Lt304888.ru

Туристические услуги

И. С. Проханов

28-07-2023

(перенаправлено с «И. С. Проханов»)
Перейти к: навигация, поиск
Иван Степанович Проханов
1-й Председатель Всесоюзного совета евангельских христиан
1911 — 1931 (с 1931 года — почётный Председатель)
Церковь:

евангельские христиане

Преемник:

Я. И. Жидков

Вице-президент Всемирного баптистского альянса
1911 — 1928

Образование:

высшее техническое, богословское

Рождение:

17 апреля 1869(1869-04-17)
Владикавказ, Российская империя

Смерть:

6 октября 1935(1935-10-06) (66 лет)
Берлин, Германия

Похоронен:

в Берлине на кладбище общины Святой Троицы (нем.)

Отец:

Степан Антонович Проханов

Мать:

Агриппина Савельевна

Супруга:

Анна Ивановна (дев. Казакова)

Дети:

Ярослав, Всеволод

Принятие священного сана:

рукоположен 1 апреля 1924 года в Праге (последователями Яна Гуса)[1]

Иван Степанович Проханов на Викискладе
Голос И. С. Проханова
Проповедь о цели жизни
Помощь по воспроизведению
В Викитеке есть тексты по теме
И. С. Проханов

Ива́н Степа́нович Проха́нов (1869—1935) — российский, советский и эмигрантский религиозный деятель. Инженер, поэт, проповедник, богослов, политик. Брат молоканского богослова А. С. Проханова, отец ботаника-систематика Я. И. Проханова, двоюродный дед писателя А. А. Проханова.

Он мечтал о революции Святого Духа, которая преобразит не только религиозную, но и политическую, и экономическую жизнь России и всего мира. Для объединения христиан И. С. Проханов инициировал создание межконфессионального Русского евангельского союза. Затем из аморфного движения пашковцев выстроил самостоятельную конфессию евангельских христиан, разработал ей догматическое богословие, организовал «христианский комсомол», написал более 1000 духовных псалмов и создал оригинальную церковно-музыкальную традицию.

Он издавал христианские журналы, писал книги по богословию и религиозной юриспруденции, открывал школы подготовки церковных служителей и учреждал христианские политические партии. После прихода к власти большевиков И. С. Проханов стал идеологом и вдохновителем создания христианских коммун. Личное вмешательство И. В. Сталина помешало ему реализовать проект советского Города Солнца — Евангельска.

Находясь с 1928 года в эмиграции он организовал евангельских христиан-эмигрантов в ещё один конфессиональный союз.

Содержание

Биография

Юность

И. С. Проханов в студенческие годы

И. С. Проханов родился 17 апреля 1869 года во Владикавказе[2]. Его отец был молоканином, но в 1875 году присоединился к группе баптистов.

По воспоминаниям И. С. Проханова, в юности он вошёл в кружок гимназистов, увлекшихся трудами философов-пессимистов Шопенгауэра и Гартмана. Под их влиянием он задумывался о самоубийстве, однако итогом духовных поисков стало обращение ко Христу[3]. В ноябре 1886 года Иван присоединился к той же общине баптистов, что и отец. 17 января 1887 года он был крещён в реке Терек.

В 1887 году он окончил гимназию, в 1888—1893 годах учился на инженера в Технологическом институте Санкт-Петербурга[2], одновременно активно участвуя в деятельности пашковцев. Так, в 1889 году он вместе с братом Александром начал нелегально издавать свой первый евангельский журнал «Беседа».

По окончании института он получил работу помощника директора сахарного завода в Черниговской губернии, в имении известного православного общественного деятеля Н. Н. Неплюева, основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства. Однако из-за разницы в религиозных взглядах с Неплюевым, И. С. Проханов был вынужден вскоре оставить эту работу[3]. Из имения Неплюева И. С. Проханов отправился Колпино — работать помощником главного инженера Ижорского Адмиралтейского завода[3].

Преследования протестантов в России со стороны правительства побудили И. С. Проханова оставить профессиональную деятельность[4]. В 1894 году он, вместе меннонитом Германом Фастом, вдовой поэта Некрасова и другими верующими организовал в Крыму христианскую коммуну «Вертоград», где прожил около года[2].

Учеба за границей

В условиях непрекращающихся преследований протестантов в 1895 году он нелегально выехал за границу. Здесь на протяжении примерно двух лет он получал богословское образование в баптистском колледже в Бристоле (Англия), а затем Конгрегациональном колледже в Лондоне. Кроме того, он провёл по полгода в Берлинском и Парижском университетах, где также изучал богословие[2]. За время пребывания за рубежом он наладил контакты в среде европейских протестантов[5].

С момента своего возвращения в Россию в 1898 году до 1921 года И. С. Проханов работал инженером на полной ставке, занимаясь евангельским служением в свободное время[6]. Постепенно он стал лидером движения пашковцев, используя свой статус для воплощения грандиозных замыслов в христианском служении.

В 1898 году И. С. Проханов пригласили оказать помощь в качестве переводчика большой группе духоборов на острове Кипр. В России духоборы подверглись жестоким преследованиям за пацифистские убеждения, в результате чего последовала их массовая эмиграция в Канаду[7]. По пути большая группа духоборов заболела некоей болезнью, похожей на дизентерию, и была высажена до исцеления на Кипре. И. С. Проханов несколько недель руководил их лагерем, затем заболел сам, а после выздоровления решил вернуться в Россию. Вопреки опасениям за последствия нелегального выезда из России, возвращение прошло проще, чем он ожидал[5].

Служение в России

И. С. Проханов (во втором ряду, в центре) с другими верующими-узниками в день освобождения из первого тюремного заключения за проведение Шестого съезда Союза христианской молодёжи в 1921 году. Справа от него Л. Л. Шендеровский, хлопотавший на свободе об их освобождении

По возвращении из-за границы в конце 1898 года И. С. Проханов некоторое время жил во Владикавказе, затем нашёл работу по специальности — помощника управляющего железной дорогой Рига — Орёл, затем работал в Рижском политехническом институте, однако в 1901 году по требованию МВД был отчислен с работы как один из лидеров «штундистов»[8]. Он переехал в Петербург, где устроился в электротехническую компанию Вестингауза. Здесь он, несмотря на цензуру, сумел издать песенный сборник «Гусли».

31 августа 1901 года он женился на Анне Ивановне Казаковой (дочери верующего из Тифлиса)[9] и вскоре стал отцом двоих сыновей.

По работе он был отправлен в заграничную командировку в Америку и провёл в ней около двух лет. По возвращении в Петербург он активно включился в деятельность движения евангельских христиан (пашковцев) и в течение нескольких лет возглавил его. Его деятельность в качестве лидера евангельских христиан подробно описана в разделе «Руководство евангельским движением» .

