28-07-2023
Иван Степанович Проханов | ||
|
||
---|---|---|
1911 — 1931 (с 1931 года — почётный Председатель) | ||
Церковь: | ||
Преемник: | ||
|
||
1911 — 1928 | ||
|
||
Образование: |
высшее техническое, богословское |
|
Рождение: | ||
Смерть: | ||
Похоронен: | ||
Отец: |
Степан Антонович Проханов |
|
Мать: |
Агриппина Савельевна |
|
Супруга: |
Анна Ивановна (дев. Казакова) |
|
Дети: |
Ярослав, Всеволод |
|
Принятие священного сана: |
рукоположен 1 апреля 1924 года в Праге (последователями Яна Гуса)[1] |
|
Иван Степанович Проханов на Викискладе |
Голос И. С. Проханова | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Ива́н Степа́нович Проха́нов (1869—1935) — российский, советский и эмигрантский религиозный деятель. Инженер, поэт, проповедник, богослов, политик. Брат молоканского богослова А. С. Проханова, отец ботаника-систематика Я. И. Проханова, двоюродный дед писателя А. А. Проханова.
Он мечтал о революции Святого Духа, которая преобразит не только религиозную, но и политическую, и экономическую жизнь России и всего мира . Для объединения христиан И. С. Проханов инициировал создание межконфессионального Русского евангельского союза . Затем из аморфного движения пашковцев выстроил самостоятельную конфессию евангельских христиан , разработал ей догматическое богословие, организовал «христианский комсомол», написал более 1000 духовных псалмов и создал оригинальную церковно-музыкальную традицию .
Он издавал христианские журналы, писал книги по богословию и религиозной юриспруденцииидеологом и вдохновителем создания христианских коммун . Личное вмешательство И. В. Сталина помешало ему реализовать проект советского Города Солнца — Евангельска .
, открывал школы подготовки церковных служителей и учреждал христианские политические партии . После прихода к власти большевиков И. С. Проханов сталНаходясь с 1928 года в эмиграции он организовал евангельских христиан-эмигрантов в ещё один конфессиональный союз .
И. С. Проханов родился 17 апреля 1869 года во Владикавказе[2]. Его отец был молоканином, но в 1875 году присоединился к группе баптистов.
По воспоминаниям И. С. Проханова, в юности он вошёл в кружок гимназистов, увлекшихся трудами философов-пессимистов Шопенгауэра и Гартмана. Под их влиянием он задумывался о самоубийстве, однако итогом духовных поисков стало обращение ко Христу[3]. В ноябре 1886 года Иван присоединился к той же общине баптистов, что и отец. 17 января 1887 года он был крещён в реке Терек.
В 1887 году он окончил гимназию, в 1888—1893 годах учился на инженера в Технологическом институте Санкт-Петербурга[2], одновременно активно участвуя в деятельности пашковцев. Так, в 1889 году он вместе с братом Александром начал нелегально издавать свой первый евангельский журнал «Беседа».
По окончании института он получил работу помощника директора сахарного завода в Черниговской губернии, в имении известного православного общественного деятеля Н. Н. Неплюева, основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства. Однако из-за разницы в религиозных взглядах с Неплюевым, И. С. Проханов был вынужден вскоре оставить эту работу[3]. Из имения Неплюева И. С. Проханов отправился Колпино — работать помощником главного инженера Ижорского Адмиралтейского завода[3].
Преследования протестантов в России со стороны правительства побудили И. С. Проханова оставить профессиональную деятельность[4]. В 1894 году он, вместе меннонитом Германом Фастом, вдовой поэта Некрасова и другими верующими организовал в Крыму христианскую коммуну «Вертоград», где прожил около года[2].
В условиях непрекращающихся преследований протестантов в 1895 году он нелегально выехал за границу. Здесь на протяжении примерно двух лет он получал богословское образование в баптистском колледже в Бристоле (Англия), а затем Конгрегациональном колледже в Лондоне. Кроме того, он провёл по полгода в Берлинском и Парижском университетах, где также изучал богословие[2]. За время пребывания за рубежом он наладил контакты в среде европейских протестантов[5].
С момента своего возвращения в Россию в 1898 году до 1921 года И. С. Проханов работал инженером на полной ставке, занимаясь евангельским служением в свободное время[6]. Постепенно он стал лидером движения пашковцев, используя свой статус для воплощения грандиозных замыслов в христианском служении.
В 1898 году И. С. Проханов пригласили оказать помощь в качестве переводчика большой группе духоборов на острове Кипр. В России духоборы подверглись жестоким преследованиям за пацифистские убеждения, в результате чего последовала их массовая эмиграция в Канаду[7]. По пути большая группа духоборов заболела некоей болезнью, похожей на дизентерию, и была высажена до исцеления на Кипре. И. С. Проханов несколько недель руководил их лагерем, затем заболел сам, а после выздоровления решил вернуться в Россию. Вопреки опасениям за последствия нелегального выезда из России, возвращение прошло проще, чем он ожидал[5].
