Lt304888.ru

Туристические услуги

Евангельское пробуждение в Петербурге

23-10-2023

Перейти к навигации Перейти к поиску

Евангельское пробуждение в Петербурге (также «Петербургское (евангельское) пробуждение/возрождение», англ. St. Petersburg (evangelical) revival[1]) — зарождение евангельского движения в среде русской аристократии в конце XIX века в Санкт-Петербурге, связанное со служением Гренвила Редстока. Евангельское движение, возникнув в высшем петербургском свете, в дальнейшем распространилось среди широких слоев общества Российской империи[2].

«Петербургское пробуждение» происходило в одно время с евангельским пробуждением в Закавказье и на Украине (движение штундистов), как реакция российского общества на издание Библии на доступном русском языке[3][4].

Особенности

Движение носило внеконфессиональный характер, однако позднее влилось в баптизм. В отличие от штундизма (преимущественно крестьянского движения) «петербургское пробуждение» начиналось в среде высшей аристократии, позднее обратившейся с евангельской проповедью к народу. От баптизма оно отличалось допустимостью крещения детей (окончательно от детокрещения евангельские христиане отказались только в 1910 году с принятием «прохановского Вероучения»)[5]. В основе неявно декларируемого учения был принцип, что Христос своими страданиями уже искупил грехи всех людей, а для спасения нам необходима лишь вера, молитвы и добрая христианская жизнь.

Участие Редстока

Лорд Редсток

Начало евангельскому пробуждению положил лорд Редсток, приглашённый Е. И. Чертковой в Санкт-Петербург в 1874 году. Его первые евангельские проповеди на английском и французском языке прозвучали в небольшой англо-американской церкви на Почтамтской улице[6]. Графиня познакомила английского проповедника с Пашковым через свою сестру-близняшку Александру (жену Пашкова). Их встреча произошла в доме В. А. Пашкова на Выборгской стороне (ул. Комиссара Смирнова 17)[7], который впоследствии стал центром евангельского движения в Петербурге[8]. В России лорд-апостол пробыл 6 месяцев. В 1876 году лорд вернулся в Россию, но в 1878 правительство запретило ему въезд в страну. В. А. Пашков в дальнейшем стал лидером движения евангельских христиан в России, которых стали звать «пашковцами».

Деятельность Пашкова

Полковник Пашков

Пашков в своем особняке в 1876—1884 организовал «Общество поощрения духовно-нравственного чтения» (занимавшегося изданием и распространением Библий, журнала «Русский рабочий» и другой духовной литературы), а также столовая для малоимущих слоёв населения. Активное участие в «духовном пробуждении» принимали барон Корф и граф Бобринский. Помимо Петербурга деятельность «пашковцев» распространялась и на имения вовлеченных в это движение аристократов[9]. В 1880 году на молитвенных собраниях «пашковцев» присутствовало свыше тысячи человек разных сословий[10]. На средства Пашкова в 1882 году была издана русская Библия в каноническом составе с широкими полями для отметок[11]. Еженедельно проводились молитвенные собрания с чтением Библии на русском языке. Хотя «пашковцы» не противопоставляли себя официальной православной церкви, власти увидели в их деятельности черты религиозной ереси, связанной с отказом от посещения православных храмов, почитания икон, святых и Богородицы.

Попытка объединения евангельских протестантов

Журнал «Русский рабочий», издававшийся пашковцами в 1875—1886 годах

В 1884 году Василий Пашков попытался объединить различные евангельские течения в России (молокан, духоборов, штундистов, меннонитов и баптистов), пригласив их делегатов в Санкт-Петербург. 1 апреля в столицу Российской империи прибыло 70 представителей. Собрания проводились в доме княгини Н. Ливен (ул. Большая Морская, д. 43). Однако уже через два дня они были арестованы и высланы из города в места своего проживания. 24 мая 1884 года «Общество поощрения духовно-нравственного чтения» было официально распущено. Все собрания «пашковцев» были запрещены. Несогласные с этим (граф Корф, В. Пашков) были вынуждены эмигрировать в Европу.

Создание отдельной деноминации

Процесс создания Евангельской церкви, как отдельной деноминации шёл достаточно сложно. Со времен Пашкова в движении наблюдались две тенденции. Одна группа верующих стремилась практиковать редстоковский пиетизм, ограничиваясь при этом чтением и обсуждением Библии, а также хлебопреломлением в домашних группах, но не порывая при этом с Православной церковью. Другая - рассматривала православную обрядность как отступление от простоты первоапостольского учения и стремилась воссоздать апостольскую церковь. В первое десятилетие XX века в движении возобладала вторая тенденция[12].

