10-08-2023
Рейс 604 Flash Airlines | |
Мемориал рейсу 604 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
04:45 EET |
Характер |
Сваливание на эшелоне в плоский штопор |
Причина |
Технический отказ, либо дезориентация экипажа (мнения разделились) |
Место |
залив Акаба, Красное море, близ Шарм-эш-Шейха (Египет) |
Координаты |
27°52′35″ с. ш. 34°24′08″ в. д. / 27.87639° с. ш. 34.40222° в. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания |
Flash Airlines (взят в лизинг у ILFC) |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
FSH604 |
Бортовой номер |
SU-ZCF |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
135 |
Экипаж |
13 |
Погибшие |
148 (все) |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Boeing 737 под Шарм-эш-Шейхом — авиакатастрофа, произошедшая в субботу 3 января 2004 года. В Красное море близ побережья Шарм-эш-Шейха упал авиалайнер Boeing 737-3Q8 авиакомпании Flash Airlines. Самолёт выполнял рейс FSH604 (позывные — Flash 604) из Шарм-эш-Шейха в Париж с промежуточной остановкой в Каире для дозаправки, а на его борту находились 2 пилота, 1 стажёр, 4 стюардессы, 6 внеслужебных членов экипажа и 135 пассажиров. После вылета из аэропорта авиалайнер начал было выполнять левый разворот с набором высоты, но вместо набора высоты он перешёл в быстрое снижение и через две с половиной минуты с момента вылета врезался в воды Красного моря. Все 148 человек на борту погибли[1]. Это крупнейшая авиакатастрофа в Египте с участием Boeing 737-300[2].
Boeing 737-3Q8 (регистрационный номер SU-ZCF, заводской 26283, серийный 2383) был выпущен в 1992 году и 9 октября совершил свой первый полёт, после чего был продан авиакомпании ILFC, которая 22 октября сдала его в лизинг авиакомпании TACA enru, где он получил бортовой номер N373TA. 25 марта 1998 года авиалайнер был сдан в лизинг авиакомпании Color Air enru, где эксплуатировался под бортовым номером G-COLB до 27 сентября 1999 года, после чего вернулся к ILFC, которая 22 ноября изменила бортовой номер на N161LF. 21 апреля 2000 года самолёт был сдан в лизинг авиакомпании Heliopolis Airlines, где получил бортовой номер SU-ZCE и имя Shaza. 17 мая авиалайнер вернулся в ILFC и был перерегистрирован на N221LF, после чего 17 июля был сдан в лизинг Mediterranean Airlines, где получил бортовой номер SU-MBA и имя Cataract. В мае 2001 года он вернулся к ILFC, а в июне сдан в лизинг авиакомпании Flash Airlines, где получил бортовой номер SU-ZCF и имя Nour (араб. نور — свет)[3].
Самолёт был оснащен двумя двигателями CFM International 56-3C1 (с 2000 года, изначально он был оснащен двигателями CFM International 56-3B2) и относился к конфигурации Y148. Его салон эконом-класса имел пассажировместимость на 148 мест. На день катастрофы налетал 25603 часа и совершил 17976 циклов "взлет-посадка"[3][4].
Гражданство людей на борту | |||
---|---|---|---|
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
Египет Канада США |
0 | 1 | 1 |
Египет | 0 | 12 | 12 |
Франция | 132 | 0 | 132 |
Марокко | 2 | 0 | 2 |
Япония | 1 | 0 | 1 |
Итого | 135 | 13 | 148 |
Также в кабине находился второй пилот-стажёр Ашраф Абдельхамид (Ashraf Abdelhamid)[5], который в отличие от остальных членов экипажа имел ещё канадское и американское гражданство. В салоне работали 4 стюардессы, там же находились 6 внеслужебных членов экипажа, занимающихся обслуживанием авиалайнера на стоянках. Всего на борт сели 135 пассажиров, в большинстве это были французские туристы, возвращавшиеся домой[8][9].
