совета было принято решение о вхождении города Севастополя в состав Российской Федерации, поддержке решения Верховного Совета Автономной Республики Крым о проведении общекрымского референдума и о принятии участия города в его проведении 16 марта 2014 года[23].

11 марта Севастопольский городской совет и Верховный Совет АРК приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя[24][25].

17 марта Севастопольский городской совет по итогам референдума 16 марта попросил российские власти включить город в состав РФ, как город федерального значения[26].

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов[27]. Через 3 дня президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»[28].

Статус Севастополя с точки зрения двух государств

Большой Договор между Россией и Украиной предусматривает признание Россией существующих государственных границ Украины.

Украина

  • Украинский статус Севастополя закреплён Конституцией УССР 1978 года. Согласно ст. 71 Конституции РСФСР от 12.04.1978 г., за РСФСР закреплены, как города республиканского подчинения: Москва и Ленинград, в то же время ст. 77 Конституции Украины от 20.04.1978 г., принятая после принятия Конституции РСФСР, закрепила, что городами республиканского подчинения на Украине являются Киев и Севастополь.
  • 14 июля 1993 года, в ответ на постановление Верховного Совета России о статусе Севастополя (см. ниже), Верховная Рада Украины приняла постановление № 3378-XII[29], в котором это постановление российского парламента признавалось не порождающим правовых последствий в отношении Украины (п. 2), а 15 сентября 1994 года украинский парламент отменил также и решение № 41 Севастопольского городского совета о российском статусе города[30].
  • 133 статья ныне действующей Конституции Украины, принятой в 1996 году, подтверждает украинский статус Севастополя, как административной единицы первого уровня и выделяет его особый статус.
  • 15 апреля 2014 года, в ответ на присоединение города к России, Верховная Рада приняла[31] закон, который определяет территорию Крыма (и, в частности, Севастополя) как «временно оккупированную Российской Федерацией». Закон предусматривает, что эта территория является неотъемлемой частью территории Украины и на неё распространяется украинское законодательство, однако ответственность за нарушение прав человека, возмещение материального и морального вреда, причиненного данной территории, и охрану культурного наследия на ней возлагается на Российскую Федерацию[31].

Россия

  • 2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РСФСР дал заключение, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был ни изменен, ни отменен[32].
  • 9 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации, рассмотрев по поручению седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации вопрос о статусе Севастополя, принял постановление № 5359-1, подтверждающее российский федеральный статус города в границах по состоянию на декабрь 1991 года[33]. Это решение Верховного Совета РФ вызвало негативную реакцию исполнительной власти, на состоявшемся 20 июля 1993 года заседании Совета Безопасности ООН Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций Ю. М. Воронцов распространил заявление Президента РФ Б. Н. Ельцина о том, что ему «стыдно за это решение» и надо «постепенно и спокойно решать проблемы Черноморского флота и его города-базы»[34]. Закон о закреплении российского статуса Севастополя в Конституции Российской Федерации (РСФСР) 1978 года, который пункт 4 Постановления поручал подготовить постановления Комитету Верховного Совета Российской Федерации по конституционному законодательству[33], из-за силового разгона Съезда и парламента в октябре 1993 года принят не был[35][36]. В принятой 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации упоминание о Севастополе как субъекте Российской Федерации отсутствовало[37].
  • 24 октября 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление N 747-II ГД, где говорится, что на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года Российская Федерация вправе осуществлять государственный суверенитет над Севастополем[38].
  • 21 марта 2014 года в связи с присоединением Крыма и Севастополя к России, в статью 65 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, было внесено, наряду с упоминанием о Республике Крым, упоминание города федерального значения Севастополя[39]. 11 апреля 2014 года новый текст Конституции, включающий Крым и Севастополь, был официально обнародован[40][41][42].