На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 г. созданный им ВСЕХ вошёл во Всемирный баптистский альянс, а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения[2].

В 1916 году И. С. Проханова обвинили в создании революционной организации, под которой подразумевался Всероссийский союз евангельских христиан. Началось судебное преследование, приостановившееся из-за перегруженности правоохранительных органов после убийства Григория Распутина незадолго до Февральской революции[3].

После революции 1917 г. Проханов, несмотря на гибель в годы Гражданской войны жены и потерю в 1926 г. младшего сына Всеволода, продолжил свою деятельность в качестве руководителя ВСЕХ.

Дважды он подвергался арестам и по нескольку месяцев содержался в концлагере и тюрьме — в 1921 и 1923 годах.

В 1923 году в составе делегации из России принял участие во Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме[10].

В 1924 году — поездки И. С Проханова в Чехословакию, Германию, Данциг (в то время - вольный город), Финляндию. Рукоположение в Праге[11].

С мая 1925 года по ноябрь 1926 года - пребывание в США и Канаде для установления контактов и обеспечения советских верующих духовной литературой. По предположению немецкого историка Вильгельма Кале, заграничным поездкам И. С. Проханова могло способствовать стремление Советской власти к устранению последствий Гражданской войны и международного бойкота, смягчению негативного отношения к СССР и расширению зарубежных связей[11].

1927 год - поездки по Южной России, Кавказу и Сибири, в том числе в поисках места для создания Евангельска.

Эмигрантский период

И. С. Проханов на пути из СССР в США

В мае 1928 года Проханов легально выехал из СССР в США прежде всего для участия во Всемирном конгрессе баптистов в Торонто[12], а также в поисках зарубежных источников финансирования[13]. Он намеревался возвратиться в СССР «не более, чем через год»[3], однако он так и не вернулся. Существует версия, что он не получил разрешения на обратный въезд[2], но сам И. С. Проханов утверждал, что решение остаться в эмиграции было принято им самостоятельно. Во время его пребывания в Германии было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. В автобиографической книге «В котле России» он вспоминал, что получил из СССР письма с рассказами о страданиях верующих и просьбами о помощи. «Я понял, что это была воля Божья остаться за границей, чтобы попытаться организовать постоянную помощь страждущим во время этих гонений», - писал он[3].

Несмотря на это ещё два года И. С. Проханов продолжал оставаться председателем Всесоюзного совета евангельских христиан. В 1931 году председателем ВСЕХ был избран его соратник Я. И. Жидков, а Проханов — «почётным председателем» (которым продолжал оставаться до конца жизни). По мнению историка Вильгельма Кале, титул «почётного председателя» свидетельствовал, что советские верующие не осуждают его за эмиграцию. Сохранявшиеся связи со ВСЕХ, забота о верующих в СССР, побуждали И. С. Проханова воздерживаться в эмиграции от антисоветских выступлений и положительно отзываться о Советской власти. Как отмечал Кале, тем самым И. С. Проханов принес больше пользы, чем если бы продолжал оставаться в СССР номинальным главой разогнанного Союза[14]. (В отличие от полностью прекратившего существование в 1930-е годы Федеративного союза баптистов СССР, ВСЕХ продолжил своё формальное существование и в 1944 году на его базе был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов).

За рубежом И. С. Проханов продолжил литературно-публицистическую деятельность, а также занялся организацией Всемирного союза евангельских христиан.

Последние годы И. С. Проханова стали для него временем странствий. Остановившись в 1929 году в Германии, он совершал поездки как внутри страны, так и по другим странам Европы (в том числе посетил Данию, Латвию, Польшу). Осенью 1931 года - весной 1932 года он пребывал в США, откуда вернулся в Берлин, затем посетил Ригу. В октябре 1932 года он вновь выехал в США, откуда вернулся в Берлин летом 1933 год. В конце этого года он вновь выехал в США, также посетив и Канаду. Некоторое время он лечился в США. Летом 1935 года он выехал в Европу. По дороге он остановился на некоторое время и С. П. Ливен. Прочтя курс лекций, он вернулся в Германию, затем, несмотря на болезнь, совершил миссионерскую поездку в Болгарию[15].

Умер 6 октября 1935 года в Берлине.

Мировоззрение и богословие

Мировоззрение

Русское мессианство

Согласно Проханову, мировая революция Духа, восстанавливающая [3].

Неслучайно в одном из первых номеров журнала «Христианин» было опубликовано пророчество британского миссионера в Китае Хадсона Тэйлора: «в России произойдёт революция, которая приведет к великому пробуждению на западе России; это пробуждение распространится по всей земле и тогда Господь придёт»[17][18]. Проханов считал, что начальная часть этого пророчества сбылась в событиях первой русской революции.

Особую роль в пробуждении, по его мнению, должны были сыграть евангельские христиане Петербурга.

Симпатии к социализму

И. С. Проханову, по его собственному признанию, были близки социалистические убеждения: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее», — признавался он[3]. Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии[3]. Напротив, И. С. Проханов страстно желал наполнить происходящие при нём политико-экономические преобразования в России духовным христианским содержанием[16], по его замыслу именно христианство должно было сделать социализм совершенным[19], поскольку «при всей желательности и необходимости… коренных политических и экономических реформ… истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности»[20].

При этом христианский социализм Проханова был помещён в «модернистские и романтические рамки XIX столетия»[21].

Нужно отметить, что лидеры русских баптистов расходились с ним во взглядах на этот вопрос, считая, что главное в христианском служении — не преобразование общества, но спасение душ, а «все остальное приложится»[20].

Вера в особое личное призвание

Родившись в семье молокан, И. С. Проханов идентифицировал себя с гонимым христианским меньшинством, отождествляя страдания за свою веру со страданиями Христа. «Все то, что я слышал о страдающих за веру от моего отца, бабушек, побудило во мне желание посвятить жизнь гонимым христианам и бороться за свободу совести», — писал он[3]. В автобиографии И. С. Проханова заметна уверенность в том, что Бог предначертал ему особую миссию: «Божья цель заключалась в том, чтобы я был посредником, передатчиком его даров для нужд народа», — писал он[3].

Богословие

Совет Всесоюзного совета евангельских христиан (прохановцев). Около 1927 года. В центре — И. С. Проханов, справа от него — И. В. Каргель. Крайний слева — А. В. Карев

После того, как И. С. Проханов возглавил движение пашковцев, их богословие не претерпело изменений по принципиальным позициям: приверженность к Библии (при, возможно, иногда слишком буквалистическом её понимании), крестоцентризм (особое внимания вопросу искупления людей Христом на кресте), акцент на необходимости рождения свыше, а также активная социально-общественная позиция[22].

