Lt304888.ru

Туристические услуги

81-580/581/582

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
ВЭКА, Эка
81-580, 81-580.1, 81-581, 81-581.3 (81-582)
Электровоз ВЭКА-001 (81-580) на станции Партизанская
Данные по выпуску
Годы постройки

1992 (81-580)
1995 (81-580.1)
2002, 2008, 2009 (81-581)
2005 (81-581.3)
2015 (81-581.4)

Страна постройки

Россия Россия

Завод

Вагонмаш
Метровагонмаш
ОЭВРЗ (81-581.4)

Вагонов построено

81-580: 2
81-580.1: 2
81-581: 4
81-581.3: 1
81-581.4: 2

Технические данные
Тип вагона

к/а электровоз

Ширина колеи

1520 мм
1435 мм (81-580.1)

Род тока и напряжение

750 В постоянного тока

Максимальная служебная скорость

20-30 км/ч (на аккумуляторном ходу)

Длина вагона

19210 мм

Ширина

2675 мм

Высота

3700

Диаметр колёс

860 мм

Масса тары

54 т.

Материал вагона

сталь

Мощность ТЭД

81-581: 114 кВт
81-581.3: 170 кВт

Ускорение при пуске

0,5-1,2 м/c2

Эксплуатация
Страны эксплуатации

Россия Россия, Иран Иран

Метрополитен

Москва (81-580)
Петербург (81-580, 581, 581.4),
Казань (81-581.3)
Тегеран (81-580.1)

В эксплуатации

с 1992 (81-580)
с 1995 (81-580.1)
с 1993 (81-581)
с 2005 (81-581.3)

Вагоны метро типов 81-580/581 и их модификации — контактно-аккумуляторные электровозы, производимые Петербургским заводом Вагонмаш для служебных нужд метрополитена, разработаны на базе вагонов метро 81-717/714. Всего было построено либо модернизировано 11 электровозов, в том числе 2 модели 81-580, 2 — 81-580.1, 4 — 81.581, 1 — 81-581.3 и 2 — 81-581.4, ещё 2 электровоза 81-581.4 находятся в процессе изготовления.

Модификации

81-580 (ВЭКА)

Внешние медиафайлы
Изображения
Общий вид электровоза
Интерьер кабины машиниста
Аккумуляторное помещение
Видеофайлы
Манёвры электровоза ВЭКА-001 на территории депо Калужское, 1994 год

В 1991 году Ленинградский вагоностроительный завод имени Егорова (ЗАО «Вагонмаш») начал разработку контактно-аккумуляторных электровозов для служебных нужд Ленинградского (ныне Петербургского) метрополитена для замены устаревших контактно-аккумуляторных электровозов на базе вагонов типа Д, 7 из которых на тот момент эксплуатировались в электродепо Петербургского метрополитена. Условия эксплуатации контактно-аккумуляторных электровозов требовали наличия торцевых дверей в кабине машиниста для возможности перехода в другие вагоны, в то время как кабины головных вагонов 81-717 не имели сквозного прохода. Поэтому за основу было решено взять кузова промежуточных вагонов 81-714, оснастив их двумя кабинами машиниста с пультами управления по торцам и дополнительными буферными фонарями, а пространство пассажирского салона использовать для размещения аккумуляторных батарей.[1][2]

В 1992 году заводом были выпущены два опытных контактно-аккумуляторных электровоза, которые получили обозначение ВЭКА (вагон-электровоз контактно-аккумуляторный) и номера 001 и 002. Первый электровоз поступил для опытной эксплуатации в электродепо «Калужское» Московского метрополитена, а второй — в электродепо «Московское» Петербургского метрополитена. Оба электровоза были окрашены в жёлто-коричневые цвета.[1]

В ходе эксплуатации у электровозов был выявлен ряд недостатков, а оборудование периодически выходило из строя, поэтому спустя некоторое время электровозы были отставлены от работы. Петербургский электровоз № 002 был списан с баланса метрополитена в 2002 году, дальнейшая его судьба неизвестна.[1] Московский электровоз № 001 долгое время использовался в качестве хозяйственного помещения в электродепо Калужское[3], впоследствии он был на непродолжительное время передан в электродепо Выхино, где был отремонтирован и перекрашен в жёлто-красную цветовую схему, аналогичную цветовой схеме более поздних электровозов 81-581. В течение 15 и 16 мая 2015 года в рамках выставки, посвящённой 80-летию Московского метрополитена, электровоз наряду с 6 старыми метровагонами типов А, Г, Д и Е был выставлен на центральном пути станции Партизанская для обозрения пассажиров.