Внешними катализаторами этого процесса послужили нападки православных миссионеров (оказавшихся неспособными к конструктивной богословской дискуссии), физическое преследование евангельских верующих, а также выход законов религиозной свободы 1905 года[13].

Организатором этого процесса стал И. С. Проханов. Оформление Евангельской церкви в отдельную деноминацию (Всероссийского союза евангельских христиан) произошло в 1909-1911 годах в ходе Первого и Второго съездов евангельских христиан.

В литературе

Тема Редстока и его движения привлекла внимание многих литераторов-современников. Им посвящён очерк Н. С. Лескова «Великосветский раскол» (1876) и роман В. П. Мещерского «Лорд Апостол в петербургском большом свете» (1876). Л. Н. Толстой вывел Редстока и редстокистов в романах «Анна Каренина» (1875—1877) и «Воскресение» (1899). Ф. М. Достоевский полемизировал с Редстоком в «Дневнике писателя» (1876)[14].

Среди писавших о нём были священник И. С. Беллюстин, ректор Санкт-Петербургской духовной академии Иоанн Янышев, епископ Феофан Затворник, историк и публицист А. С. Пругавин, государственные деятели К. П. Победоносцев, Ф. Г. Тернер и А. А. Половцов[14][15].

См. также

Примечания

    • Lord Radstock and the St. Petersburg Revival. // Evangelical Review of Theology. 2013. Vol. 37. № 2. P. 100—117. 18p.
    • Kuznetsova M. R. The Pashkovite women in Russia. // Studia Historiae Ecclesiasticae. 2010. 36(2). P. 113—133
    • Kuznetsova M. R. RUSSIAN EVANGELICALS (1874-1929). A HISTORICAL PERSPECTIVE
  1. Попов, 1998.
  2. Клибанов, 1965, с. 187.
  3. Митрохин, 1997, с. 215.
  4. Кале, 1978, с. 132.
  5. Бачинин, 2004.
  6. Дом В. А. Пашкова — Школа N560 Выборгского района
  7. ТРИ КОЛЫБЕЛИ БРАТСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В СССР
  8. Пашковцы
  9. ПАШКОВЩИНА: РАСПРОСТРАНЕНИЕ В НАРОДЕ И ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
  10. Евангельское движение в России и культура
  11. Пузынин, 2010, с. 233-234.
  12. Пузынин, 2010, с. 235-236.
  13. 1 2 Каширина, 2015.
  14. Степанов, 2016.

Литература

  • Лорд Г. Редсток и генеральша Е. И. Черткова. Истоки евангельского пробуждения в аристократическом Петербурге. — Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. — СПб.: Новое и старое, 2004. — Т. II.
  • ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ВЫСШЕМ СВЕТЕ (ПОЛКОВНИК В. А. ПАШКОВ, ГРАФ М. М. КОРФ, МИНИСТР А. П. БОБРИНСКИЙ И ДРУГИЕ). — Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология. — СПб.: Новое и старое, 2005. — Т. III. — С. 7-27. — 175 с.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovic Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1965. — 348 с.
  • Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения. — Альманах по истории русского баптизма, третье издание. — СПб.: Библия для всех, Протестант, 2006. — С. 3-84. — ISBN 5-7454-0380-2.
  • «Великосветский раскол» в оценке русских светских и духовных писателей XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 7 (152). — С. 57-62.
  • Коллектив авторов. История ЕХБ в СССР. — М.: издательство ВСЕХБ, 1989. — С. 624.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5.
  • Попов В. А. Евангельские христиане — Пашковцы: Возникновение и духовно-просветительское служение (1874—1884 гг.) // Альманах Богомыслие ОБС. — 1998. — № 7.
  • Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3.
  • Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874-2008) // Ред.-сост. Н. А. Белякова, А. В. Синичкин 105 лет легализации русского баптизма : Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2011. — С. 16-23. — ISBN 5-902917-03-4.
  • Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма: Учебное пособие. — Одесса: Одесская богословская семинария, изд-во Богомыслие, 1995. — 128 с.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4.
  • Степанов В. Достоевский и Лесков как свидетели евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге (1874—1884) Из сборника: Материалы научно-исторических конференций «Феномен российского протестантизма» (СПб.: Гамма, 2016) // Газета Мирт. — 2016. — № № 4 (95)).
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Kuznetsova M. R. Early Russian Evangelicals (1874—1929): Historical Background & Hermeneutical Tendencies Based on I.V. Kargel's Written Heritage. — Pretoria: University of Pretoria, 2009.

Ссылки

  • Духовное пробуждение в России
  • Лорд Редсток и духовное пробуждение в России

Евангельское пробуждение в Петербурге.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01