И. С. Проханов придерживался арминианской концепции спасения души (и эта концепция доминировала в целом в движении евангельских христиан)[22].

Догматическое богословие для Проханова играло второстепенную роль и служило инструментом для достижения главной цели — церковного строительства и миссионерства.

Самоидентификация по отношению к баптизму

Много споров вызывает вопрос об идентификации И. С. Прохановым движения евангельских христиан и себя лично по отношению к баптизму. Как сказано в разделе Биография, он был крещён в баптистской общине, но переехав в Петербург влился в движение пашковцев (позднее при активном участии Проханова эволюционировавшие в движение евангельских христиан). Он не принимал личного участия во Втором Всемирном конгрессе баптистов в Торонто в 1911 году, однако прислал туда своей реферат «Обзор России», в котором определил евангельских христиан как «искренних баптистов»[23]. На этом конгрессе И. С. Проханов заочно был избран одним из шести вице-президентов Всемирного союза баптистов.

Руководство евангельским движением

10-й Всесоюзный съезд евангельских христиан в Ленинграде 1926 год

До февральской революции

В 1905 году И. С. Проханов в полной мере включился в евангельскую деятельность и приступил к реализации своих планов. Он организовал и возглавил в Петербурге отдельную общину евангельских христиан, костяком которой стала верующая молодежь, ранее отделившаяся от общины, возглавляемой И. В. Каргелем[24]. С. П. Ливен так описывала разницу между этими общинами: «Брат Каргель стремился главным образом углубить верующих в познании Господа и Его Слова, а брат Проханов призывал своих членов к деятельному участию в общинной жизни: он организовал союз молодёжи, хор и прочее»[25].

Создание партии

Иван Степанович Проханов

В том же 1905 году И. С. Проханов получил разрешение и начал издание журнала «Христианин» и вместе с меннонитом П. М. Фризеном и баптистом Н. В. Одинцовым создал первую в России евангельскую политическую партию «Союз свободы, истины и мира». Политическая концепция партии была близка к кадетской, её главным лейтмотивом была альтернатива неприемлемому для евангельских протестантов пути насильственного свержения власти (события происходили во время революции 1905—1907 годов)[26]. Партия просуществовала до 1906 года, ничем особым в истории не отметившись.

Создание Русского евангельского союза

В 1906 году И. С. Проханов занялся организацией Русского евангельского союза, — межденоминационной организации, которая объединяла бы христиан не на уровне конфессий или поместных церквей, а на уровне отдельных верующих[27]. Членство в союзе не предполагало выход христиан из своих деноминаций (православные оставались бы православными, баптисты — баптистами и т. д.). На этом принципе был построен Всемирный евангелический альянс, с представителями которого И. С. Проханов познакомился во время своей учёбы за границей и с которыми продолжал поддерживать отношение. Собственно Русский евангельский союз создавался как российский аналог, или как национальное отделение альянса[28].

Санкт-Петербургский юношеский кружок евангельских христиан, 1907 год. Четвёртый слева во втором ряду — И. С. Проханов

Одновременно И. С. Проханов занялся созданием Союза христианской молодёжи, объединяющего молодёжные кружки при евангельских церквях. После подготовительной работы в апреле 1908 года в Москве собрался Первый съезд представителей юношеских кружков, а в 1909 году в Петербурге — Второй съезд, который принял Устав «Евангельского союза христианской молодёжи». Председателем Союза был избран И. С. Проханов, секретарём — Я. И. Жидков[29].

Занимаясь организационной работой И. С. Проханов не скрывал своих мессианских планов духовного (и как следствие — социально-политического) преобразования России и всего мира благодаря синергии евангельских верующих и вторжению Святого Духа[28]. При этом Русский евангельский союз рассматривался в качестве духовного двигателя этой трансформации[30].

Однако этого не произошло. Хотя Русский евангельский союз был даже официально зарегистрирован в 1909 году, он не произвёл необходимого резонанса. В союз вошли порядка 100 христиан разных сословий (от рабочих до аристократов) и разных исповеданий. Союз проигнорировала Русская православная церковь, а среди лидеров Союза русских баптистов он вызвал противоречивые отклики, в том числе и негативные. Например, А. М. Мазаев в журнале «Баптист» писал: «Это уже совершенно непонятно, и всякий ум отказывается понимать этот ужасный союз… в одно и то же время состоять членом церкви баптистов или православных и в то же время быть членом евангельского союза. — Может ли из одного источника истекать вода соленая и сладкая? Может ли один раб служить двум господам?»[31].

Создание ВСЕХ

Первый Всероссийский съезд евангельских христиан в Санкт-Петербурге, 14 — 26 сентября 1909 года. И. С. Проханов — четвёртый справа в первом ряду

К 1911 году И. С. Проханов объединил общины евангельских христиан, к 1911 году существовавших в Петербурге, Севастополе, Симферополе, Ялте, Екатеринославе, Конотопе, Киеве, Одессе, Александровске, Харькове, Николаеве, Самаре[32].

Второй съезд евангельских христиан (25.12.1910 — 4.01.1911) учредил ВСЕХ, утвердил представленные И. С. Прохановым устав Союза и официальное вероучение (положения которого заранее рассматривались в поместных общинах)[33]. Вероучения положило конец имевшим место на протяжении десятилетий разномыслий в среде евангельских христиан относительно необходимости крещения исключительно в сознательной возрасте по твёрдой вере. В Вероучении утверждалось о необходимости исключительно сознательное крещение, а крещение младенцев отвергалось, как недействительное. Таким образом было устранено ранее допустимое разномыслие в вопросе, принципиальном для баптистов. Это позволило в 1911 году на Всемирном конгрессе баптистов принять Всероссийский союз евангельских христиан в члены Всемирного баптистского альянса[34][35], а самому И. С. Проханову - стать вице-президентом Всемирного баптистского альянса.

В то же время И. С. Проханов не оставил надежд на создание объединённого фронта евангельских вероисповеданий и со времени Первого съезда евангельских христиан (1909 год) неоднократно предпринимал попытки объединить евангельских христиан с русскими баптистами, с перспективной присоединения других близких евангельских течений [36][32].

Тем временем в России после так называемого «дарования религиозных свобод» (1905—1906) начала нарастать новая волна государственного преследования протестантов[37]. В результате деятельность обоих союзов (евангельских христиан и баптистов) оказалась наполовину парализованной, например, не разрешалось проведение съездов[38]. Несмотря на преследования, численность евангельских христиан к 1917 году достигла 150 тыс. человек[39].

