Lt304888.ru

Туристические услуги

Московский электробус

20-10-2023

Московский электробус

Электробус КамАЗ-6282 на маршруте № 76 (позднее — № т76)
Электробусная система
Страна Россия
Регион Москва
Город Москва
Долгопрудный (частично)
Люберцы (частично)
Одинцово (частично)
Дата открытия 1 сентября 2018 года
Организатор Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ГКУ «Организатор перевозок»
Компании-перевозчики ГУП «Мосгортранс», КП «ВДНХ»
Годовой пассажиропоток 85 млн (2021)
Сайт mosgortrans.ru
Маршрутная сеть
Число маршрутов 100
Подвижной состав
Число электробусов более 1200 (сентябрь 2023)
Основные типы электробусов КамАЗ-6282, ЛиАЗ-6274
Число автопарков 5 (ГУП «Мосгортранс»)
1 (КП «ВДНХ»)
Схема маршрутов

Медиафайлы на Викискладе

Московский электро́бус — вид московского автобуса, использующий в качестве источника питания электродвигателя аккумуляторные батареи, а в зимнее время — дополнительно дизельный отопитель. В Москве используются электробусы с ультрабыстрой зарядкой, их особенность - в литий-титанатных батареях, которые обеспечивают зарядку за 10-18 минут и дают возможность эксплуатировать электробус на городских маршрутах любой протяженности (до следующей зарядной станции). Машины заряжаются от специальных станций, расположенных на конечных[1].

Все электробусы оформлены в бренд «Московский транспорт», дизайн внешнего вида разработан студией Артемия Лебедева. На борта машин нанесена надпись «Это электробус».

История

История Московского электробуса начинается с 2015 года, когда на выставке был показан самый первый электробус ЛиАЗ-6274 с бортовым номером 08106, однако он вышел из строя, так и не пройдя испытания с пассажирами. В 2017 году на испытания прибыл второй электробус ЛиАЗ-6274 с бортовым номером 08729. Он успешно прошёл как парковые испытания, так и испытания с пассажирами на маршруте № м2 с конца января по конец апреля 2017 года, после чего, проведя несколько месяцев на различных выставках, в октябре 2017 года возвратился на завод. Также в Москве в разные периоды тестировались электробусы Linkker финского производства[2], Yutong китайского[3] и «Белкоммунмаш» белорусского[4].

30 октября 2017 года в офисе компании «РИА Новости» прошли публичные слушания с участием главы департамента транспорта М. С. Ликсутова[5]. На них впервые были представлены планы по ежегодной закупке 300 электробусов в год, отказ от закупки автобусов с 2021 года, а также названы первые маршруты, попадающие под перевод на электробусы. При этом стоимость планировавшейся закупки названа не была — её планировали объявить позже.

В мае 2018 года Правительство Москвы провело 2 аукциона на поставку электробусов[6][7]. Победителями стали КамАЗ и «Группа ГАЗ» (владеет маркой «ЛиАЗ»)[8]. Каждый из них по контракту должен поставить 100 электробусов, предоставить 15-летнее сервисное обслуживание и установить 62 зарядные станции.

Открытие движения было запланировано на 1 сентября 2018 года на 73 маршруте троллейбуса[9]. На этот день планировались официальные мероприятия и торжества с участием первых лиц города. Однако оба завода не успели к этому моменту выпустить нужное количество машин даже для одного маршрута[10]. Несколько собранных и доставленных в парк машин не успели должным образом обкатать и подготовить к работе на линии. В итоге, на 1 сентября к торжественному открытию удалось выкатить из парка лишь два электробуса[11]. Один из них, отправившись в первый рейс с мэром Москвы Сергеем Собяниным на борту, сломался, проехав чуть больше километра[12].

Первые месяцы электробусы регулярно выбывали из строя и сходили с линии. Фонд «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца организовал наблюдение за работой электробусов на 73 маршруте, которое показало, что значительное число выходов происходит с задержками разной длительности, а большая часть прерывается поломками и сходами с линии[13][14][15].