По возвращении из-за границы в конце 1898 года И. С. Проханов некоторое время жил во Владикавказе, затем нашёл работу по специальности — помощника управляющего железной дорогой Рига — Орёл, затем работал в Рижском политехническом институте, однако в 1901 году по требованию МВД был отчислен с работы как один из лидеров «штундистов»[8]. Он переехал в Петербург, где устроился в электротехническую компанию Вестингауза. Здесь он, несмотря на цензуру, сумел издать песенный сборник «Гусли».
31 августа 1901 года он женился на Анне Ивановне Казаковой (дочери верующего из Тифлиса)[9] и вскоре стал отцом двоих сыновей.
По работе он был отправлен в заграничную командировку в Америку и провёл в ней около двух лет. По возвращении в Петербург он активно включился в деятельность движения евангельских христиан (пашковцев) и в течение нескольких лет возглавил его. Его деятельность в качестве лидера евангельских христиан подробно описана в разделе «Руководство евангельским движением» .
На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 г. созданный им ВСЕХ вошёл во Всемирный баптистский альянс, а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения[2].
В 1916 году И. С. Проханова обвинили в создании революционной организации, под которой подразумевался Всероссийский союз евангельских христиан. Началось судебное преследование, приостановившееся из-за перегруженности правоохранительных органов после убийства Григория Распутина незадолго до Февральской революции[3].
После революции 1917 г. Проханов, несмотря на гибель в годы Гражданской войны жены и потерю в 1926 г. младшего сына Всеволода, продолжил свою деятельность в качестве руководителя ВСЕХ.
Дважды он подвергался арестам и по нескольку месяцев содержался в концлагере и тюрьме — в 1921 и 1923 годах.
В 1923 году в составе делегации из России принял участие во Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме[10].
В 1924 году — поездки И. С Проханова в Чехословакию, Германию, Данциг (в то время - вольный город), Финляндию. Рукоположение в Праге[11].
С мая 1925 года по ноябрь 1926 года - пребывание в США и Канаде для установления контактов и обеспечения советских верующих духовной литературой. По предположению немецкого историка Вильгельма Кале, заграничным поездкам И. С. Проханова могло способствовать стремление Советской власти к устранению последствий Гражданской войны и международного бойкота, смягчению негативного отношения к СССР и расширению зарубежных связей[11].
1927 год - поездки по Южной России, Кавказу и Сибири, в том числе в поисках места для создания Евангельска.
В мае 1928 года Проханов легально выехал из СССР в США прежде всего для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто[12], а также в поисках зарубежных источников финансирования[13]. Он намеревался возвратиться в СССР «не более, чем через год»[3], однако он так и не вернулся. Существует версия, что он не получил разрешения на обратный въезд[2], но сам И. С. Проханов утверждал, что решение остаться в эмиграции было принято им самостоятельно. Во время его пребывания в Германии было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. В автобиографической книге «В котле России» он вспоминал, что получил из СССР письма с рассказами о страданиях верующих и просьбами о помощи. «Я понял, что это была воля Божья остаться за границей, чтобы попытаться организовать постоянную помощь страждущим во время этих гонений», - писал он[3].
Несмотря на это ещё два года И. С. Проханов продолжал оставаться председателем Всесоюзного совета евангельских христиан. В 1931 году председателем ВСЕХ был избран его соратник Я. И. Жидков, а Проханов — «почётным председателем» (которым продолжал оставаться до конца жизни). По мнению историка Вильгельма Кале, титул «почётного председателя» свидетельствовал, что советские верующие не осуждают его за эмиграцию. Сохранявшиеся связи со ВСЕХ, забота о верующих в СССР, побуждали И. С. Проханова воздерживаться в эмиграции от антисоветских выступлений и положительно отзываться о Советской власти. Как отмечал Кале, тем самым И. С. Проханов принес больше пользы, чем если бы продолжал оставаться в СССР номинальным главой разогнанного Союза[14]. (В отличие от полностью прекратившего существование в 1930-е годы Федеративного союза баптистов СССР, ВСЕХ продолжил своё формальное существование и в 1944 году на его базе был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов).
За рубежом И. С. Проханов продолжил литературно-публицистическую деятельность, а также занялся организацией Всемирного союза евангельских христиан.
Последние годы И. С. Проханова стали для него временем странствий. Остановившись в 1929 году в Германии, он совершал поездки как внутри страны, так и по другим странам Европы (в том числе посетил Данию, Латвию, Польшу). Осенью 1931 года - весной 1932 года он пребывал в США, откуда вернулся в Берлин, затем посетил Ригу. В октябре 1932 года он вновь выехал в США, откуда вернулся в Берлин летом 1933 год. В конце этого года он вновь выехал в США, также посетив и Канаду. Некоторое время он лечился в США. Летом 1935 года он выехал в Европу. По дороге он остановился на некоторое время и С. П. Ливен. Прочтя курс лекций, он вернулся в Германию, затем, несмотря на болезнь, совершил миссионерскую поездку в Болгарию[15].
Умер 6 октября 1935 года в Берлине .
Согласно Проханову, мировая революция Духа, восстанавливающая [3].
Неслучайно в одном из первых номеров журнала «Христианин» было опубликовано пророчество британского миссионера в Китае Хадсона Тэйлора: «в России произойдёт революция, которая приведет к великому пробуждению на западе России; это пробуждение распространится по всей земле и тогда Господь придёт»[17][18]. Проханов считал, что начальная часть этого пророчества сбылась в событиях первой русской революции.
