15-10-2023
АИ-222-25 — двухконтурный турбореактивный двигатель семейства АИ-222.
Разработка Запорожским МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко началась в 1999 году на базе двигателя АИ-22. Предназначен для учебно-тренировочного самолёта Як-130
От АИ-22 новые двигатели отличает изменённая конструкция камеры сгорания, турбин высокого и низкого давления. Турбина высокого давления унифицирована с турбиной газогенератора двигателя Д-27. По желанию заказчика могут устанавливаться сопла с управляемым вектором тяги и форсажной камерой. Для этой цели для АИ-222-25 разработано новое поворотное сопло, представляющее собой отдельный модуль, который установлен на фланец задней опоры турбины двигателя. Конструкция модуля позволяет отклонять сопло на угол до 20 градусов в любом направлении от оси двигателя.
Впервые на двигателях такого класса применена цифровая система автоматического управления, совмещённая с системами тестирования и диагностики. Модульная конструкция позволяет эксплуатировать двигатели по состоянию.
На сегодняшний день на ФГУП "ММПП «Салют» отработаны технологии полного цикла сборки, испытания и поставки двигателей АИ-222-25 для нужд Минобороны РФ и инозаказчиков, что дает возможность говорить о готовности к серийному производству двигателей АИ-222-25 на территории России.
В настоящее время двигатели АИ-222-25 для самолетов Як-130 выпускают «Салют» и «Мотор Сич». В 2009 году финансирование российской стороны по этому двигателю практически отсутствовало – «Салют» не получал денег по полгода. В рамках сотрудничества приходилось переходить на бартер.[1]
Длина 1960 мм
диаметр 630 мм
Масса сухая 440 кг
Удельный расход топлива 0,64 кг/кгс ч
Степень двухконтурности 1,19
Температура газа перед турбиной 1470 °C
Взлётная тяга 2516 кгс
Тяга двигателя на максимальном режиме на высоте 5 км при М=0,6 равна 1450 кгс
На крейсерском режиме на высоте 10 км и М=0,6 составляет 300 кгс
АИ-222.