На конец 2018 года электробусы появились ещё на трёх маршрутах: двух троллейбусных (№ 80, № 83) и одном автобусном (№ 649). Однако весь выпуск они покрывали только на маршруте № 649 — троллейбусные маршруты Департамент транспорта не решался переводить на электробусы полностью. Там электробусы работали совместно с троллейбусами до весны 2019 года[16].

По состоянию на 1 августа 2019 года Филиал «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс» закрыл основной контракт в полном объёме, туда было поставлено 200 электробусов. С осени 2019 года электробусы поступают в филиал «Центральный» ГУП «Мосгортранс», на площадку бывшего Филёвского автобусно-троллейбусного парка. В ноябре объявлены новые конкурсы на закупку 300 электробусов для обеих площадок филиала Центральный: Филёвской и Ленинградской. Цена одного электробуса по данным закупкам составила 56 млн рублей[17][18]. 24 декабря 2019 года торжественно был запущен 300-й электробус[19].

В связи с унификацией ПС было решено в филиале «Северо-Восточный» эксплуатировать только электробусы ЛиАЗ-6274, к тем ста электробусам будет добавлено ещё сто новых, изначально планировавшихся для филиала «Центральный», а электробусы КамАЗ-6282 были переданы в филиал «Центральный», однако на заводе ЛиАЗ произошёл сбой производства и приостановка поставки электробусов ЛиАЗ-6274, в результате чего все электробусы КамАЗ-6282, переданные в филиал «Центральный», были вынуждены срочно вернуться обратно в филиал «Северо-Восточный». В самом филиале «Центральный» эксплуатируются только электробусы КамАЗ-6282 на Филёвской и Ленинградской площадках.

24 июня 2020 года на территории ВДНХ по полукольцевому маршруту запустили бесплатный электробус модели ГАЗель NEXT electro 7720[20].

10 января 2021 года в Москве началась эксплуатация первого учебного электробуса[21].

27 апреля 2021 года электробусы КамАЗ-6282 начали собирать на СВАРЗе[22], первые из них вышли на маршруты 17 июня 2021 года[23].

Основным производителем тягового электропривода и аккумуляторных батарей для столичных электробусов является компания Drive Electro[24]. Всего на конец 2021 года Drive Electro были произведены и поставлены батареи и комплекты тягового оборудования для 600 столичных электробусов[25].

28 декабря 2021 года на маршруты города вышел юбилейный 1000-й электробус[26].

8 июня 2022 года «Группа ГАЗ» представила Москве электробус особо большого класса ГАЗ e-Citymax 18[27]. Для тестирования выбран маршрут т73[28].

1 июля открылся парк электробусов в поселении Краснопахорское на 300 машин[29]. В тот же день было объявлено, что новый парк будет обслуживать 26 маршрутов в ТиНАО, 3 из них сразу были переведены на электробусы.

28 ноября 2022 года ГУП «Мосгортранс» объявил о планах тестирования электробуса малого класса ГАЗель e-City (на базе автобуса малого класса ГАЗель City)[30]. Ожидается, что тестирование продлится до конца августа 2023 года.

17 мая 2023 года ГУП «Мосгортранс» начал тестирование электробуса малого класса ГАЗель e-City на маршруте № 883[31][32]. Согласно новым заявлениям «Мосгортранса», тестирование продлится до конца февраля 2024 года (примерно 8,5 месяца)[31].

6 июля 2023 был открыт новый электробусный парк в районе Митино для обслуживания 300 машин[33].

Маршруты

По состоянию на 30 сентября 2023 года в Москве электробусы работают на 100 маршрутах[34], пять из которых де-факто выполняют роль и пригородных с транзитными участками трасс в соседних городских округах Московской области.