Особую роль в пробуждении, по его мнению, должны были сыграть евангельские христиане Петербурга.
И. С. Проханову, по его собственному признанию, были близки социалистические убеждения: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее», — признавался он[3]. Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии[3]. Напротив, И. С. Проханов страстно желал наполнить происходящие при нём политико-экономические преобразования в России духовным христианским содержанием[16], по его замыслу именно христианство должно было сделать социализм совершенным[19], поскольку «при всей желательности и необходимости… коренных политических и экономических реформ… истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности»[20].
При этом христианский социализм Проханова был помещён в «модернистские и романтические рамки XIX столетия»[21].
Нужно отметить, что лидеры русских баптистов расходились с ним во взглядах на этот вопрос, считая, что главное в христианском служении — не преобразование общества, но спасение душ, а «все остальное приложится»[20].
Родившись в семье молокан, И. С. Проханов идентифицировал себя с гонимым христианским меньшинством, отождествляя страдания за свою веру со страданиями Христа. «Все то, что я слышал о страдающих за веру от моего отца, бабушек, побудило во мне желание посвятить жизнь гонимым христианам и бороться за свободу совести», — писал он[3]. В автобиографии И. С. Проханова заметна уверенность в том, что Бог предначертал ему особую миссию: «Божья цель заключалась в том, чтобы я был посредником, передатчиком его даров для нужд народа», — писал он[3].
После того, как И. С. Проханов возглавил движение пашковцев, их богословие не претерпело изменений по принципиальным позициям: приверженность к Библии (при, возможно, иногда слишком буквалистическом её понимании), крестоцентризм (особое внимания вопросу искупления людей Христом на кресте), акцент на необходимости рождения свыше, а также активная социально-общественная позиция[22].
И. С. Проханов придерживался арминианской концепции спасения души (и эта концепция доминировала в целом в движении евангельских христиан)[22].
Догматическое богословие для Проханова играло второстепенную роль и служило инструментом для достижения главной цели — церковного строительства и миссионерства.
Много споров вызывает вопрос об идентификации И. С. Прохановым движения евангельских христиан и себя лично по отношению к баптизму. Как сказано в разделе Биография , он был крещён в баптистской общине, но переехав в Петербург влился в движение пашковцев (позднее при активном участии Проханова эволюционировавшие в движение евангельских христиан). Он не принимал личного участия во Втором Всемирном конгрессе баптистов в Торонто в 1911 году, однако прислал туда своей реферат «Обзор России», в котором определил евангельских христиан как «искренних баптистов»[23]. На этом конгрессе И. С. Проханов заочно был избран одним из шести вице-президентов Всемирного союза баптистов.
В 1905 году И. С. Проханов в полной мере включился в евангельскую деятельность и приступил к реализации своих планов. Он организовал и возглавил в Петербурге отдельную общину евангельских христиан, костяком которой стала верующая молодежь, ранее отделившаяся от общины, возглавляемой И. В. Каргелем[24]. С. П. Ливен так описывала разницу между этими общинами: «Брат Каргель стремился главным образом углубить верующих в познании Господа и Его Слова, а брат Проханов призывал своих членов к деятельному участию в общинной жизни: он организовал союз молодёжи, хор и прочее»[25].
В том же 1905 году И. С. Проханов получил разрешение и начал издание журнала «Христианин» и вместе с меннонитом П. М. Фризеном и баптистом Н. В. Одинцовым создал первую в России евангельскую политическую партию «Союз свободы, истины и мира». Политическая концепция партии была близка к кадетской, её главным лейтмотивом была альтернатива неприемлемому для евангельских протестантов пути насильственного свержения власти (события происходили во время революции 1905—1907 годов)[26]. Партия просуществовала до 1906 года, ничем особым в истории не отметившись.
В 1906 году И. С. Проханов занялся организацией Русского евангельского союза, — межденоминационной организации, которая объединяла бы христиан не на уровне конфессий или поместных церквей, а на уровне отдельных верующих[27]. Членство в союзе не предполагало выход христиан из своих деноминаций (православные оставались бы православными, баптисты — баптистами и т. д.). На этом принципе был построен Всемирный евангелический альянс, с представителями которого И. С. Проханов познакомился во время своей учёбы за границей и с которыми продолжал поддерживать отношение. Собственно Русский евангельский союз создавался как российский аналог, или как национальное отделение альянса[28].
Одновременно И. С. Проханов занялся созданием Союза христианской молодёжи, объединяющего молодёжные кружки при евангельских церквях. После подготовительной работы в апреле 1908 года в Москве собрался Первый съезд представителей юношеских кружков, а в 1909 году в Петербурге — Второй съезд, который принял Устав «Евангельского союза христианской молодёжи». Председателем Союза был избран И. С. Проханов, секретарём — Я. И. Жидков[29].
Занимаясь организационной работой И. С. Проханов не скрывал своих мессианских планов духовного (и как следствие — социально-политического) преобразования России и всего мира благодаря синергии евангельских верующих и вторжению Святого Духа[28]. При этом Русский евангельский союз рассматривался в качестве духовного двигателя этой трансформации[30].