Религиозные и политические организации, созданные либо лично И. С. Прохановым, либо при его активном участии
Время создания Прекращение деятельности Название Комментарий
1 1905 1906 Союз свободы, истины и мира Первая христианская евангельская политическая партия в России. Организована совместно с меннонитом П. М. Фризеном и баптистом Н. В. Одинцовым
2 1907 1912 Русский евангельский союз Межконфессиональная христианская организация, созданная И. С. Прохановым совместно с другими христианами по типу Всемирного евангелического альянса. Проект оказался нежизнеспособен
3 1909 1931 Союз христианской молодёжи Централизованная организация, объединявшая кружки молодёжи при церквях евангельских христиан
4 1911 1944 Всероссийский союз евангельских христиан Конфессиональный союз евангельских христиан, созданный И. С. Прохановым. В 1944 году на его базе был образован ВСЕХБ
5 1917 1917 Партия «Воскресение» Христианско-демократическая партия. Организована по личной инициативе И. С. Проханова
6 1935 Всемирный союз евангельских христиан Конфессиональный союз евангельских христиан в эмиграции, создатель - лично И. С. Проханов

Между революцией и эмиграцией

Февральская демократическая революция была полностью поддержана И. С. Прохановым и созданной им христианско-демократической партией «Воскресение». После революции ВСЕХ получил возможность расширить миссионерскую деятельность. «От города к городу, от села к селу, от деревни к деревне», — под таким девизом рассылались по стране проповедники.

В 1921 году за его подписью была подана «Докладная записка» в Совнарком РСФСР, в которой он предлагал принять специальный декрет, дающий привилегии тем конфессиям, которые не запятнали себя сотрудничеством с царским режимом, а имеющиеся ограничения, установленные в Советской России для религиозных организаций должны были быть сохранены для Русской православной церкви в качестве наказания за прошлое[40]. В апреле 1923 года был арестован (в связи с публикацией в сентябре 1922 года воззвания с призывом к христианам всего мира отказаться от участия в войнах с оружием в руках) и подписал послание, где признал, что евангельские христиане должны исполнять воинскую повинность[41].

Коммуны

Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев). Обратите внимание на заметку ниже фотографии
Ижевская кооперативная артель евангельских христиан «Луч», 1925 год

И. С. Проханов с большим удовольствием вспоминал время, проведённое в созданной им в 1894 году христианской коммуне «Вертоград» в Крыму, в большой долине с фруктовыми садами в районе деревни Спат и хутора Софиевка. Коммуна просуществовала 4 года и была распущена в связи с очередным витком религиозных гонений.

Новые экономические условия, возникшие после революции 1917 года, способствовали распространению идеи трудовой общинной жизни. Этот процесс усугублялся массовой миграцией горожан в деревню из-за голода и нехватки продовольствия[42]. Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана И. С. Прохановым в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и программной статье «Новая, или Евангельская жизнь» (1925 год)[43].

В 1918 году в Рязанской губернии возникли коммуны «Вифания» и «Пробуждение», в Тверской губернии — «Гефсимания», «Вифания» и «Утренняя Звезда»[42], кроме того коммуны стали возникать в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях[44]. На первых порах этот процесс поддерживался партийно-хозяйственным руководством страны, рассчитывавшим на положительный экономический эффект от использования «значительных хозяйственно-культурных элементов»[45]. Только при Союзе баптистов СССР к 1924 году было создано 25 коммун по 20-50 семей[45], появлялись они и при Союзе евангельских христиан.

Помимо земледельческих коммун в сельской местности, протестантская экономическая кооперация развивалась и в городах, чему способствовал нэп. Христианские артели и кооперативы занимались строительством, изготовлением хлеба и кондитерских изделий, пошивом одежды и обуви, организацией общественного питания и т. д[45]. Так, в Москве насчитывалось не менее 6 протестантских столовых, одна из которых располагалась на первом этаж здания ВЦИК и обслуживала в числе прочего участников различных съездов и конгрессов[45], получили распространение столовые вегетарианского типа (в Москве — «Пищепродукт», «Примирись», «Гигвегстол»)[46].

Курс Советской власти по отношению к христианским коммунам и артелям поменялся в середине 1920-х. Тем не менее до 1927—1928 годов относились к ним хотя и без восторга, но и без радикальных инициатив. Однако в 1927—1928 годах произошло серьезное усиление давления, выразившееся в повышении налогов, в подходах к нарезке земель и т. д[47]. Уже нередко собственность коммун (скот, техника, инвентарь) экспроприировалась с дальнейшей передачей местным крестьянам или «нормальным» колхозам[48], коммуны лишались регистрации, принудительно разбавлялись неверующими людьми или, напротив участники коммун принуждались ко вступлению в частном порядке в обычные колхозы. В итоге к началу 1930-х движение было полностью свернуто.

«Евангельский клич»

Иван Степанович Проханов

Ещё до начала Первой мировой войны И. С. Проханов рассматривал евангельское движение как катализатор грядущей реформации Русской православной церкви[49]. После победы большевиков она стала стремительно терять влияние, одновременно фрагментируясь на несколько движений. В стране образовался духовный вакуум, который он решил использовать для своей цели[50]. Летом 1922 года, вскоре после ареста патриарха Тихона, И. С. Проханов опубликовал 100-тысячным тиражом трактат «Евангельский клич» с призывом о реформации, адресованным иерархии РПЦ и обновлеченской «Живой Церкви»[51].

В частности, И. С. Проханов предлагал устранить учение о посредничестве между Богом и человеком кого-либо, кроме Иисуса Христа (святых, Девы Марии), отменить использование икон, мощей и т. д., отменить церковную иерархию и деление христиан на священство и мирян и прочее[52]. Традиционные православные практики Проханов сравнивал с «пеленами», при освобождении которых РПЦ и другие православные группы обретут новый облик. При этом обновленческие реформы, по его мнению, имели неполный, половинчатый характер[53]. Призыв не ремонтировать духовный дом лишь снаружи, а возводить новое духовное здание И. С. Проханов подкрепил обещанием поддержки Евангельской Церкви[54].

Статья вызвала неоднозначную реакцию (как среди православных, так и протестантов, например, вызвав отторжение у лидеров русских баптистов[55]), однако подвигла на конкретные действия часть православного духовенства, включая совместные богослужения представителей разных исповеданий, одно из которых описал в своих мемуарах В. Ф. Марцинковский[56]. В частности, инициативу И. С. Проханова поддержал один из лидеров обновленчества епископ Антонин (Грановский)[57]. Выступление И. С. Проханова на съезде другой обновленческой группы «Союз древлеапостольских церквей» (возглавляемой епископом Александром Введенским) вызвало противоречивую реакцию", однако в целом благожелательное отношение к евангельскому лидеру сохранилось[58].