Конструкция

Кузов электровозов цельнометаллический стальной сварной конструкции. Конструктивно он выполнен по аналогии с кузовами вагонов типов Еж3 и промежуточных вагонов модели 81-714, но при этом оснащён с каждой стороны кабиной машиниста и имеет ряд отличий, обусловленных установкой фар и фонарей на торцах. В электровозе смонтированы две кабины машиниста и аккумуляторное помещение, оборудованное стеллажами для установки аккумуляторных батарей. Для возможности работы с различными типами подвижного состава на одном из торцов электровоза установлена автосцепка СА-3 железнодорожного типа, а с другой — автосцепка Шарфенберга для вагонов метрополитена.[1]

Из-за снятия с производства фар для вагонов типов Ем и Еж3 в нижнюю часть торца кабин слева и справа от дверного проема были вмонтированы стандартные фарные блоки вагонов 81-717, что придало электровозам оригинальный внешний вид. Над дверным проёмом для двух фонарей была обустроена специальная выемка, аналогичная таковой у вагонов типа Е и модификаций. Дополнительно в верхней части торцов электровоза также установлена мигалка оранжевого цвета.[2]

Электровозы по аналогии с пассажирскими вагонами имеют по 4 двухстворчатых раздвижных двери с каждой стороны по бокам кузова, ведущие в аккумуляторный отсек, занимающий место пассажирского салона между кабинами машиниста. В отличие от пассажирских вагонов, двери электровозов открываются вручную и изнутри оснащены специальными ручками и запорами. В левой стене кабин управления и в перегородке между кабинами и аккумуляторным отсеком установлены поворотные двери, вид и расположение которых аналогично вагонам 81-717.[2]

Как и в электровозах более ранних серий, тяговые аккумуляторы у 81-580 расположены в аккумуляторном помещении на стеллажах продольно в два ряда по бокам от центрального прохода и перекрывают двери. Обеспечена возможность механизированной постановки и снятия аккумуляторов. По аналогии с салоном пассажирских вагонов, аккумуляторное помещение отделывалось слоистым пластиком, однако при этом вместо продольных люминисцентных светильников оно оснащалось более компактными обрешёченными светильниками взрывобезопасного исполнения с лампами накаливания. Оконные проёмы аккумуляторного отсека вместо стёкол оборудовались металлическими решётками, за исключением верхней части, где были сохранены стеклянные форточки. Принудительная приточная и естественная вытяжная вентиляции аккумуляторного отсека обеспечивают концентрацию аэрозоли в нём не выше 0,5 мг/м3.[2]

81-580.1

Внешние изображения
Общий вид электровоза
Вид спереди
Пульт управления
Аккумуляторное помещение
Электровозы 81-580.1 на заводе

В 1995 году по договорённости с Ираном завод «Вагонмаш» для строящегося Тегеранского метрополитена построил совместно с пассажирскими вагонами 81-570/571 2 контактно-аккумуляторных электровоза, которые получили обозначение модели 81-580.1 и номера 01-02. В отличие от ранее выпущенных вагонов модели 81-580, новые электровозы не имели торцевых дверей, а конструкция кабины была аналогична стандартным кабинам головных вагонов модели 81-717, что позволило разместить пульт управления и кресло машиниста по центру вагона. Также, как и пассажирские вагоны модели 81-570/571, электровозы получили ярко-зеленую окраску кузовов, при этом лобовая часть и двери кабин машиниста были выкрашены в белый цвет. Надписи на пульте управления машиниста и оборудовании этих электровозов были выполнены на английском языке. Тележки электровозов были рассчитаны на используемую в Иране европейскую ширину колеи 1435 мм. В качестве сцепных устройств были смонтированы исключительно автосцепки Шарфенберга.[1]

Несмотря на то, что пассажирские вагоны для Тегерана в связи с отказом от их приобретения заказчиком впоследствии были возвращены на завод и переоборудованы для использования в метрополитенах России, электровозы 81-580.1 были поставлены в Тегеран. Дальнейшая их судьба неизвестна.[1]