Однако этого не произошло. Хотя Русский евангельский союз был даже официально зарегистрирован в 1909 году, он не произвёл необходимого резонанса. В союз вошли порядка 100 христиан разных сословий (от рабочих до аристократов) и разных исповеданий. Союз проигнорировала Русская православная церковь, а среди лидеров Союза русских баптистов он вызвал противоречивые отклики, в том числе и негативные. Например, А. М. Мазаев в журнале «Баптист» писал: «Это уже совершенно непонятно, и всякий ум отказывается понимать этот ужасный союз… в одно и то же время состоять членом церкви баптистов или православных и в то же время быть членом евангельского союза. — Может ли из одного источника истекать вода соленая и сладкая? Может ли один раб служить двум господам?»[31].
К 1911 году И. С. Проханов объединил общины евангельских христиан, к 1911 году существовавших в Петербурге, Севастополе, Симферополе, Ялте, Екатеринославе, Конотопе, Киеве, Одессе, Александровске, Харькове, Николаеве, Самаре[32].
Второй съезд евангельских христиан (25.12.1910 — 4.01.1911) учредил ВСЕХ, утвердил представленные И. С. Прохановым устав Союза и официальное вероучение (положения которого заранее рассматривались в поместных общинах)[33]. Вероучения положило конец имевшим место на протяжении десятилетий разномыслий в среде евангельских христиан относительно необходимости крещения исключительно в сознательной возрасте по твёрдой вере. В Вероучении утверждалось о необходимости исключительно сознательное крещение, а крещение младенцев отвергалось, как недействительное. Таким образом было устранено ранее допустимое разномыслие в вопросе, принципиальном для баптистов. Это позволило в 1911 году на Всемирном конгрессе баптистов принять Всероссийский союз евангельских христиан в члены Всемирного баптистского альянса[34][35], а самому И. С. Проханову - стать вице-президентом Всемирного баптистского альянса.
В то же время И. С. Проханов не оставил надежд на создание объединённого фронта евангельских вероисповеданий и со времени Первого съезда евангельских христиан (1909 год) неоднократно предпринимал попытки объединить евангельских христиан с русскими баптистами, с перспективной присоединения других близких евангельских течений [36][32].
Тем временем в России после так называемого «дарования религиозных свобод» (1905—1906) начала нарастать новая волна государственного преследования протестантов[37]. В результате деятельность обоих союзов (евангельских христиан и баптистов) оказалась наполовину парализованной, например, не разрешалось проведение съездов[38]. Несмотря на преследования, численность евангельских христиан к 1917 году достигла 150 тыс. человек[39].
Время создания | Прекращение деятельности | Название | Комментарий | |
---|---|---|---|---|
1 | 1905 | 1906 | Союз свободы, истины и мира | Первая христианская евангельская политическая партия в России. Организована совместно с меннонитом П. М. Фризеном и баптистом Н. В. Одинцовым |
2 | 1907 | 1912 | Русский евангельский союз | Межконфессиональная христианская организация, созданная И. С. Прохановым совместно с другими христианами по типу Всемирного евангелического альянса. Проект оказался нежизнеспособен |
3 | 1909 | 1931 | Союз христианской молодёжи | Централизованная организация, объединявшая кружки молодёжи при церквях евангельских христиан |
4 | 1911 | 1944 | Всероссийский союз евангельских христиан | Конфессиональный союз евангельских христиан, созданный И. С. Прохановым. В 1944 году на его базе был образован ВСЕХБ |
5 | 1917 | 1917 | Партия «Воскресение» | Христианско-демократическая партия. Организована по личной инициативе И. С. Проханова |
6 | 1935 | Всемирный союз евангельских христиан | Конфессиональный союз евангельских христиан в эмиграции, создатель - лично И. С. Проханов |
Февральская демократическая революция была полностью поддержана И. С. Прохановым и созданной им христианско-демократической партией «Воскресение». После революции ВСЕХ получил возможность расширить миссионерскую деятельность. «От города к городу, от села к селу, от деревни к деревне», — под таким девизом рассылались по стране проповедники.
В 1921 году за его подписью была подана «Докладная записка» в Совнарком РСФСР, в которой он предлагал принять специальный декрет, дающий привилегии тем конфессиям, которые не запятнали себя сотрудничеством с царским режимом, а имеющиеся ограничения, установленные в Советской России для религиозных организаций должны были быть сохранены для Русской православной церкви в качестве наказания за прошлое[40]. В апреле 1923 года был арестован (в связи с публикацией в сентябре 1922 года воззвания с призывом к христианам всего мира отказаться от участия в войнах с оружием в руках) и подписал послание, где признал, что евангельские христиане должны исполнять воинскую повинность[41].
И. С. Проханов с большим удовольствием вспоминал время, проведённое в созданной им в 1894 году христианской коммуне «Вертоград» в Крыму, в большой долине с фруктовыми садами в районе деревни Спат и хутора Софиевка. Коммуна просуществовала 4 года и была распущена в связи с очередным витком религиозных гонений.
Новые экономические условия, возникшие после революции 1917 года, способствовали распространению идеи трудовой общинной жизни. Этот процесс усугублялся массовой миграцией горожан в деревню из-за голода и нехватки продовольствия[42]. Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана И. С. Прохановым в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и программной статье «Новая, или Евангельская жизнь» (1925 год)[43].