Добившись ограниченной поддержки обновленцев, И. С. Проханов не остановился в своих намерениях реформировать христианство. В сентябре 1922 года он опубликовал новое воззвание «Голос с Востока», адресованное уже «всем христианским церквам и вероисповеданиям в России и на всем земном шаре»[54]. В нём он напомнил об ужасах Первой мировой войны и роли, которую в ней играло духовенство исторических церквей: «Православное духовенство благословляло русскую армию, англиканское духовенство — английскую армию, лютеранское духовенство — германскую, католическое духовенство — французскую армию». Повторив основные тезисы «Евангельского клича» (необходимость отказа от церковных преданий и посреднической роли духовенства между Богом и человеком) он призвал ко «всемирной реформации» под лозунгом: «назад ко Христу, назад к Евангелию, назад к первохристианству», в результате чего должна появиться «Вселенская Первохристианская Церковь»[59].

По мнению историка-богослова В. А. Попова, действия И. С. Проханова хотя и носили слишком прямолинейный и во многом утопичный характер, однако способствовали масштабному общению протестантов-евангеликов с православными, избавлению от многих стереотипов и предубеждений, укреплению протестантизма в России[59].

Отказ от пацифизма

В 1922 - 1924 годах Советская власть развернула борьбу с пацифизмом среди верующих[10] (ранее пацифизм допускался, законодательство даже предусматривало возможность отказа от службы с оружием в руках по религиозным убеждениям, хотя на практике далеко не всем пацифистам удавалось получить такое разрешение). Нужно отметить, что не все евангельские христиане были пацифистами. Так, в Вероучении И. С. Проханова говорилось: «Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе». А Вероучение И. В. Каргеля гласило: «Воинскую повинность мы отбываем по призыву законной власти, но молимся усердно о мире всего мира». Однако в результате кровопролитной Первой мировой войны, и последовавших за ней двух революций и Гражданской войны пацифистские убеждения среди верующих заметно усилились[60].

Борьба с пацифизмом среди протестантов являлась одной из задач, стоявших перед Антирелигиозной комиссией при ЦК РКП(б) — ВКП(б)[61]. В конце 1922 года или начале 1923 года И. С. Проханов был повторно заключен на несколько месяцев в тюрьму за распространение воззвания «Голос с Востока», в котором имелись утверждения пацифистского характера[62] (более определённо о датах и длительности заключения сказать сложно, поскольку у разных авторов данные расходятся).

За время заключения чекистам удалось заставить И. С. Проханова признать военную службу по призыву обязательной для советских евангелистов, став одним из подписантов опубликованного в газете «Известия» антипацифистского воззвания. После своего освобождения, в ходе 9-го съезда евангельских христиан (проходил 1—10 сентября 1923 года), И. С. Проханов, несмотря на недовольство части верующих, добился признания воинской обязанности большинством голосов участников съезда[62]. Действия И. С. Проханова привели к брожению среди верующих, ряд общин вышли из ВСЕХ и примкнули к баптистам.

Евангельск

И. С. Проханов со спутниками после посадки саженцев на месте строительства Евангельска

В 1926 году И. С. Проханову удалось получить разрешение на основание христианского города-коммуны Евангельск (другое название — город Солнца). В августе-сентябре 1927 года И. С. Проханов с группой единомышленников в ходе экспедиции в Сибирь выбрал место на Алтае под строительство Евангельска (там, где реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют реку Обь) и совершил здесь символическую посадку саженцев кедра и американского клёна на месте строительства города, а также провел богослужение. Дальнейшие работы из-за приближения холодов были перенесены на следующий год.

Однако за это время произошло ужесточение государственной политики в отношении протестантов. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». После недолгого разбирательства реализация проекта была заморожена, а И. С. Проханов вскоре покинул страну.

В эмиграции

И. С. Проханов проповедует среди духоборов Канады

В опубликованном после смерти И. С. Проханова «Общем завещании» содержалось указание после создания Всемирного союза евангельских христиан поставить председателем и заместителем сотрудников миссии «Свет на Востоке» Я. И. Крекера и В. Л. Жака[63] вследствие того, что в годы эмиграции И. С. Проханов не нашёл сотрудников, способных нести это служение[64].

Поэтическо-музыкальная деятельность

Обложка сборника псалмов «Гусли», переиздание 1928 года

И. С. Проханов известен как автор текстов псалмов евангельских христиан, имеющих вероучительный характер[65]. Он написал и издал 1233 стихотворения духовного содержания, ещё 210 остались неизданными[66][67].

И. С. Проханов рассматривал духовные песнопения как важную часть церковного богослужения и как один из главных компонентов формирования конфессиональной идентичности[65]. При создании псалмов он уделял большое внимание и содержанию текста, и мелодии[68]. C одной стороны, И. С. Проханов стремился к использованию лучших образцов иностранной церковной музыки, с другой — к созданию оригинального стиля, сочетающего радость Евангельской вести и русскую национальную музыкальную традицию[69]. К музыкальному оформлению он привлекал евангельских композиторов А. И. Кеше, Н. А. Казакова, Г. А. Драненко, Каролиса Инкиса[70]. Для обеспечения высокого уровня псалмов при ВСЕХ была создана специальная комиссия, куда вошли люди с высшим музыкально-теоретическим образованием[68]. Творческий труд И. С. Проханова способствовал появлению нового направления русской музыки[65].

Его работа увенчалась изданием в 1927 году трехтомного «десятисборника» (то есть в итоговый сборник вошли гимны из 10 предыдущих песенников, выпущенных с 1902 года)[65]. Именно собранные Прохановым гимны до настоящего времени составляют основу сборников духовных песен («Песнь Возрождения» и другие), используемых в русскоязычных общинах евангельских христиан и баптистов всего мира.

Публицистика и издательская деятельность

Важным направлением его деятельности было издание духовной литературы. В разные годы он редактировал и издавал христианские журналы «Беседа» (вместе с братом Александром), «Сеятель», «Христианин», «Братский листок», «Молодой виноградник», «Детский друг», а также газету «Утренняя Звезда». Многие материалы в них он написал сам. Уже в эмиграции он издавал журнал «Евангельская вера»[67].

В эмиграции он написал и издал автобиографическое произведение «В котле России», где изложил свой взгляд на историю и перспективы движения евангельских христиан в России и СССР.

В 1926 году ему удалось получить разрешение, найти средства и издать в СССР 175 тысяч экземпляров Библий, Новых Заветов, песенных сборников и другой духовной литературы[67].

