Ежегодно в памятные для горожан даты проводятся выезды трамваев, переживших тяжёлые годы блокады. С ветеранами и блокадниками вагоны следуют по различным маршрутам, с остановками и возложением цветов к мемориальным объектам, таким как тяговая подстанция на Фонтанке[значимость факта?].
Специальные программы и экскурсии
«Детские дни в Петербурге»
Музей городского электрического транспорта несколько раз участвовал в ежегодном фестивале «Детские дни в Петербурге»[3] в основной, параллельной программах, программе «Что я тут забыл?» для подростков. В 2017 году в рамках фестиваля в музейном трамвае работала музейная гостиная для подростков. 26 октября 2017 года в Музее ГЭТ торжественно открылся XIII фестиваль «Детские дни в Петербурге».
Ночь музеев
В ночь с 21 на 22 мая 2011 года музей впервые принял участие в акции «Ночь музеев». В рамках этой акции его посетили около 2700 человек. Также в ночь с 21 на 22 мая 2011 года в рамках акции «Ночь музеев» навстречу друг другу от площади Труда и проспекта Бакунина курсировали троллейбусы ЯТБ-1 и МТБ-82Д соответственно[4][5]. В 2012 году по этому же маршруту ездили троллейбусы МТБ-82Д, ЗиУ-5Г и ЗиУ-682Б, а музей за ночь принял 3 300 посетителей.
История создания музея
Интерес к городской технике появился в России относительно поздно — в 1970-х годах, когда отдельные энтузиасты стали собирать коллекции. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по восстановлению подвижного ретросостава и организации музея, предназначенного для публичных посещений.
Фактически музейная коллекция ведёт историю с 1997 года. К празднованию 90-летия петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Петербурге. А уже в 2000 году начинает формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.
В настоящий момент в Экспозиционно-выставочном комплексе содержится подвижной состав, насчитывающий 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов, которые собраны в двух ангарах. Представлены экземпляры всех трамвайных вагонов, массово использовавшихся в Петербурге и эксплуатация которых была прекращена.
В 2009 году губернатором Санкт-Петербурга была высказана идея отдать территорию трампарка под застройку. Планировалось построить ряд коммерческих объектов, включая офисы и гостиницы, конгресс-центр, теле-фабрику и концертный зал «Дворец искусств»[28]. Участок будет осваиваться дочерними структурами фирмы TriGránit[29][30].
18 февраля 2009 года петербургским парламентом был утверждён запрос губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко о судьбе музея. В частности, обращалось внимание на заявления Валентины Матвиенко о сохранении музея и свободного доступа к нему на территории трамвайного парка № 2 при реализации инвестиционных проектов[31][32].
27 ноября 2009 года было объявлено о том, что на заседании Градостроительного совета была утверждена концепция застройки территории. Возможность сохранения музея и подвижного состава в нём в качестве экспонатов в опубликованным проекте не предусмотрена: трамваи либо будут оставлены на территории комплекса в статичном состоянии (подъездные пути будут демонтированы), либо музей будет выведен за пределы застраиваемой территории[33][34][35][36][37].
Представители общественной организации «Петербуржцы — за общественный транспорт» отнеслись к проекту застройки территории парка скептически, пояснив, что трёх полусараев не хватит для размещения всех экспонатов и что из-за нехватки места фонды музея будут уничтожены и не будет возможности расширения экспозиции[38][39][40].
15 декабря 2010 года в Доме учёных состоялось заседание секции «Проблем транспорта и транспортных сооружений», посвящённое обсуждению «Концепции организации и развития Музея городского транспорта на базе Василеостровского трамвайного парка как интерактивного музейного комплекса и научно-технического центра»[25][41].
Правительство Санкт-Петербурга 11 июля 2011 года подписало соглашение о государственно-частном партнерстве между Санкт-Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» (структура TriGránit) о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации общественно-делового центра «Дворец искусств»[44][45]. В рамках соглашения о ГЧП, инвестору из городского бюджета планировалось возвратить до 15 млрд рублей инвестиций[46][47][48]. Однако условия соглашения — решить правовые вопросы к 1 декабря 2011 года — выполнены не были.
В конце 2011 года команда нового губернатора Г. С. Полтавченко засомневалась в целесообразности реализации проекта «Дворец искусств». Более того, были высказаны предложения по сохранению исторического комплекса депо и организации на его основе технологического музея[49][50]. Создать последний, но с сохранением всех ангаров депо вызвался всё тот же TriGránit[51].
28 апреля2012 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о прекращении соглашения о строительстве в рамках ГЧП общественно-делового центра «Дворец искусств»[52].
Репортаж 100-тв: Петербургскому трамваю — 105 лет (недоступная ссылка)
Фотографии в Живом Журнале: 105 лет Петербургскому трамваю (неопр.). Дата обращения: 2 октября 2012. Архивировано 17 апреля 2021 года.
оригинала 24 апреля 2014 года.
Ночь музеев 21.05.2011 (неопр.). Дата обращения: 24 мая 2011. Архивировано 16 сентября 2011 года.
оригинала 22 января 2011 года.
Вагоны едут «в никуда» (неопр.). Дата обращения: 22 ноября 2009. Архивировано 22 ноября 2009 года.
Судьба музея электрического транспорта на Васильевском острове — под угрозой (недоступная ссылка)
Трамваи из василеостровского музея должны переехать завтра (неопр.). Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано 17 декабря 2009 года.