Примечания

  1. ↑ 3.1. Правовой статус города Севастополя в Российской Империи // Фёдоров А. В. Правовой статус Крыма: Правовой статус Севастополя. — М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 53 с.
  2. КОНСТИТУЦИЯ Крымской Автономной Советской Социалистической Республики 1937 г.
  3. О преобразовании КрАССР в область в составе РСФСР
  4. УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС РСФСР ОТ 29.10.1948 N 761/2 О ВЫДЕЛЕНИИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
  5. Каков правовой статус Севастополя? — МГИМО-Университет
  6. ↑ 3.2. Правовой статус города Севастополя в РСФСР // Фёдоров А. В. Правовой статус Крыма: Правовой статус Севастополя. — М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 53 с.
  7. Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 г. в первоначальной редакции
  8. Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 г. в последней редакции от 11 декабря 1975 г.
  9. Севастополь — город России
  10. ↑ Анализ документов: Севастополь — украинский город
  11. Город республиканского подчинения — Власть — gazeta.zn.ua
  12. ↑ «Сверхнаглость» сработает ? Севастополь: псевдоюридические аргументы Ю. М. Лужкова
  13. Постановление Совета Министров — Правительства РСФСР от 25 апреля 1968 г. N 264 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РСФСР по вопросам государственного планирования
  14. Передача Крыма Украине: как это было на самом деле Севастополь новости. ForPost — Севастопольский Новостной Портал
  15. Передача Крыма
  16. К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ СЕВАСТОПОЛЯ // из книги «Крым-Севастополь-Россия. История. Геополитика, Будущее» (Л.Шершнёв, И.Касатонов, С.Королёв и др.)
  17. КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНСЬКОЇ РСР 1978р
  18. ↑ Так чей все-таки Севастополь? // KP.RU
  19. 3.3. Проблема статуса Севастополя после распада СССР // Фёдоров А. В. Правовой статус Крыма: Правовой статус Севастополя. — М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 53 с.
  20. Конституция РСФСР 1978 г. в первоначальной редакции
  21. Решение Севастопольского городского Совета по Российскому статусу Севастополя
  22. Как Верховная Рада забирала Севастополь у России. Росбалт (19.09.2008). Проверено 26 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
  23. Текст решения внеочередной сессии от 06 марта 2014 года № 7151 «Об участии в проведении общекрымского референдума»
  24. Заявление МИД Российской Федерации о принятии Декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя
  25. Newsru.com Парламент Крыма принял декларацию о независимости автономии и Севастополя
  26. Горсовет Севастополя проголосовал за его вхождение в состав РФ как города с особым статусом
  27. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов
  28. Президент России
  29. Постановление Верховной Рады Украины от 14 июля 1993 года № 3378-XII «О постановлении Верховного Совета Российской Федерации „О статусе города Севастополя“»  (укр.)
  30. Постановление Верховной рады Украины от 15 сентября 1994 года № 162/94-ВР «О решении Севастопольского городского Совета народных депутатов „О статусе города Севастополя“ от 23 августа 1994 года»  (укр.)
  31. ↑ Депутаты защитили права украинцев в оккупированном Крыму
  32. К вопросу о статусе Крыма и Севастополя: Крымская АССР не была национальной
  33. ↑ Севастополь: вчера и сегодня в документах // Обозреватель - Observer. — Т. 25. — № 21.
  34. СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ТРИ ТЫСЯЧИ ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОМ ЗАСЕДАНИИ Совета Безопасности ООН, состоявшемся в Центральных учреждениях, Нью-Йорк, во вторник, 20 июля 1993 года, в 16 ч. 00 м.
  35. 29 октября — 65 лет наделения Севастополя особым статусом
  36. Руслан Хасбулатов — «КП»: Передайте Обаме — Крым и Севастополь могли войти в Россию ещё 20 лет назад! // KP.RU
  37. Российская газета, 25 декабря 1993 года № 237 (853), стр. 4
  38. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 октября 1996 г. N 747-II ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Верховному Совету Украины в связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона „О прекращении раздела Черноморского флота“»
  39. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, ст. 2, ч. 2
  40. Республика Крым и Севастополь включены в перечень субъектов РФ в Конституции России. // ИТАР-ТАСС (11 апреля 2014). Проверено 11 апреля 2014.
  41. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации, 11.04.2014
  42. Опубликована Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации, 11.04.2014

Литература

  • Фёдоров А. В. Правовой статус Крыма: Правовой статус Севастополя. — М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 53 с.
  • Проблема статуса г. Севастополя // Национальные интересы. — Институт национальной стратегии реформ, 1999. — В. 3-5.

Правовой статус Севастополя.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01