Книги и брошюры И. С. Проханова
Номер Время создания Время выхода Название Цель
1 1909 1920-е Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан (Вероучение И. С. Проханова)[71] Догматическое учение евангельских христиан
2 1911 1911 Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия[72] Правовая помощь верующим и церквям
3 1918 1918 Евангельское христианство и социальный вопрос[73] Теоретическая база христианской экономической кооперации и создания коммун
4 1969 Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики[74] Подготовка проповедников
5 1933 1933 (на английском языке) В котле России[3] (In the cauldron of Russia) Автобиография. Обзор евангельской истории России

Образовательная деятельность

Эпизодические курсы в 1905—1907 годах[75], 1913—1914[38].

Большое внимание уделял Проханов христианскому образованию. В 1913 году по его инициативе были открыты библейские курсы проповедников-евангелистов, фактически ставшие первой протестантской богословской школой в России с обучением на русском языке. Эти курсы, преобразованные в 1922 году в библейскую школу, продолжали действовать до 1929 года.

Семья

Родители

Лагерь для ссыльных по религиозным убеждениям в армянском селении Гирюсы
И. С. Проханов с матерью и сыном Ярославом

Родители И. С. Проханова были молоканами, крестьянами из деревень Копены и Сластуха Аткарского уезда Саратовской губернии[3]. В 1862 году отец, Степан Антонович Проханов, в 20-летнем возрасте вместе с женой, матерью и тёщей перебрался во Владикавказ, спасаясь от религиозных преследований[3]. Бабушки рассказывали внуку о том, как их подвергали преследованиям за веру, как арестовывали и сажали в тюрьму.

Во Владикавказе Степан Антонович добился материального достатка, приобрел четыре мельницы и землю, стал членом городского совета[3]. В 1875 году он присоединился к группе баптистов, позднее стал пресвитером местной церкви. Переписывался с В. А. Пашковым[76]. В 1894 году Степан Антонович вместе с другими баптистами был выслан в Закавказье по обвинению в распространении вредной религиозной пропаганды. Его сын Иван в это время жил в христианской коммуне «Вертоград» в Крыму[3]. В 1899 году И. С. Проханов посетил отца по месту ссылки — в армянской деревне Гирюсы[3].

По окончании cсылки Степан Антонович вернулся во Владикавказ. Он умер в 1910 году. Жена пережила его на 22 года и скончалась в возрасте 90 лет 5 августа 1932 года в Москве[77].

Братья

Вместе с И. С. Прохановым росли два брата, Александр и Василий. Иван был старшим. В отличие от отца и Ивана, младшие братья остались молоканами по вере.

Александр после Дерптского университета[78] обучался медицине в Париже, там же посещал Протестантский богословский факультет[3]. Вернувшись на Кавказ, работал врачом, основал «Общество образованных молокан» (пытавшееся примирить религиозную веру с дарвинизмом), издавал молоканский журнал «Духовный христианин»[2] (основными темами которого были апологетическая полемика с баптизмом и жёсткая богословская критика Библии), написал несколько богословских трудов. Кроме того, Александр Степанович учредил во Владикавказе «Прохановское Кредитное Товарищество», кредитовавшее малый бизнес молокан, евангельских христиан и баптистов. Прибыль направлялась на благотворительные цели[79]. Умер в 1912 году от сыпного тифа, которым заразился в больнице, исполняя свой врачебный долг[79]. Современный писатель-публицист А. А. Проханов является его внуком[2][80].

Василий, также получив хорошее образование, занимался коммерцией, поддерживал «Прохановское Кредитное Товарищество». После революции 1917 года, лишившись состояния[81], эмигрировал в Европу, где окончил 4-летний богословский курс свободного Евангельского братства в Германии. Перед Второй мировой войной переехал в США, где предпринимал попытки сблизить русских эмигрантов — молокан и евангельских христиан: «я стремлюсь теперь применить остаток своей жизни для продолжения дела моих братьев, и моего с ними общего идеала жизни»[82].

Жена и сыновья

Младший сын Веволод. Погиб в результате неосторожного обращения с оружием в 1926 году в возрасте 22 лет[83]

С будущей женой Анной Ивановной И. С. Проханов познакомился в начале 1901 года в Тифлисе. В том же году они поженились. По его воспоминаниям, она была доброй христианкой, «имела ангельский характер, была очень красивой, богатой и хорошо образованной. Она могла говорить по-английски, по-французски и по-немецки. И ко всему этому она была очень талантливой музыкантшей»[3].

У них родилось двое сыновей: Ярослав и Всеволод. Выбор имен объяснялся интересом отца к русской истории[84]. И. С. Проханов стремился дать им хорошее образование: сыновья посещали гимназию немецкой реформатской церкви в Петербурге, которую отец считал одной из лучших в городе. Там они изучали немецкий язык, а английский и французский - учили частным образом. Кроме того, для обучения их английскому И. С. Проханов пригласил из Лондона христианскую гувернантку, которая стала жить вместе с ним[3][84].

По воспоминаниям И. С. Проханова, в мае 1919 года, когда Петроград пребывал в состоянии красного террора и военного коммунизма, его жена и сыновья выехали в Тифлис, где жили родители жены, а условия были лучше. Сам И. С. Проханов остался в Петербурге, чтобы продолжать служение во ВСЕХ. Из-за болезни старшего сына Ярослава и перекрытия дороги военными поездка семьи затянулась и 30 июля 1919 года жена И. С. Проханова скончалась во Владикавказе от азиатской холеры, так и не доехав до Тифлиса[3]. Сыновья некоторое время жили с семьей брата отца Василия, затем — с родителями жены. Как сообщает И. С. Проханов в своей автобиографии, в 1921 году его сыновья вернулись в Петроград и включились в христианское служение. В 1926 году младший сын Всеволод трагически погиб[3].

Старший сын Ярослав стал ботаником. В 1938 году, после эмиграции и смерти отца, он был арестован по обвинениям по статьям 58-10 и 58-11[85]. В 1939 году уголовное дело в отношении Ярослава было прекращено за отсутствием состава преступления[86].

Смерть

Комната, где жил И. С. Проханов в последнее время. Фото сделано после его смерти

По воспоминаниям соратников, в целом И. С. Проханов обладал удовлетворительным здоровьем. Он отличался энергичностью, крепкими нервами, силой воли и исключительной трудоспособностью. Иногда от переутомления у него возникали временные проблемы с работой сердца[87].

В 1929 году выяснилось, что И. С. Проханов страдает лёгкой формой сахарного диабета. В 1934 году в Нью-Йорке он неделю провёл в клинике, лечась от диабета. Когда в июне 1935 года он вернулся из Америки в Европу, его соратники обратили внимание, что Иван Степанович ослаб и постарел за последнее время[87].