В 1918 году в Рязанской губернии возникли коммуны «Вифания» и «Пробуждение», в Тверской губернии — «Гефсимания», «Вифания» и «Утренняя Звезда»[42], кроме того коммуны стали возникать в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях[44]. На первых порах этот процесс поддерживался партийно-хозяйственным руководством страны, рассчитывавшим на положительный экономический эффект от использования «значительных хозяйственно-культурных элементов»[45]. Только при Союзе баптистов СССР к 1924 году было создано 25 коммун по 20-50 семей[45], появлялись они и при Союзе евангельских христиан.
Помимо земледельческих коммун в сельской местности, протестантская экономическая кооперация развивалась и в городах, чему способствовал нэп. Христианские артели и кооперативы занимались строительством, изготовлением хлеба и кондитерских изделий, пошивом одежды и обуви, организацией общественного питания и т. д[45]. Так, в Москве насчитывалось не менее 6 протестантских столовых, одна из которых располагалась на первом этаж здания ВЦИК и обслуживала в числе прочего участников различных съездов и конгрессов[45], получили распространение столовые вегетарианского типа (в Москве — «Пищепродукт», «Примирись», «Гигвегстол»)[46].
Курс Советской власти по отношению к христианским коммунам и артелям поменялся в середине 1920-х. Тем не менее до 1927—1928 годов относились к ним хотя и без восторга, но и без радикальных инициатив. Однако в 1927—1928 годах произошло серьезное усиление давления, выразившееся в повышении налогов, в подходах к нарезке земель и т. д[47]. Уже нередко собственность коммун (скот, техника, инвентарь) экспроприировалась с дальнейшей передачей местным крестьянам или «нормальным» колхозам[48], коммуны лишались регистрации, принудительно разбавлялись неверующими людьми или, напротив участники коммун принуждались ко вступлению в частном порядке в обычные колхозы. В итоге к началу 1930-х движение было полностью свернуто.
Ещё до начала Первой мировой войны И. С. Проханов рассматривал евангельское движение как катализатор грядущей реформации Русской православной церкви[49]. После победы большевиков она стала стремительно терять влияние, одновременно фрагментируясь на несколько движений. В стране образовался духовный вакуум, который он решил использовать для своей цели[50]. Летом 1922 года, вскоре после ареста патриарха Тихона, И. С. Проханов опубликовал 100-тысячным тиражом трактат «Евангельский клич» с призывом о реформации, адресованным иерархии РПЦ и обновлеченской «Живой Церкви»[51].
В частности, И. С. Проханов предлагал устранить учение о посредничестве между Богом и человеком кого-либо, кроме Иисуса Христа (святых, Девы Марии), отменить использование икон, мощей и т. д., отменить церковную иерархию и деление христиан на священство и мирян и прочее[52]. Традиционные православные практики Проханов сравнивал с «пеленами», при освобождении которых РПЦ и другие православные группы обретут новый облик. При этом обновленческие реформы, по его мнению, имели неполный, половинчатый характер[53]. Призыв не ремонтировать духовный дом лишь снаружи, а возводить новое духовное здание И. С. Проханов подкрепил обещанием поддержки Евангельской Церкви[54].
Статья вызвала неоднозначную реакцию (как среди православных, так и протестантов, например, вызвав отторжение у лидеров русских баптистов[55]), однако подвигла на конкретные действия часть православного духовенства, включая совместные богослужения представителей разных исповеданий, одно из которых описал в своих мемуарах В. Ф. Марцинковский[56]. В частности, инициативу И. С. Проханова поддержал один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский)[57]. Выступление И. С. Проханова на съезде другой обновленческой группы «Союз древлеапостольских церквей» (возглавляемой епископом Александром Введенским) вызвало противоречивую реакцию", однако в целом благожелательное отношение к евангельскому лидеру сохранилось[58].
Добившись ограниченной поддержки обновленцев, И. С. Проханов не остановился в своих намерениях реформировать христианство. В сентябре 1922 года он опубликовал новое воззвание «Голос с Востока», адресованное уже «всем христианским церквам и вероисповеданиям в России и на всем земном шаре»[54]. В нём он напомнил об ужасах Первой мировой войны и роли, которую в ней играло духовенство исторических церквей: «Православное духовенство благословляло русскую армию, англиканское духовенство — английскую армию, лютеранское духовенство — германскую, католическое духовенство — французскую армию». Повторив основные тезисы «Евангельского клича» (необходимость отказа от церковных преданий и посреднической роли духовенства между Богом и человеком) он призвал ко «всемирной реформации» под лозунгом: «назад ко Христу, назад к Евангелию, назад к первохристианству», в результате чего должна появиться «Вселенская Первохристианская Церковь»[59].
По мнению историка-богослова В. А. Попова, действия И. С. Проханова хотя и носили слишком прямолинейный и во многом утопичный характер, однако способствовали масштабному общению протестантов-евангеликов с православными, избавлению от многих стереотипов и предубеждений, укреплению протестантизма в России[59].
