Ниже в хронологическом порядке представлены основные события из истории Московского метрополитена[1].
XX век
1901
1912
- Московской Городской думой обсуждался новый проект метрополитена — теперь уже полностью подземного. Проект предусматривал строительство трёх подземных линий. Из-за начавшейся Первой мировой войны проект так и не был реализован.
1931
- 15 июня — на пленуме ЦК ВКП(б) принято решение о строительстве метрополитена в Москве.
- Началась проходка первого участка метрополитена. Опытный участок, с которого началось строительство, располагался на Русаковской улице.
1933
- 13 августа — в президиум Моссовета представлен технический проект первоочередных линий метрополитена. Проект был утверждён к концу года.
- Переход строительства метрополитена в активную фазу. Устройство 14 шахт по трассе первого радиуса.
1934
- 15 октября — на пусковом участке появился первый пробный поезд из двух вагонов. Испытания проводились на участке «Комсомольская» — «Сокольники».
- Ноябрь — при Моссовете создано Управление метрополитена.
- Выполнение большей части земляных работ при строительстве пускового участка.
1935
- 14 мая — в Колонном зале Дома Союзов состоялось торжественное заседание, посвящённое пуску метрополитена.
- 15 мая — открытие для всеобщего пользования первого участка Московского метрополитена. В составе пускового участка длиной 11,2 км открылось 13 станций — «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк Культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Было организовано вилочное движение: участок «Сокольники» — «Охотный ряд» был общим, далее от «Охотного ряда» поезда отправлялись в два направления — в сторону станции «Парк Культуры» и в сторону станции «Смоленская». Стоимость проезда устанавливалась в 50 копеек. На первом участке работали поезда типа «А» из четырёх вагонов. Первый участок обслуживало электродепо «Северное». 15 мая считается днём рождения Московского метрополитена.
- 1 августа — стоимость проезда снизилась до 40 копеек.
- 1 октября — понижение стоимости проезда до 30 копеек.
1936
- Составы Московского метрополитена стали шестивагонными.
1937
- 20 марта — открылась следующая за «Смоленской» станция Московского метрополитена — «Киевская»; перегон «Смоленская» — «Киевская» (ныне относящийся к Филёвской линии) имеет длину 1,3 км и пересекает реку Москву по мосту. «Киевская» стала первой станцией второй очереди метрополитена.
1938
1940
1941
- С началом бомбардировок во время Великой Отечественной войны станции Московского метрополитена использовались как бомбоубежища.
- 15 октября — постановление ГКО об уничтожении метрополитена в случае вхождения неприятеля на территорию Москвы. В этот день движение поездов прекратилось, станции были заминированы. 16 октября постановление было отменено, движение восстановлено.
- 6 ноября — на станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвящённое 24-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. С докладом выступил И. В. Сталин. По окончании заседания состоялся концерт.
1942
- 31 мая — стоимость проезда составила 40 копеек.
1943
1944
1946
1947
1948
1950
1951
1952
1953
1954
- 9 марта — вступило в строй электродепо «Красная Пресня».
- 14 марта — замкнулась Кольцевая линия: первых пассажиров принял участок от «Белорусской» до «Парка Культуры» с промежуточными станциями «Краснопресненская» и «Киевская» — общей длиной 5,9 км.
- 31 июля — открылся второй вестибюль станции «Красные ворота», встроенный в высотное здание.
- 5 ноября — продление Арбатско-Покровской линии на один перегон — до наземной станции «Первомайская», временно расположившейся на территории электродепо «Измайлово». Длина нового участка — 1,3 км.
- Составы Кировско-Фрунзенской линии (ныне — Сокольнической) стали семивагонными.
1955
1956
1957
- Кировско-Фрунзенская линия продлена на 2,5 км от станции «Парк Культуры» до станции «Спортивная»; помимо последней, на этом участке открылась станция «Фрунзенская».
- Московский метрополитен имени Л. М. Кагановича переименован в Московский метрополитен имени В. И. Ленина.
- Станция «Имени Л. М. Кагановича» переименовывается в станцию «Охотный ряд».
1958
1959
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1982
- 17 февраля — один из самых трагических дней истории Московского метрополитена: на станции «Авиамоторная» Калининской линии произошла авария эскалатора, результатом которой стала гибель восьми человек. С 12 мая по 28 мая 1982 осуществлялся капитальный ремонт эскалаторов «Авиамоторной»; станция была закрыта для пассажиров.
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
- 17 января — началась работа участка Калужско-Рижской линии от станции «Тёплый стан» до станции «Битцевский парк» протяжённостью 3,6 км. Помимо «Битцевского парка», открыта станция «Ясенево».
- 24 июня — начало эксплуатации электродепо «Черкизово».
- 1 августа — началось пассажирское движение по участку Кировско-Фрунзенской линии от станции «Преображенская площадь» до станции «Улица Подбельского» с промежуточной станцией «Черкизовская».
- 5 ноября — масштабное переименование линий и станций Московского метрополитена.
- Переименованы станции: «Кировская» — в «Чистые пруды», «Дзержинская» — в «Лубянку», «Площадь Ногина» — в «Китай-город», «Проспект Маркса» — в «Охотный Ряд», «Площадь Свердлова» — в «Театральную», «Горьковская» — в «Тверскую», «Калининская» — в «Александровский сад», «Колхозная» — в «Сухаревскую», «Щербаковская» — в «Алексеевскую», «Ленино» — в «Царицыно».
- Переименованы линии: Кировско-Фрунзенская — в Сокольническую, Горьковско-Замоскворецкая — в Замоскворецкую, Серпуховская — в Сепуховско-Тимирязевскую.