В сентябре 1935 года он по просьбе болгарского проповедника Митко Матеева совершил двухнедельную поездку в Болгарию. Здесь И. С. Проханов выступал в различных городах с проповедями, участвовал в собраниях евангельских общин Софии и Пловдива, присутствовал на Первом болгарском съезде евангельских христиан, на котором был учреждён их национальный Союз[88].

Незадолго до этой поездки у Ивана Степановича разболелась нога. Врач констатировал, что нарыв на ноге связан с диабетом. Перед поездкой опухоль спала. Однако в Болгарии нога вновь воспалилась, появился второй нарыв. По возвращению в Германию И. С. Проханов по настоянию врача лег в клинику, — сначала в частную, затем при дальнейшем ухудшении — в евангельскую больницу имени Мартина Лютера (нем.). Врачи обсуждали вопрос об ампутации ноги, но из-за диабета, осложнившегося воспалением лёгких, не решились проводить[89].

В больнице его регулярно навещали члены Берлинской общины евангельских христиан и другие соратники. 4 октября он попрощался с посетившими его единоверцами и попросил исполнить ему гимн «За евангельскую веру!». После этого он практически не выходил из состояния забытья и тихо скончался утром 6 октября[90][91].

Захоронение

Похороны И. С. Проханова. Прощальное слово произносит пастор В. Л. Жак

Похороны были отложены на 5 дней в надежде на приезд верующих из Москвы, однако через несколько дней от руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан пришли телеграммы с соболезнованиями и сообщение, что приехать они не смогут[92]. В траурных мероприятиях принимали участие личные друзья, члены берлинской общины евангельских христиан, представители миссионерского союза «Свет на Востоке», представители Всемирного евангелического альянса. Представителей русских баптистов (в том числе находящихся в эмиграции) не было, некоторые наблюдатели сочли это проявлением чувства соперничества в отношении И. С. Проханова[93].

Погребение состоялось 11 октября[94][95] на старинном протестантском кладбище общины Святой Троицы (нем.) в Кройцберге (одном из центральных районов Берлина)[96]. В 1945 году при штурме Берлина это кладбище пострадало от уличных боёв, в надгробие И. С. Проханова попала пуля[96]. В послевоенное время среди верующих неоднократно обсуждался вопрос о перезахоронении И. С. Проханова на Родине, однако эти планы не были реализованы[97]. В 2010-х годах, по неподтверждённым данным из соцсетей, по участку кладбища, где находилась могила, был проложен автобан.

Свой личный архив и имущество И. С. Проханов завещал вернуть в Советский Союз, однако во время Второй мировой войны они были утрачены[93].

Оценки

По мнению историка Вильгельма Кале, большое значение личности И. С. Проханова в истории российского протестантизма бесспорно, однако его роль до сих пор не до конца понята и оценена[98]. Его ставят в один ряд с такими «отцами» русско-украинского евангельского протестантизма, как В. А. Пашков, М. М. Корф, Г. Редсток, Н. И. Воронин, И. Г. Рябошапка[98].

Однако споры не утихают. Некоторые сторонники строго баптистского понимания протестантизма считают, что он нанёс ущерб единству евангельского движения. Некоторые указывают на его стремление ладить со всеми неоднократно менявшимися в России властями и тем самым обвиняют в оппортунизме, не принимая во внимание его достижений в созидании Церкви в стране[98]. Ещё один распространённый упрёк — в умении И. С. Проханова представить себя публично в выгодном свете[98]. Он потерял многих друзей (особенно среди христиан Запада) из-за того, что его просьбы о материальной помощи для евангельского движения в России, для Всероссийского союза евангельских христиан, звучали «слишком пронзительно и слишком беззащитно»[98]. В то же время для большого количества христиан он является духовным авторитетом и они вспоминают о нём с благодарностью[98].

Память

Деятельности И. С. Проханов посвящено значительное количество книг и статей (авторами которых являются как евангельские христиане, так и исследователи, неаффилированные с протестантизмом). В связи с его юбилеями в некоторых евангельских церквях и объединениях церквей проводятся памятные мероприятия[99]. В 2009 году христианским центром «Логос» изданы труды Проханова в двух томах[100][101].

Фольклор

  • Одну из легенд об И. С. Проханове пересказал историк Вильгельм Кале, услышавший её от посетившего СССР путешественника. Якобы в 1924 году тяжело больной вождь большевистской революции В. И. Ленин незадолго до смерти просил позвать к нему Проханова, чтобы вместе помолиться. Кале услышал этот рассказ за несколько лет до выхода своей книги о Проханове (1978 год), однако предположил, что это старая легенда[102].