В 1922 - 1924 годах Советская власть развернула борьбу с пацифизмом среди верующих[10] (ранее пацифизм допускался, законодательство даже предусматривало возможность отказа от службы с оружием в руках по религиозным убеждениям, хотя на практике далеко не всем пацифистам удавалось получить такое разрешение). Нужно отметить, что не все евангельские христиане были пацифистами. Так, в Вероучении И. С. Проханова говорилось: «Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе». А Вероучение И. В. Каргеля гласило: «Воинскую повинность мы отбываем по призыву законной власти, но молимся усердно о мире всего мира». Однако в результате кровопролитной Первой мировой войны, и последовавших за ней двух революций и Гражданской войны пацифистские убеждения среди верующих заметно усилились[60].
Борьба с пацифизмом среди протестантов являлась одной из задач, стоявших перед Антирелигиозной комиссией при ЦК РКП(б) — ВКП(б)[61]. В конце 1922 года или начале 1923 года И. С. Проханов был повторно заключен на несколько месяцев в тюрьму за распространение воззвания «Голос с Востока», в котором имелись утверждения пацифистского характера[62] (более определённо о датах и длительности заключения сказать сложно, поскольку у разных авторов данные расходятся).
За время заключения чекистам удалось заставить И. С. Проханова признать военную службу по призыву обязательной для советских евангелистов, став одним из подписантов опубликованного в газете «Известия» антипацифистского воззвания. После своего освобождения, в ходе 9-го съезда евангельских христиан (проходил 1—10 сентября 1923 года), И. С. Проханов, несмотря на недовольство части верующих, добился признания воинской обязанности большинством голосов участников съезда[62]. Действия И. С. Проханова привели к брожению среди верующих, ряд общин вышли из ВСЕХ и примкнули к баптистам.
В 1926 году И. С. Проханову удалось получить разрешение на основание христианского города-коммуны Евангельск (другое название — город Солнца). В августе-сентябре 1927 года И. С. Проханов с группой единомышленников в ходе экспедиции в Сибирь выбрал место на Алтае под строительство Евангельска (там, где реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют реку Обь) и совершил здесь символическую посадку саженцев кедра и американского клёна на месте строительства города, а также провел богослужение. Дальнейшие работы из-за приближения холодов были перенесены на следующий год.
Однако за это время произошло ужесточение государственной политики в отношении протестантов. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». После недолгого разбирательства реализация проекта была заморожена, а И. С. Проханов вскоре покинул страну.
В опубликованном после смерти И. С. Проханова «Общем завещании» содержалось указание после создания Всемирного союза евангельских христиан поставить председателем и заместителем сотрудников миссии «Свет на Востоке» Я. И. Крекера и В. Л. Жака[63] вследствие того, что в годы эмиграции И. С. Проханов не нашёл сотрудников, способных нести это служение[64].
И. С. Проханов известен как автор текстов псалмов евангельских христиан, имеющих вероучительный характер[65]. Он написал и издал 1233 стихотворения духовного содержания, ещё 210 остались неизданными[66][67].
И. С. Проханов рассматривал духовные песнопения как важную часть церковного богослужения и как один из главных компонентов формирования конфессиональной идентичности[65]. При создании псалмов он уделял большое внимание и содержанию текста, и мелодии[68]. C одной стороны, И. С. Проханов стремился к использованию лучших образцов иностранной церковной музыки, с другой — к созданию оригинального стиля, сочетающего радость Евангельской вести и русскую национальную музыкальную традицию[69]. К музыкальному оформлению он привлекал евангельских композиторов А. И. Кеше, Н. А. Казакова, Г. А. Драненко, Каролиса Инкиса[70]. Для обеспечения высокого уровня псалмов при ВСЕХ была создана специальная комиссия, куда вошли люди с высшим музыкально-теоретическим образованием[68]. Творческий труд И. С. Проханова способствовал появлению нового направления русской музыки[65].
Его работа увенчалась изданием в 1927 году трехтомного «десятисборника» (то есть в итоговый сборник вошли гимны из 10 предыдущих песенников, выпущенных с 1902 года)[65]. Именно собранные Прохановым гимны до настоящего времени составляют основу сборников духовных песен («Песнь Возрождения» и другие), используемых в русскоязычных общинах евангельских христиан и баптистов всего мира.
Важным направлением его деятельности было издание духовной литературы. В разные годы он редактировал и издавал христианские журналы «Беседа» (вместе с братом Александром), «Сеятель», «Христианин», «Братский листок», «Молодой виноградник», «Детский друг», а также газету «Утренняя Звезда». Многие материалы в них он написал сам. Уже в эмиграции он издавал журнал «Евангельская вера»[67].
Журнал «Христианин»
Журнал «Братский листок»
Журнал «Молодой виноградник»
Газета «Утренняя Звезда»
Журнал «Евангельская вера»
В эмиграции он написал и издал автобиографическое произведение «В котле России», где изложил свой взгляд на историю и перспективы движения евангельских христиан в России и СССР.
В 1926 году ему удалось получить разрешение, найти средства и издать в СССР 175 тысяч экземпляров Библий, Новых Заветов, песенных сборников и другой духовной литературы[67].