На Васильевском прошел флешмоб в защиту Музея трамвая (неопр.). Дата обращения: 3 декабря 2009. Архивировано 3 декабря 2009 года.
Градозащитники провели акцию прямого действия у ворот Василеостровского трампарка (неопр.). Дата обращения: 3 декабря 2009. Архивировано 15 ноября 2011 года.
Петербуржцы защищают трамвайный музей (недоступная ссылка)
Акция в поддержку Музея электротранспорта прошла на Васильевском острове (недоступная ссылка)
Ретротрамваи выгоняют с Васильевского (неопр.). Дата обращения: 3 декабря 2009. Архивировано 25 января 2012 года.
Петербуржцы требуют от министра культуры придать Музею городского электротранспорта государственный статус (неопр.). Дата обращения: 10 декабря 2009. Архивировано 10 октября 2013 года.
Левые активисты провели акцию «Верните парк трамваям!» (неопр.) Дата обращения: 10 декабря 2009. Архивировано 15 ноября 2011 года.
Петербургские активисты потребовали вернуть трамвайный парк (неопр.). Дата обращения: 10 декабря 2009. Архивировано 10 октября 2013 года.
оригинала 18 июня 2011 года.
На защиту петербургского трамвая вместе с «Живым городом» вышли Ходасевич и Гумилёв (неопр.). Дата обращения: 13 декабря 2009. Архивировано 10 октября 2013 года.
В честь городских ретро-трамваев прочитали стихи (неопр.). Дата обращения: 14 декабря 2009. Архивировано 16 декабря 2009 года.
В ретротрамвае декламировали классиков (неопр.). Дата обращения: 14 декабря 2009. Архивировано 20 декабря 2009 года.
Как «стиляге» не стать бомжом?
Акция в защиту музея городского транспорта
Петербуржцы против уничтожения трамвайного парка (недоступная ссылка)
Достоевский — за трамвай! Потомок писателя вступился за музей электротранспорта (неопр.). Дата обращения: 17 декабря 2010. Архивировано 8 декабря 2014 года.
↑ Санкт-Петербург перед выбором: «Телеград» или исторический Василеостровский трамвайный парк. Репортаж (неопр.). Дата обращения: 28 декабря 2010. Архивировано 17 декабря 2014 года.
↑ 12345Данные образцы подвижного состава сохранились в мире в единственном экземпляре.
Мыльная опера в трамвайном депо
«Фабрика грез» появится в Санкт-Петербурге, несмотря на кризис (неопр.). Дата обращения: 20 февраля 2009. Архивировано 4 мая 2009 года.
Эксперты сомневаются в целесообразности строительства новой телефабрики в Санкт-Петербурге (недоступная ссылка)
Музей трамваев может уехать с Васильевского острова (неопр.). Дата обращения: 20 февраля 2009. Архивировано 20 февраля 2009 года.
Депутата ЗакСа волнует судьба музея трамваев (неопр.). Дата обращения: 20 февраля 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
Трамвай идет… в Венгрию
Трампарк на Васильевском превратят в торгово-развлекательный комплекс (неопр.). Дата обращения: 30 ноября 2009. Архивировано 13 декабря 2009 года.
Землю — венграм, Питеру — сериалы (неопр.). Дата обращения: 28 ноября 2009. Архивировано 30 ноября 2009 года.
Трамвайный музей никуда не переедет (недоступная ссылка)
Музей электрического транспорта сохранит прописку (недоступная ссылка)
Музей трамвая в Петербурге сохранят
Исторический комплекс трамвайного парка на Среднем нужно сохранять полностью (недоступная ссылка)
Музей трамвая обещают сохранить (неопр.). Дата обращения: 18 декабря 2009. Архивировано 18 декабря 2009 года.
Архивировано 7 марта 2016 года.
Архивировано 1 января 2023 года.
Градозащитники требуют от прокуратуры запретить снос Василеостровского трамвайного парка (неопр.). Дата обращения: 14 января 2011. Архивировано 28 декабря 2010 года.
В рамках Петербургского кинофорума подписано соглашение между городом и инвестором (недоступная ссылка)
Соглашение о строительстве подписано, границы строительства не определены (неопр.). Дата обращения: 11 июля 2011. Архивировано 15 июля 2011 года.
оригинала 24 марта 2012 года.
В Петербурге Дворец искусств заменит трамвайный парк (неопр.). Дата обращения: 22 января 2011. Архивировано 6 января 2011 года.
Маниловские планы ставят под угрозу существование старейшего трамвайного парка Архивировано 12 октября 2013 года.
Архивировано 1 января 2023 года.
Георгий Полтавченко: Дворца искусств на Васильевском не будет (неопр.). Дата обращения: 5 февраля 2012. Архивировано 1 февраля 2012 года.
Архивировано 1 января 2023 года.
Смольный прекращает соглашение о ГЧП по строительству «Дворца искусств» (неопр.). Дата обращения: 13 мая 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.
Ссылки
Неофициальный сайт музея
Список трамвайных вагонов музея на сайте «Электротранспорт Северной Столицы»
Фотографии трамвайных вагонов музея на сайте «Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт»
«Грузовики и автобусы» — 2005 год, № 8 — Троллейбусы прошлого века
Журнал «Адреса Петербурга», 2004 год, № 11(23) — «Жители / Львов»
Фотографии экспонатов музея на сайте «Санкт-петербургский трамвай».
«Электрические ветераны», GEO — 2014
3D-тур по музейным трамваям на сайте «Центра Событий в ТРАМвае»
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).