Примечания

  1. Попов В. - Поездки Проханова за рубеж //Братский вестник, 1990, №1, с.56. Вопреки частому утверждению, что ординацию совершали представители чешских братьев, цитируемый в статье акт рукоположения говорит о «представителях Братского союза Хельчицкого, который является ветвью Всемирного союза баптистов, и пресвитерах Чешско-братской евангелической церкви».
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Агеева, 2015.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Проханов, 1992.
  4. Кале, 1978, с. 13.
  5. 1 2 Кале, 1978, с. 14.
  6. Пузынин, 2010, с. 244-245.
  7. Клибанов, 1965, с. 113.
  8. Савинский, 1999, с. 241.
  9. Кале, 1978, с. 15.
  10. 1 2 Кале, 1978, с. 19.
  11. 1 2 Кале, 1978, с. 20.
  12. Кале, 1978, с. 5.
  13. Митрохин, 1997, с. 377.
  14. Кале, 1978, с. 21-22.
  15. Кале, 1978, с. 22-23.
  16. 1 2 Пузынин, 2010, с. 281.
  17. Христианин, 1906, № 3, с.69
  18. Потапова, 2014, с. 249-250.
  19. Пузынин, 2010, с. 239.
  20. 1 2 Савинский, 1999, с. 280.
  21. Пузынин, 2010, с. 240.
  22. 1 2 Пузынин, 2010, с. 261.
  23. Кале, 1978, с. 58.
  24. Савинский, 1999, с. 281.
  25. Ливен, 1967.
  26. Митрохин, 1997, с. 255.
  27. Савинский, 1999, с. 283-284.
  28. 1 2 Пузынин, 2010, с. 249.
  29. Савинский, 1999, с. 286-287.
  30. Пузынин, 2010, с. 269.
  31. Мазаев А. М. — О Петербургской «свободе». «Баптист», № 11 за 1909 год, С. 14-15
  32. 1 2 Савинский, 1999, с. 287-288.
  33. Савинский, 1999, с. 293.
  34. Баптист, 1911, №32, С.256
  35. Кале, 1978, с. 132.
  36. Пузынин, 2010, с. 278-279.
  37. Савинский, 1999, с. 302-311.
  38. 1 2 Савинский, 1999, с. 311.
  39. Пузынин, 2010, с. 283.
  40. Потапова-диссертация, 2015, с. 131.
  41. Потапова-диссертация, 2015, с. 134-135.
  42. 1 2 Никольская, 2009, с. 70.
  43. Попов2, 1990, с. 49-50.
  44. Попов2, 1990, с. 49.
  45. 1 2 3 4 Попов2, 1990, с. 50.
  46. Никольская, 2009, с. 71.
  47. Крапивин, 2003, с. 130-131.
  48. Крапивин, 2003, с. 131.
  49. Пузынин, 2010, с. 279.
  50. Пузынин, 2010, с. 282-284.
  51. Попов-клич, 2016, с. 81-85.
  52. Проханов И. С. — Евангельский клич
  53. Попов-клич, 2016, с. 81-82.
  54. 1 2 Попов-клич, 2016, с. 84.
  55. Попов-клич, 2016, с. 87.
  56. Марцинковский, 1929, с. 281-292.
  57. Попов-клич, 2016, с. 84-85.
  58. Попов-клич, 2016, с. 86.
  59. 1 2 Попов-клич, 2016, с. 88.
  60. Иванов, 2014, с. 64.
  61. Митрохин, 1997, с. 367-368.
  62. 1 2 Митрохин, 1997, с. 368.
  63. Евангельская вера, 1935, № 1-12 с.61-62
  64. Кале, 1978, с. 23-24.
  65. 1 2 3 4 Гончаренко, 2016, с. 260.
  66. Митрохин, 1997, с. 373.
  67. 1 2 3 Солнце, 1938, с. 22-25.
  68. 1 2 Гончаренко, 2016, с. 263.
  69. Гончаренко, 2016, с. 265.
  70. Гончаренко, 2016, с. 263-264.
  71. Проханов-вероучение.
  72. Проханов-закон, 1912.
  73. Проханов-брошюра, 1918.
  74. Проханов-проповедь, 1969.
  75. Савинский, 1999, с. 296-297.
  76. Пузынин, 2010, с. 245.
  77. Кале, 1978, с. 27.
  78. Клибанов, 1965, с. 191.
  79. 1 2 Солнце, 1938, с. 24.
  80. Шведовский.
  81. Солнце, 1938, с. 27.
  82. Солнце, 1938, с. 28.
  83. Христианин, 1927, № 3 с.59-60
  84. 1 2 Кале, 1978, с. 18.
  85. Жертвы политического террора в СССР. Общество «Мемориал» (2007). Проверено 6 марта 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  86. Жертвы политического террора в СССР. Общество «Мемориал» (2007). Проверено 6 марта 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  87. 1 2 Шендеровский, 1986, с. 154.
  88. Шендеровский, 1986, с. 150-151.
  89. Шендеровский, 1986, с. 154-155.
  90. Шендеровский, 1986, с. 156-158.
  91. Евангельская вера, 1935, № 1-12 с.36-50
  92. Евангельская вера, 1935, № 1-12 с.50
  93. 1 2 Кале, 1978, с. 23.
  94. Шендеровский, 1986, с. 159.
  95. Евангельская вера, 1935, № 1-12 с.36-50
  96. 1 2 Кале, 1978, с. 9.
  97. Кале, 1978, с. 24.
  98. 1 2 3 4 5 6 Кале, 1978, с. 25.
  99. Дело веры и труд любви»
  100. Дело веры и труд любви»
  101. Сайт РС ЕХБ - Впервые вышло полное издание произведений Ивана Проханова
  102. Кале, 1978, с. 588,590.

Литература

  • Проханов, Иван Степанович / Агеева Е. А. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 650. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
  • Проханов, Иван Степанович // Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Политиздат, 1990. — С. 211. — 319 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-250-00373-7.
  • Попов В. А. И. С. Проханов: Страницы жизни. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1996. — 201 с.
  • Попов В. А. «Евангельский клич» И. С. Проханова как проект и попытка реализации идей Реформации в движении православных обновленцев начала 20-х г.г. XX века // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». — 0130-7045.
  • Шендеровский Л. Л. Иван Проханов (Биографический очерк). — Торонто: Евангельская вера, 1986. — 220 с.
  • Гончаренко Е. С. Музыкальные реформы М. Лютера и их следы в реформаторской деятельности И. С. Проханова // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». — 2415-783X.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Попова В. А. Поездки Проханова за рубеж // Журнал «Братский вестник». — ВСЕХБ, 1990. — Т. № 1. — С. 55-60.
  • Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8.
  • В. П. А. С. Проханов // Журнал «Солнце». — 1938. — Т. № 1-3. — С. 24.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1965. — 348 с.
  • Духовное пробуждение в России. — Корнталь: Свет на Востоке, 1967. — 125 с.
  • Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб.: С-Петербургского университета, 2003. — 308 с. — ISBN 5-288-02851-6.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5.
  • Коллектив авторов. История ЕХБ в СССР. — М.: издательство ВСЕХБ, 1989. — С. 624.
  • Евангельское христианство и баптизм в России в 1917—1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). — Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2015.
  • Потапова Н. В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). В двух томах. — Сахалинский государственный университет. — Южно-Сахалинск, 2014. — Т. 1.
  • Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии (1867 - 1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — ISBN 5-7454-0376-4.
  • Савинский С. Н. История евангельских христиан баптистов Украины, России, Белоруссии. II (1917 - 1967). — СПб.: Библия для всех, 2001. — 10 000 экз. — ISBN 5-7454-0594-5.
  • Шведовский Ф. Интервью: Писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов о Японии, Ливии, перспективах революции в России, своих церковных взглядах и новом мировоззрении бессмертия // Портал-Credo.Ru.
  • Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Из истории Религиозного движения в России (1917-1923). — Прага, 1929.
  • Иванов М. В. Становление и первоначальное развитие богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов. — Вестник МБС ЕХБ. — М., 2014. — Т. 2. — С. 59-64.

Книги И. С. Проханова

  • Проханов И. С. В котле России. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.
  • Проханов И. С. Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан / Редакционная Коллегия под председательством И. С. Проханова. — Всесоюзный Совет Евангельских Христиан. — Л. (предположительно): Ленинградский Гублит.
  • Проханов И. С. Евангельское христианство и социальный вопрос. — Пг., 1918.
  • Проханов И. С. Закон и вера: Руководство к устройству религиозных собраний, легализации и управлению всеми гражданскими делами общин, отделившихся от православия. — Издание второе. — СПб.: Издательское товарищество «Радуга», 1912. — С. 176.
  • Проханов И. С. Краткое учение о проповеди. Опыт Евангельской гомилетики. — Корнталь: Свет на Востоке, 1969. — С. 128.

И. С. Проханов.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01