Номер | Время создания | Время выхода | Название | Цель |
---|---|---|---|---|
1 | 1909 | 1920-е | Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан (Вероучение И. С. Проханова)[71] | Догматическое учение евангельских христиан |
2 | 1911 | 1911 | Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия[72] | Правовая помощь верующим и церквям |
3 | 1918 | 1918 | Евангельское христианство и социальный вопрос[73] | Теоретическая база христианской экономической кооперации и создания коммун |
4 | 1969 | Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики[74] | Подготовка проповедников | |
5 | 1933 | 1933 (на английском языке) | В котле России[3] (In the cauldron of Russia) | Автобиография. Обзор евангельской истории России |
Эпизодические курсы в 1905—1907 годах[75], 1913—1914[38].
Большое внимание уделял Проханов христианскому образованию. В 1913 году по его инициативе были открыты библейские курсы проповедников-евангелистов, фактически ставшие первой протестантской богословской школой в России с обучением на русском языке. Эти курсы, преобразованные в 1922 году в библейскую школу, продолжали действовать до 1929 года.
Родители И. С. Проханова были молоканами, крестьянами из деревень Копены и Сластуха Аткарского уезда Саратовской губернии[3]. В 1862 году отец, Степан Антонович Проханов, в 20-летнем возрасте вместе с женой, матерью и тёщей перебрался во Владикавказ, спасаясь от религиозных преследований[3]. Бабушки рассказывали внуку о том, как их подвергали преследованиям за веру, как арестовывали и сажали в тюрьму.
Во Владикавказе Степан Антонович добился материального достатка, приобрел четыре мельницы и землю, стал членом городского совета[3]. В 1875 году он присоединился к группе баптистов, позднее стал пресвитером местной церкви. Переписывался с В. А. Пашковым[76]. В 1894 году Степан Антонович вместе с другими баптистами был выслан в Закавказье по обвинению в распространении вредной религиозной пропаганды. Его сын Иван в это время жил в христианской коммуне «Вертоград» в Крыму[3]. В 1899 году И. С. Проханов посетил отца по месту ссылки — в армянской деревне Гирюсы[3].
По окончании cсылки Степан Антонович вернулся во Владикавказ. Он умер в 1910 году. Жена пережила его на 22 года и скончалась в возрасте 90 лет 5 августа 1932 года в Москве[77].
Вместе с И. С. Прохановым росли два брата, Александр и Василий. Иван был старшим. В отличие от отца и Ивана, младшие братья остались молоканами по вере.
Александр после Дерптского университета[78] обучался медицине в Париже, там же посещал Протестантский богословский факультет[3]. Вернувшись на Кавказ, работал врачом, основал «Общество образованных молокан» (пытавшееся примирить религиозную веру с дарвинизмом), издавал молоканский журнал «Духовный христианин»[2] (основными темами которого были апологетическая полемика с баптизмом и жёсткая богословская критика Библии), написал несколько богословских трудов. Кроме того, Александр Степанович учредил во Владикавказе «Прохановское Кредитное Товарищество», кредитовавшее малый бизнес молокан, евангельских христиан и баптистов. Прибыль направлялась на благотворительные цели[79]. Умер в 1912 году от сыпного тифа, которым заразился в больнице, исполняя свой врачебный долг[79]. Современный писатель-публицист А. А. Проханов является его внуком[2][80].
Василий, также получив хорошее образование, занимался коммерцией, поддерживал «Прохановское Кредитное Товарищество». После революции 1917 года, лишившись состояния[81], эмигрировал в Европу, где окончил 4-летний богословский курс свободного Евангельского братства в Германии. Перед Второй мировой войной переехал в США, где предпринимал попытки сблизить русских эмигрантов — молокан и евангельских христиан: «я стремлюсь теперь применить остаток своей жизни для продолжения дела моих братьев, и моего с ними общего идеала жизни»[82].
С будущей женой Анной Ивановной И. С. Проханов познакомился в начале 1901 года в Тифлисе. В том же году они поженились. По его воспоминаниям, она была доброй христианкой, «имела ангельский характер, была очень красивой, богатой и хорошо образованной. Она могла говорить по-английски, по-французски и по-немецки. И ко всему этому она была очень талантливой музыкантшей»[3].
У них родилось двое сыновей: Ярослав и Всеволод. Выбор имен объяснялся интересом отца к русской истории[84]. И. С. Проханов стремился дать им хорошее образование: сыновья посещали гимназию немецкой реформатской церкви в Петербурге, которую отец считал одной из лучших в городе. Там они изучали немецкий язык, а английский и французский - учили частным образом. Кроме того, для обучения их английскому И. С. Проханов пригласил из Лондона христианскую гувернантку, которая стала жить вместе с ним[3][84].
По воспоминаниям И. С. Проханова, в мае 1919 года, когда Петроград пребывал в состоянии красного террора и военного коммунизма, его жена и сыновья выехали в Тифлис, где жили родители жены, а условия были лучше. Сам И. С. Проханов остался в Петербурге, чтобы продолжать служение во ВСЕХ. Из-за болезни старшего сына Ярослава и перекрытия дороги военными поездка семьи затянулась и 30 июля 1919 года жена И. С. Проханова скончалась во Владикавказе от азиатской холеры, так и не доехав до Тифлиса[3]. Сыновья некоторое время жили с семьей брата отца Василия, затем — с родителями жены. Как сообщает И. С. Проханов в своей автобиографии, в 1921 году его сыновья вернулись в Петроград и включились в христианское служение. В 1926 году младший сын Всеволод трагически погиб[3].
