22-10-2023
Двигатель Д-30Ф6 |
|
Тип: | ТРДДФ |
Страна: | Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 1978 года |
Применение: | МИГ-31 |
Производство: | |
Конструктор: | Соловьёв, Павел Александрович, Пермское МКБ |
Производитель: | ОАО «Пермский моторный завод» |
Массогабаритные характеристики |
|
Сухая масса: | 2416 кг |
Рабочие характеристики | |
Тяга взлётная: | 9500 кгс |
Тяга на форсаже: | 15500 кгс |
Температура турбины: | 1660 °C |
Удельный расход топлива: | Максимальный режим - 0,72; |
Удельная тяга: | 6,41 кгс/кг |
Двигатель Д-30Ф6 — турбореактивный, двухконтурный, двухвальный, с общей форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым соплом. Разработан ОАО «Авиадвигатель», устанавливается на сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31. Серийно производится и ремонтируется ОАО «Пермские моторы». Силовая установка самолета состоит из двух двигателей, имеющих отдельные воздухозаборники.
Содержание |
В середине 60-х годов 20 века появились новые образцы стратегического и наступательного вооружения: крылатые ракеты способные лететь на сверхмалых высотах огибая рельеф поверхности земли, высотные и высокоскоростные разведывательные самолеты, стратегические бомбардировщики и другие типы оружия. Для защиты от этих и других угроз протяженных границ СССР потребовался самолет с возможностью обнаружения и перехвата целей начиная с малых высот и заканчивая 30 километрами, на скоростях до 4000км/ч, который мог нести различные типы ракет для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, сопровождать одновременно несколько целей. Кроме всего прочего, в связи с малой плотностью ПВО и аэродромов на дальнем востоке и севере страны самолет должен был обладать большим радиусом действия.
Для такого уникального по своим свойствам самолета требовался не менее уникальный двигатель большой мощности при высокой экономичности. Сделать этот двигатель, было поручено Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро или сокращенно МКБ (сейчас ОАО «Авиадвигатель») под руководством П. А. Соловьева. Соловьев решил делать двухконтурный двигатель с форсажной камерой со смешением потоков внешнего и внутреннего контуров двигателя.
В то время нашлось немало противников такой схемы, так как двигателей по такой схеме еще не производилось.
Первоначально был создан двигатель-демонстратор на основе серийного двигателя Д-30, оснащенного форсажной камерой. После ряда испытаний на стенде ЦИАМ, стала очевидна правильность выбора схемы двигателя, и в 1970г[1] МКБ приступило к разработке двигателя Д-30Ф6, для истребителя-перехватчика. Прототип самолета с этим двигателем поднялся в воздух в 1975 году[2].
Двигатель имеет уникальные высотно-скоростные характеристики, обеспечивая максимальную скорость самолета 3000 км/ч и скорость у земли 1500 км/ч.
Высокие параметры двигателя позволяют самолету МиГ-31 иметь высокую маневренность, большую дальность, уникальную скороподъемность и значительное превосходство в воздухе
Двигатель Д-30Ф6 - модульной конструкции, выполнен из 7 модулей. Все модули (кроме базового) могут быть заменены в эксплуатации. Модули двигателя:
Надежность двигателя обеспечивается системами защиты, дублирования и раннего обнаружения неисправностей:
Электронно-гидравлическая система автоматического регулирования двигателя в случае отказа электронной системы дублируется гидравлической системой, обеспечивающей безопасность полета и выполнение задания. Конструкция двигателя обеспечивает возможность параметрического контроля его состояния на самолете. Для оценки состояния деталей газовоздушного тракта в процессе эксплуатации конструкция двигателя предусматривает осмотр всех рабочих лопаток компрессора и турбины, а также сопловых лопаток I и II ступеней турбины. В случае попадания посторонних предметов в газовоздушный тракт двигателя конструкция позволяет производить замену в эксплуатации, как отдельных поврежденных лопаток 1 ступени компрессора, так и всего модуля компрессора низкого давления.
Максимальный режим (без форсажа) (Н=0, Мп=0, tн=15º С, σвх=1,0) | |
---|---|
Тяга, кгс | 9500 |
Удельный расход топлива, кг/кгс ч | 0,72 |
Полный форсажный режим (Н=0, Мп=0, σвх=1,0) | |
Тяга, кгс | 15500 |
Удельный расход топлива, кг/кгс ч | 1,9 |
Максимальная скорость полета, Мп | 2,83 |
Максимальная температура газа перед турбиной, К | 1660 |
Сухая масса двигателя, кг | 2416 |
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Д-30Ф6.