81-581 (Эка)

Электровоз 81-581 № 01 на территории депо Автово
Манёвры электровоза 81-581 № 01 с вагонами Ем на территории депо Автово

В 2002 году Петербургский метрополитен продолжил обновление электровозного парка, и завод «Вагонмаш» выпустил новый контактно-аккумуляторный электровоз с асинхронным тяговым приводом модели 81-581, конструктивно основанный на модели 81-580. Электровоз был окрашен в жёлто-красную цветовую схему, которая впоследствии стала применяться на всех последующих машинах серии. Над торцевой дверью выемка для фонарей стала закрываться щитком, а вместо двух стало устанавливаться по три фонаря. На следующий год этот электровоз, получивший бортовой номер 10260 и обозначение Эка-01, поступил в электродепо «Автово» петербургского метрополитена. Изначально этот электровоз имел такую же конструкцию сцепок, как и электровозы 81-580, однако впоследствии торец с автосцепкой СА-3 был дооснащён автосцепкой Шарфенберга на удлинённом поворачивающемся в сторону основании; с другой стороны осталась стандартная автосцепка Шарфенерга. Впоследствии данная компоновка сцепных устройств стала устанавливаться на электровозы 81-581 и 81-581.3, выпущенные позднее.[1]

Электрооборудование электровоза 81-581 обеспечивает устойчивую работу при повторно-кратковременных режимах с прицепной нагрузкой 70 т. не менее 30 циклов пусков и торможений в час. Тяговый привод электровоза оснащён четырьмя асинхронными двигателями мощностью по 114 кВт. Также заводом Вагонмаш был разработан электровоз модели 81-582, конструктивно аналогичный 81-581, но с четырьмя асинхронными двигателями повышенной мощности в 170 кВт.[2] Впоследствии в по проекту данного электровоза был переоборудован вагон 81-561, и новый вагон получил обозначение 81-581.3.[1]

Постепенно списывая старые электровозы на базе вагонов типа Д, 2008 году Петербургский метрополитен продолжил закупку новых электровозов - после списания электровоза на базе вагона Д Эка-08 в эксплуатацию поступил электровоз модели 81-581, изготовленный фирмой «Метроинжиниринг» с использованием кузова вагона № 10356, построенного на заводе «Вагонмаш» в октябре 2006 года. Постройка электровоза велась на 40-й канаве электродепо «Автово». В отличие от Эка-01 на кузове нового электровоза, получившего обозначение Эка-02, у данного электровоза отсутствовал декоративный молдинг и водоотводной лоток.[1]

В 2009 году обновление электровозов Петербургского метрополитена было продолжено - в электродепо «Московское» поступило 2 электровоза модели 81-581, построенных ООО «Метроинжиниринг». Эти электровозы получили номера 003 и 004: дополнительный 0 был обусловлен необходимостью различия этих электровозов от имеющих аналогичное обозначение Эка и номера 03-09 электровозов на базе вагонов типа Д. В отличие от Эка-02 новые машины были построены в кузовах ОАО «Метровагонмаш», лишившись фарных блоков 717-ой модели, вместо которых стали устанавливаться небольшие одиночные фары. Также интерьеры новых электровозов перестали облицовывать слоистым пластиком, в результате чего стала видна окрашенная стальная обшивка кузова. Оконные проёмы аккумуляторного помещения новых электровозов лишились форточек и стали полностью заделываться решётками.[1]

Все 4 электровоза в настоящее время находятся в регулярной эксплуатации.

81-581.3

Внешние изображения
Общий вид электровоза со стороны кабины с 3 гофрами
Общий вид электровоза со стороны кабины с 2 гофрами

В 2005 году по заказу нового Казанского метрополитена на заводе «Вагонмаш» опытный метровагон типа 81-561 («Ритор») №11342 был переоборудован в контактно-аккумуляторный электровоз с асинхронным тяговым приводом, конструктивно аналогичный электровозу повышенной мощности 81-582. Электровоз получил бортовой номер 10297 и вскоре вместе с пятью четырёхвагонными поездами 81-553.3/554.3/555.3 был отправлен в электродепо «Аметьево» Казанского метрополитена, где и эксплуатируется по настоящее время. Как и другие вагоны производства «Вагонмаш» для Казани, этот вагон был перекрашен в бело-серебристый цвет.[1]