Старший сын Ярослав стал ботаником. В 1938 году, после эмиграции и смерти отца, он был арестован по обвинениям по статьям 58-10 и 58-11[85]. В 1939 году уголовное дело в отношении Ярослава было прекращено за отсутствием состава преступления[86].
По воспоминаниям соратников, в целом И. С. Проханов обладал удовлетворительным здоровьем. Он отличался энергичностью, крепкими нервами, силой воли и исключительной трудоспособностью. Иногда от переутомления у него возникали временные проблемы с работой сердца[87].
В 1929 году выяснилось, что И. С. Проханов страдает лёгкой формой сахарного диабета. В 1934 году в Нью-Йорке он неделю провёл в клинике, лечась от диабета. Когда в июне 1935 года он вернулся из Америки в Европу, его соратники обратили внимание, что Иван Степанович ослаб и постарел за последнее время[87].
В сентябре 1935 года он по просьбе болгарского проповедника Митко Матеева совершил двухнедельную поездку в Болгарию. Здесь И. С. Проханов выступал в различных городах с проповедями, участвовал в собраниях евангельских общин Софии и Пловдива, присутствовал на Первом болгарском съезде евангельских христиан, на котором был учреждён их национальный Союз[88].
Незадолго до этой поездки у Ивана Степановича разболелась нога. Врач констатировал, что нарыв на ноге связан с диабетом. Перед поездкой опухоль спала. Однако в Болгарии нога вновь воспалилась, появился второй нарыв. По возвращению в Германию И. С. Проханов по настоянию врача лег в клинику, — сначала в частную, затем при дальнейшем ухудшении — в евангельскую больницу имени Мартина Лютера . Врачи обсуждали вопрос об ампутации ноги, но из-за диабета, осложнившегося воспалением лёгких, не решились проводить[89].
В больнице его регулярно навещали члены Берлинской общины евангельских христиан и другие соратники. 4 октября он попрощался с посетившими его единоверцами и попросил исполнить ему гимн «За евангельскую веру!». После этого он практически не выходил из состояния забытья и тихо скончался утром 6 октября[90][91].
Похороны были отложены на 5 дней в надежде на приезд верующих из Москвы, однако через несколько дней от руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан пришли телеграммы с соболезнованиями и сообщение, что приехать они не смогут[92]. В траурных мероприятиях принимали участие личные друзья, члены берлинской общины евангельских христиан, представители миссионерского союза «Свет на Востоке», представители Всемирного евангелического альянса. Представителей русских баптистов (в том числе находящихся в эмиграции) не было, некоторые наблюдатели сочли это проявлением чувства соперничества в отношении И. С. Проханова[93].
Погребение состоялось 11 октября[94][95] на старинном протестантском кладбище общины Святой Троицы в Кройцберге (одном из центральных районов Берлина)[96]. В 1945 году при штурме Берлина это кладбище пострадало от уличных боёв, в надгробие И. С. Проханова попала пуля[96]. В послевоенное время среди верующих неоднократно обсуждался вопрос о перезахоронении И. С. Проханова на Родине, однако эти планы не были реализованы[97]. В 2010-х годах, по неподтверждённым данным из соцсетей, по участку кладбища, где находилась могила, был проложен автобан.
Свой личный архив и имущество И. С. Проханов завещал вернуть в Советский Союз, однако во время Второй мировой войны они были утрачены[93].
По мнению историка Вильгельма Кале, большое значение личности И. С. Проханова в истории российского протестантизма бесспорно, однако его роль до сих пор не до конца понята и оценена[98]. Его ставят в один ряд с такими «отцами» русско-украинского евангельского протестантизма, как В. А. Пашков, М. М. Корф, Г. Редсток, Н. И. Воронин, И. Г. Рябошапка[98].
Однако споры не утихают. Некоторые сторонники строго баптистского понимания протестантизма считают, что он нанёс ущерб единству евангельского движения. Некоторые указывают на его стремление ладить со всеми неоднократно менявшимися в России властями и тем самым обвиняют в оппортунизме, не принимая во внимание его достижений в созидании Церкви в стране[98]. Ещё один распространённый упрёк — в умении И. С. Проханова представить себя публично в выгодном свете[98]. Он потерял многих друзей (особенно среди христиан Запада) из-за того, что его просьбы о материальной помощи для евангельского движения в России, для Всероссийского союза евангельских христиан, звучали «слишком пронзительно и слишком беззащитно»[98]. В то же время для большого количества христиан он является духовным авторитетом и они вспоминают о нём с благодарностью[98].
Деятельности И. С. Проханов посвящено значительное количество книг и статей (авторами которых являются как евангельские христиане, так и исследователи, неаффилированные с протестантизмом). В связи с его юбилеями в некоторых евангельских церквях и объединениях церквей проводятся памятные мероприятия[99]. В 2009 году христианским центром «Логос» изданы труды Проханова в двух томах[100][101].
И. С. Проханов.