Конечные пункты Филиал
2 4-й микрорайон Митина Тушинская Северо-западный
17 Троицк (микрорайон В)Академическая площадь Юго-западный
33  Рижский вокзал Владыкино Северо-восточный
53 Улица Корнейчука Владыкино Северо-восточный
76  ВДНХ (главный вход) Владыкино Северо-восточный
91к  Киевский вокзалУлица Довженко Центральный
93  ВДНХ (главный вход) — 10-й квартал Медведкова Северо-восточный
101  Тёплый СтанКрасная Пахра Юго-западный
107  Филёвский паркПлатформа Матвеевская Центральный
135 Улица Академика Павлова —  Парк Победы Центральный
136  ВДНХ (главный вход) Лианозово Северо-восточный
154 Платформа Грачёвская ВДНХ (главный вход) Северо-восточный
167  Лианозово Селигерская Северо-восточный
170  Верхние Лихоборы Бескудниково Северо-восточный
171 Камчатская улицаЭлектрозаводский мост Восточный
205 Беловежская улица Киевский вокзал Центральный
210  Тушинская — 4-й микрорайон Митина Северо-западный
231 Беловежская улица Филёвский парк Центральный
239  Парк Победы Маяковская Центральный
240 4-й микрорайон МитинаУлица Рословка Северо-западный
244  ВДНХ (главный вход)Федоскинская улица, 9 Северо-восточный
266  Киевский вокзалУлица Кравченко Центральный
271 Крылатское Терехово Центральный
276 Южное ИзмайловоПлатформа Новогиреево Восточный
297  Парк ПобедыБолотная площадь Центральный
328 Дубравная улица, 48 — Мир Митино Северо-западный
337 4-й микрорайон Митина — 3-й микрорайон Сходненской поймы Северо-западный
353  Владыкино — Осташковская улица Северо-восточный
356 8-й микрорайон МитинаБольница имени Боткина Северо-западный
393 Осташковская улицаЯсный проезд Северо-восточный
447  Верхние ЛихоборыСамотёчная площадь Северо-восточный
529  Нагорная — Университетский проспект Центральный
536  ВДНХ Медведково Северо-восточный
555  ФизтехМФТИ Северо-восточный
563  Верхние Лихоборы Долгопрудная Северо-восточный
622  Озёрная Киевский вокзал Центральный
637  Бибирево Владыкино Северо-восточный
649 Ясный проездОсташковская улица Северо-восточный
685 6-й микрорайон БибиреваПосёлок Северный Северо-восточный
705 Абрамцевская улица Бибирево Северо-восточный
706  Выхино2-й Московский крематорий Восточный
723 2-й Московский крематорийНекрасовка Восточный
733 КрылатскоеАминьево Центральный
762  Курьяново Братиславская Центральный
763  Верхние ЛихоборыПосёлок Северный Северо-восточный
773 Станция Реутово — 9-й микрорайон Кожухова Восточный
778  Рижский вокзалСпартаковская площадь Центральный
789 Холмогорская улица —  Ботанический сад Северо-восточный
791  Киевский вокзал4-й Сетуньский проезд Центральный
803  ВДНХ Бескудниково Северо-восточный
832 КрылатскоеСпортцентр «Крылатское» Центральный
842 Платформа ПеровоПлатформа Новогиреево Восточный
846 4-й микрорайон Митина Митино Северо-западный
871 Троицк (микрорайон «В»)Минзаг Юго-западный
873 Троицк (микрорайон «В») — Нововатутинский проспект Юго-западный
875 Троицк (микрорайон «В»)Станция Крёкшино Юго-западный
885 3-й микрорайон Новокосина — 3-й квартал Люберецких Полей Восточный
906 Троицк (микрорайон Солнечный) —  Остафьево Юго-западный
926 Большая Юшуньская улица Нагорная Центральный
959 4-й микрорайон МитинаСтокманн Северо-западный
е59 9-я Северная линия — Осташковская улица Северо-восточный
м3к Проспект Будённого Лубянка Восточный
м16  Озёрная Октябрьская Центральный
м17  Киевский вокзал Озёрная Центральный
м31 Сити Краснопресненская Центральный
м32 Сити Белорусский вокзал Центральный
м53  ВДНХ (главный вход) Трубная Северо-восточный
н3 Уссурийская улица Китай-город Восточный
н4 Новокосино Китай-город Восточный
н6 Осташковская улица —  Китай-город Северо-восточный
н9 6-й микрорайон Бибирева Китай-город Северо-восточный
н12 8-й микрорайон Митина Китай-город Северо-западный
с3 БратцевоУлица Рословка Северо-западный
с11 8-й микрорайон Митина — 3-й микрорайон Строгина Северо-западный
с174 Троицк (микрорайон «В»)Былово Юго-западный
с510  Рижский вокзалТихвинская улица Центральный
с511 Звёздный бульвар Краснопресненская Северо-восточный
с538 Звёздный бульвар Китай-город Северо-восточный
с811  Нагатинский Затон1-й Нагатинский проезд Центральный
с920 Болотная площадь Лубянка Центральный
с929  Южная Нагорная Центральный
с951  НагатинскаяКоломенский проезд Центральный
т14 Северянинский путепроводЭлектрозаводский мост Северо-восточный
т18  Рижский вокзалСтрельбищенский переулок Северо-восточный
т21 Берег Москвы-реки Полежаевская Центральный
т34  Парк Победы Юго-Западная Центральный
т36  ВДНХ (главный вход) Лианозово Северо-восточный
т41 Уссурийская улица —  Комсомольская Северо-восточный
т42  Рижский вокзал Петровский парк Центральный
т52 Москворецкий рынок Профсоюзная Центральный
т53 Платформа Новогиреево Таганская Восточный
т56 Базовская улица —  Белорусский вокзал Северо-восточный
т61 Карамышевская набережная Панфиловская Центральный
т73 6-й микрорайон Бибирева ВДНХ (главный вход) Северо-восточный
т74  Курьяново Кузьминки Восточный
т75 НовокосиноИвановское Восточный
т76 Холмогорская улица ВДНХ Северо-восточный
т80 6-й микрорайон БибиреваПлатформа Лось Северо-восточный
т88 Проспект БудённогоНоворязанская улица Восточный
Sk1 ТМК / Сибур — Татнефть Центральный

Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2023 года в Москве числится более 1200 электробусов, принадлежащих ГУП «Мосгортранс». Также 4 электробуса принадлежат ВДНХ и ещё два являются опытными (электробус на базе автобуса ЛиАЗ-5292.60 и СВАРЗ-МАЗ-6262 на базе автобуса МАЗ-203)[35].

В 2022 году в качестве эксперимента эксплуатировалась сочленённая модель КамАЗ-6292, а также поставлялись электробусы КамАЗ-6282 с электрическим отопителем. Первые 22 машины поступили в Москву в мае-июне 2022 года[36], следующая партия из 33 машин прибыла осенью 2022 года[37].

До конца 2024 года планируется поставка 1000 электробусов ПАО «КАМАЗ» и 200 электробусов «Группы ГАЗ»[38], первые 16 машин заключённого контракта вышли на маршруты в июне 2023 года[39].

До 2030 года планируется полностью заменить автобусы электробусами.

Распределение по филиалам
Филиал Модель Производство
Центральный КамАЗ-6282 КамАЗ, СВАРЗ
Северо-восточный ЛиАЗ-6274
КамАЗ-6282
КамАЗ, ЛиАЗ, СВАРЗ
Восточный КамАЗ-6282 СВАРЗ
Юго-западный КамАЗ-6282 СВАРЗ
Северо-западный КамАЗ-6282 СВАРЗ
КП «ВДНХ» ГАЗель NEXT electro 7720 ГАЗ
Прочие СВАРЗ-МАЗ-6262 (опытный), ГАЗель e-City (опытный) ГАЗ, СВАРЗ

Пассажиропоток

По состоянию на 8 сентября 2019 года за год работы электробусы перевезли более 11 млн человек[40]. К концу 2019 года общее число пассажиров превысило 20 млн, а суточный пассажиропоток составил 150 тысяч человек[41].

К началу 2020 года пассажиропоток составил более 30 млн человек[42].

К весне 2021 года электробусы перевезли 85 млн человек[43].

Критика

Ещё до начала запуска проект московского электробуса подвергался критике экспертов и пассажиров. С пуском движения претензии к электробусам никуда не исчезли. Основные из них следующие:

  • Высокая стоимость (цена одного электробуса составляет от 30 до 56 млн рублей, что в 3-4 раза дороже троллейбуса)[44][17].
  • Потери времени на зарядках. Электробус должен проводить от 8 до 20 минут на конечной станции[45] для восстановления батареи — время, в которое он мог бы перевозить пассажиров. В итоге для обеспечения аналогичного выпуска требуется больше машин и водителей, чем у троллейбуса и автобуса[46].
  • Вспомогательный дизельный подогреватель системы отопления. Специалисты ГУП «Мосгортранс» заявляют, что подогреватель используется только при температурах ниже 5 °С[47].
  • Привязка к зарядным станциям и невозможность изменить конечные точки маршрута. Представители Департамента транспорта Москвы отмечали, что переход на электробус удобен тем, что он не привязан к контактной сети, что даёт возможность менять маршруты и пускать их по тем улицам, где нет проводов. Однако привязанность к зарядным станциям лишает возможности оперативного продления маршрута на несколько остановок (требуется перенос зарядной инфраструктуры) или сокращения маршрута в случае каких-либо дорожных работ[48][49].
  • Недолговечность батарей, а также отсутствие действующей технологии их утилизации[50][51].
  • Восприимчивость к низким температурам. В случае сильных холодов наблюдаются массовые невыходы электробусов на линию[52].
  • Электробусами заменяют троллейбусы, а не автобусы.

Определённые серьёзные нарекания вызывают также соответствие такого вида транспорта действующим требованиям пожарной безопасности, так как электробус использует в качестве тяги электрохимические элементы, которые размещаются вдоль основной части крыши и занимают до половины свободного пространства. До настоящего времени в мире не зафиксировано ни одного случая ДТП со смертельным исходом у пассажиров такого вида транспорта, но случались аналогичные им с их легковыми аналогами (см. также Tesla). Одна из первых аварий с участием электробуса в Москве произошла в июле 2019 года на проспекте Будённого, в результате которой от столкновения с легковым авто и маршрутным трамваем пострадало 12 человек[53]. Отмечается, что всякое ударное воздействие на аккумуляторы, как правило, в дальнейшем негативно отражается на их остаточном сроке службы, а потенциальное использование предельно изношенных или повреждённых аккумуляторных ячеек может нести в себе фатальные риски их разгерметизации с последующей детонацией всех элементов на крыше.

Сторонники сохранения московского троллейбуса считают, что внедрение электробусов имеет одну цель — прикрыть ликвидацию троллейбуса[54]. В пользу этой версии говорит тот факт, что большинство действующих маршрутов электробуса (12 из 21) в прошлом было именно троллейбусными[55], а также и то, что всерьёз про проект заговорили только после возмущений общественности по поводу замены троллейбусных маршрутов автобусными[56].

Эксперты также полагают, что перевод на электробусы именно троллейбусов нецелесообразен как с технической, так и с экономической точки зрения, а выбор типа зарядки не оптимален для Москвы[57]. Расчёты специалистов неоднократно показывали, что использование электробусов на маршрутах с имеющейся контактной сетью невыгодно и неэффективно[58]. Последующая предполагаемая массовая замена электробусами автобусов с двигателем внутреннего сгорания, по мере исчерпания срока эксплуатации последних, в дальнейшем может повлиять на существование маршрутной сети в устоявшемся виде и привести к сокращению ряда важных направлений, компенсировать которые будет возможно только в результате объединения одних маршрутов с другими либо путём кардинальной перемены всей маршрутной сети в пределах округа с привязкой к терминальным транспортно-пересадочным узлам возле станций метро[46].

В то же время департамент транспорта так и не смог предоставить каких-либо экономических обоснований эффективности электробусов с ультрабыстрой зарядкой по сравнению с троллейбусами с увеличенным автономным ходом. Единственная презентация проекта от 2017 года содержит цифры, в которых итоговое обслуживание электробусов обходится дешевле на 10 %[59]. Однако детальных расчётов, подтверждающих достоверность данных показателей, в презентации не представлено. Более того, в декабре 2019 года изданием «База» было опубликовано письмо Максима Ликсутова в Министерство транспорта, в котором Департамент транспорта признаёт, что эксплуатация электробуса с ультрабыстрой зарядкой выходит дороже автобуса или троллейбуса примерно на миллион рублей в год[60].

С момента запуска проекта Департамент транспорта неоднократно отчитывался о его успешности[61][62].

26 декабря 2019 года в Мосгордуме депутатом от партии «Яблоко» Дарьей Бесединой был проведён круглый стол по теме «Перспективы развития электробусов и опасность ликвидации троллейбусов»[63], на котором участники, в число которых входили производители электротранспорта, представители эксплуатирующих предприятий, транспортные эксперты, признали неэффективность выбранной технологии зарядки электробусов для Москвы. Представители Департамента транспорта на мероприятие не явились[64].