- Прекращена эксплуатация вагонов типа Е на Замоскворецкой линии.
1991
1992
1993
1994
1995
- 20 марта — стоимость проезда составила 600 рублей.
- 2 июня — Электродепо «Измайлово» списало 2 своих последних состава типа Д; этим была прекращена пассажирская эксплуатация вагонов типа Д в Москве.
- 21 июля — стоимость проезда составила 800 рублей.
- 20 сентября — стоимость проезда составила 1000 рублей.
- 20 ноября — введён в действие оборотный тупик станции «Каширская», в результате чего вилочное движение по Замоскворецкой линии ликвидировано, а участок «Каширская» — «Каховская» выделен в Каховскую линию, ныне являющуюся самой короткой в Московском метрополитене. Но в часы пик поезда с «Речного вокзала» следуют до станций «Варшавская» и «Каховская».
- 21 декабря — стоимость проезда составила 1500 рублей.
- 29 декабря — пущен первый участок Люблинской линии длиной 12,1 км с шестью станциями — «Чкаловская», «Римская», «Крестьянская застава», «Кожуховская», «Печатники» и «Волжская».
- На Калужско-Рижской линии вагоны типов Еж, Еж1, Ем508 и Ем509 окончательно заменены на 81-714/717.
1996
1997
1998
1999
2000
XXI век
- 1 января — стоимость проезда составила 22 рубля.
- 12 января — В связи с продолжением работ по реконструкции Ленинградского проспекта временно закрыт западный вестибюль станции «Сокол» (выход в город на Ленинградский проспект и к улицам Песчаная и Алабяна, в сторону Церкви Всех Святых).
- 1 июня — фактически переименованы «Деловой центр» и «Битцевский парк» в «Выставочную» и «Новоясеневскую» соответственно.
- 15-16 августа — в связи с необходимостью выполнить работы по вводу в эксплуатацию новой системы сигнализации для организации движения поездов закрываются участки «Киевская» — «Строгино» Арбатско-Покровской линии и «Пионерская» — «Кунцевская» Филёвской линии. В качестве компенсации организовано движение дополнительных автобусов от «Пионерской» до «Крылатского» с остановкой у «Кунцевской» и «Молодёжной» (М-2), от «Киевской» до «Славянского бульвара» с остановкой у «Парка Победы» (М-3) и от «Щукинской» до «Строгино» (М-1).
- Сентябрь - окончательное прекращение эксплуатации вагонов типа Еж, Ем и их модификаций на Филёвской линии
- 26 декабря — открыт участок «Строгино» — «Митино» Арбатско-Покровской линии. В составе участка открыты 178-я станция Московского метро «Мякинино», 179-я станция Московского метро «Волоколамская», 180-я станция Московского метро «Митино».
- 1 января — стоимость проезда составила 26 рублей.
- 2 января — временно закрывается для входа и выхода пассажиров вестибюль станции «Октябрьская» Кольцевой линии. Это связано с необходимостью замены эскалаторов, технический срок эксплуатации которых подошел к концу. На время закрытия вестибюля станции «Октябрьская» — кольцевая по рабочим дням с 08:00 до 11:00 вестибюль станции «Октябрьская» Калужско-Рижской линии работал только на выход пассажиров, в остальное время — на вход и выход. Переход между станциями, в течение всего времени реконструкции, работал только в направлении со станции «Октябрьская» Кольцевой линии на станцию «Октябрьская» Калужско-Рижской линии. Замена эскалаторов на станции «Октябрьская» — это очередной этап комплексной программы по реконструкции станций и вестибюлей метрополитена с восстановлением их первоначального облика. Вестибюль после реконструкции был открыт 15 ноября 2010 г.[3]
- 1 февраля — в результате проведенного анализа пассажиропотоков на станциях «Октябрьская» Кольцевой и Калужско-Рижской линий, с целью повышения культуры перевозок, принято решение снять часть ограничений режима работы, связанных с заменой эскалаторов и реконструкцией вестибюля станции «Октябрьская» Кольцевой линии. Переход между станциями, будет работать в оба направления, за исключением утреннего часа пик — с 8:00 до 9:15. Режим работы вестибюля станции «Октябрьская» Калужско-Рижской линии также изменяется: он будет работать только на выход с 8:00 до 9:15.[4]
- 29 марта — террористические акты на Сокольнической линии на станциях Лубянка и Парк Культуры. 40 человек погибло, 88 ранено.
- Май: изготовление опытного трёхвагонного поезда из вагонов 81-760/761
- 29 мая: закрытие на реконструкцию для замены эскалаторов перехода между станциями «Белорусская» Замоскворецкой и одноимённой Кольцевой линии.
- 19 июня — открыт участок «Трубная» — «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. В составе участка открыты 181-я станция Московского метро «Достоевская», 182-я станция Московского метро «Марьина Роща».
- 10 декабря — Повторное открытие перехода между станциями «Белорусская» Замоскворецкой и одноимённой Кольцевой линии.
Примечания
- ↑ Даты некоторых событий требуют уточнения, — в отдельных случаях расхождение с действительностью может достичь трёх — четырёх дней.
- Строители случайно пробурили шахту московского метро :: Проиcшествия :: Top.rbc.ru
- Московский Метрополитен / Пресс-служба / Новости
- Московский Метрополитен / Пресс-служба / Новости
См. также
Ссылки
Хронология Московского метрополитена:
- На официальном сайте метрополитена
- Годовые отчёты на официальном сайте
- Хронологическая схема московского метрополитена Алексея Гончарова
- На сайте metro.molot.ru
- Полудокументальный рассказ Юрия Виленского о московском метрополитене