Интересной особенностью вагона является факт его переоборудования из опытного промежуточного вагона модели 81-561 «Ритор», который в свою очередь является переоборудованным головным вагоном типа Ем № 3748. Таким образом, изначально вагон имел одну кабину машиниста, затем в 2003 году её лишился, а в 2005 был оснащён уже двумя. Боковая сторона вагона на уровне окон в зоне аккумуляторного отсека и одной из кабин имеет две гофры, а в зоне другой кабины — три.[1]

81-581.4

Внешние изображения
ЭКА-05 модели 81-581.4 в депо Автово

В начале 2015 года в связи с физическим устареванием контактно-аккумуляторных электровозов на базе вагонов типа Д Петербургский метрополитен в 2015 году заказал Октябрьскому электровагоноремонтному заводу поставку двух контактно-аккумуляторных электровозов на базе модели 81-581 с обновлённым электрооборудованием. За основу для обоих вагонов были взяты кузова от промежуточных вагонов 81-541.3К, построенных в 2013 году. По поручению ОЭВРЗ изготовителем стал Мытищинский завод Метровагонмаш, который изготовил два электровоза в марте 2015 года, получившие обозначение модели 81-581.4 и бортовые обозначения ЭКА-05 и ЭКА-06. В мае 2016 года на ОЭВРЗ началась сборка ещё двух новых электровозов ЭКА-07 и 08, которые должны быть поставлены до конца года.[4] В 2017 году Петербургский метрополитен планирует полностью заменить старые электровозы на базе вагонов типа Д на новые электровозы 81-581.4.

После поступления в Петербургский метрополитен первые два электровоза были переданы в депо «Автово», а впоследствии в депо «Невское» и «Выборгское». В течение нескольких месяцев они проходили обкатку и вскоре были введены в эксплуатацию. Петербургский метрополитен планирует купить ещё 3 электровоза (включая два строящихся), которые будут направлены в депо «Невское», «Выборгское» и «Северное».[5]

Электровозы внешне схожи с машинами 81-581 второго выпуска 003 и 004, но имеют ряд отличий, таких как более широкая торцевая дверь и обрамление в виде чёрных квадратных рамок вокруг ламп буферных фонарей и прожекторов. При производстве электровозов использовано современное оборудование. Как и предыдущие модели, вагоны 81-581.4 оснащены асинхронными тяговыми электродвигателями. В аккумуляторном отсеке установлены тяговые аккумуляторные батареи японского производства, которые после полной зарядки позволяют вагону работать автономно в течение 7-8 часов. Подзарядка аккумуляторов возможна как от контактного рельса, так и от источника переменного тока напряжением 380 В с частотой 50 Гц. Предусмотрена возможность рекуперации электроэнергии в аккумуляторы. Также вагоны оснащены системами контроля концентрации водорода в аккумуляторном отсеке, контроля состояния аккумуляторов по температуре, напряжению, ёмкости и уровню электролита.[4]


См. также

Ссылки

  • Контактно-аккумуляторные электровозы для метрополитена на сайте vagon.metro.ru
  • Контактно-аккумуляторные электровозы Петербургского метрополитена на сайте metro.vpeterburge.ru
  • Фотографии и приписка 81-580, 581, 581.3 и 581.4 на сайте metro-photo.ru
  • Фотографии и приписка 81-580, 580.1, 581, 581.3 (582) и 581.4 на сайте TransPhoto
  • Контактно-аккумуляторные электровозы Петербургского метрополитена в блоге Nomernoy
  • Электровоз ВЭКА в электродепо «Калужское» в блоге Russos

Примечания

  1. ↑ Контактно-аккумуляторные электровозы Петербургского метрополитена на сайте metro.vpeterburge.ru
  2. ↑ Контактно-аккумуляторные электровозы для метрополитена на сайте vagon.metro.ru
  3. Подземные «призраки»: как выглядят заброшенные станции метро
  4. ↑ «Трансмашхолдинг» анонсирует выпуск электровоза серии 81-581.4 с асинхронным тяговым приводом. Гудок (23 мая 2016).
  5. Метро Петербурга продолжает обновлять электровозы. Карповка (10 июля 2015).

81-580/581/582.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01