Фотогалерея

Примечания

  1. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  2. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  3. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  4. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  5. Архивировано 15 мая 2022 года.
  6. Архивировано 12 января 2019 года.
  7. Архивировано 12 января 2019 года.
  8. Архивировано 12 ноября 2019 года.
  9. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  10. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  11. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  12. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  13. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  14. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  15. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  16. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  17. ↑ Архивировано 22 ноября 2021 года.
  18. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  19. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  20. Архивировано 12 августа 2020 года.
  21. Архивировано 19 августа 2021 года.
  22. Архивировано 19 августа 2021 года.
  23. Архивировано 19 августа 2021 года.
  24. Архивировано 14 июня 2021 года.
  25. Архивировано 13 декабря 2021 года.
  26. Архивировано 28 декабря 2021 года.
  27. ). gazgroup.ru (8 июня 2022). Дата обращения: 1 июля 2022.
  28. Началось тестирование электробуса-гармошки от «Группы ГАЗ». mosgortrans.ru. Пресс-служба ГУП «Мосгортранс» (27 июня 2022).
  29. Завершилось строительство первого и самого большого электробусного парка. Пресс-служба ГУП «Мосгортранс» (1 июля 2022).
  30. Архивировано 28 ноября 2022 года.
  31. ↑ Архивировано 16 июня 2023 года.
  32. Архивировано 26 мая 2023 года.
  33. Архивировано 12 июля 2023 года.
  34. Электробус для Москвы. ГУП «Мосгортранс». Дата обращения: 12 августа 2020. Архивировано 11 августа 2020 года.
  35. Архивировано 15 сентября 2020 года.
  36. Теперь на электробусах кнопки срабатывают ещё быстрее, а батарея работает дольше. Единый Транспортный Портал. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (8 июня 2022).
  37. Архивировано 28 ноября 2022 года.
  38. Архивировано 9 июля 2023 года.
  39. Архивировано 9 июля 2023 года.
  40. Архивировано 18 января 2020 года.
  41. ГУП «Мосгортранс»: Московские электробусы перевезли более 20 миллионов пассажиров с начала работы. www.mosgortrans.ru. Дата обращения: 14 января 2020. Архивировано 14 января 2020 года.
  42. Архивировано 19 августа 2021 года.
  43. Архивировано 19 августа 2021 года.
  44. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  45. Архивировано 4 декабря 2019 года.
  46. ↑ Архивировано 29 февраля 2020 года.
  47. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  48. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  49. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  50. Опыт эксплуатации городского электротранспорта с подзарядкой на маршруте. Рекомендации по реализации контракта жизненного цикла. // http://www.mosgortrans.ru/. — 2017. — 8 сентября. Архивировано 24 октября 2018 года.
  51. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  52. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  53. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  54. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  55. ГУП «Мосгортранс»: Электробус для Москвы. www.mosgortrans.ru. Дата обращения: 22 февраля 2020. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  56. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  57. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  58. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  59. Единый Транспортный Портал. transport.mos.ru. Дата обращения: 22 февраля 2020. Архивировано 21 января 2019 года.
  60. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  61. Архивировано 1 октября 2020 года.
  62. Архивировано 19 декабря 2019 года.
  63. Архивировано 26 февраля 2021 года.
  64. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  65. Архивировано 29 октября 2020 года.

Литература

  • Колин А. В. 1994-831X.
  • Айриев Р. С., Кудряшов М. А. Перспективы экологической транспортной системы в мегаполисе. Мир транспорта. 2018;16(2):220-232.
  • Mario Pagliaro, Francesco Meneguzzo. 10.1109/SIELMEN.2019.8905794.
  • Zbigniew Rusak. BusWorld Russia in Moscow (польск.) = BusWorld Rosja w Moskwie // AUTOBUSY – Technika, Eksploatacja, Systemy Transportowe. — 2018. — Grudzień (t. 19, ed. 12). — S. 12–15. — 10.1365/s35658-013-0290-7.

Московский электробус.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01