По данным речевого самописца, второй пилот пришёл в кабину в 04:14:30 EET (02:14:30 GMT), а в 04:18:14 пришёл и КВС. После краткого обсуждения со стюардессами информации о погрузке и плане полёта, в 04:18:58 командир дал указание второму пилоту зачитать контрольную карту перед запуском двигателей, что было закончено в 04:20:17. В 04:32:19 пункты этой карты были выполнены, после чего с 04:35:36 по 04:39:55 была зачитана контрольная карта по рулению. В процессе выполнения данной карты, экипаж связался с диспетчером и в 04:38:15 получил от него указания после вылета занять эшелон 140 (4,27 километра), ответчик 1673. Второй пилот подтвердил указания и сообщил, что на борту 135 пассажиров. В 04:40:38 второй пилот сообщил, что Flash 604 готов к рулению. В ответ диспетчер на башне передал: Flash 604, у земли ветер [направление] 280, [скорость] 13 узлов, левый поворот на курс 306, взлёт с полосы 22 правая. Второй пилот подтвердил получение информации, но забыл повторить о первоначальном занятии эшелона 140, на что ему дважды указал командир. В 04:41:59 рейс 604 занял исполнительный старт в начале полосы. В 04:42:02 был включён переключатель TOGA, а через пару секунд отпущены тормоза. В 04:42:10 второй пилот сообщил, что скорость растёт и достигла 80 узлов. В промежутке от 04:42:26 по 04:42:33 второй пилот последовательно сообщил о достижении скорости V1 (принятия решения), подъёма носовой стойки и отрыве от полосы. В 04:42:36 командир сказал: Подъём, а через пару секунд скорость достигла 169,5 узлов. В 04:42:43 командир сказал о достижении 400 футов (122 метра), что второй пилот повторил, а в 04:42:59 второй пилот сообщил о высоте 1000 футов (305 метров). В это же время с ними связался диспетчер, который сообщил время вылета и разрешил выполнять левый поворот с набором высоты. Второй пилот признал получение информации, что стало последней радиопередачей с рейса 604. С креном 20° авиалайнер начал выполнять левый поворот с набором высоты[10].
В 04:43:00 КВС сказал: Скорость N1 210 [узлов], закрылки 1. Левый поворот. В 04:43:05 диспетчер сообщил: Flash 604, расчётное время 44 когда вы выполните левый разворот и займёте курс 306. Экипаж эту информацию подтверждать не стал, а самолет в этот момент был на высоте 1268 футов (386 метров) над уровнем моря. 04:43:11, когда высота была 1528 футов (466 метров), командир ещё раз повторил: Левый поворот, а второй пилот подтвердил, что понял информацию. В 04:43:18 Второй пилот доложил: Левый поворот, занимаем 306, VOR Шарм. В 04:43:21 левый крен достиг максимального значения в 21,8°, а после прохождения курса 140 снизился примерно до 5°. В 04:43:19 с диспетчером вышел на связь рейс MSR227 (Хургада—Шарм-эш-Шейх) авиакомпании EgyptAir, поэтому диспетчер перестал следить за рейсом FSH604. Тем временем, в 04:43:21 рейс 604 достиг скорости 219 узлов, поэтому командир дал команду полностью убрать закрылки. В 04:43:35 второй пилот доложил, что закрылки убраны и фары выключены (высота 2196 футов, скорость 209 узлов, курс 168, тангаж 10,9°, левый крен 20,74°), а следом командир дал указание зачитать контрольную карту после взлёта, но ему не ответили. В 04:43:53, поступательная скорость достигла 216,5 узлов, после чего начала снижаться, пока в 04:44:23 не упала до 184,5 узлов, а затем опять начала расти. В 04:43:55 командир дал команду: Автопилот, но никто не ответил (3124 фута, 216 узлов, 142,7°, 15,3°, влево 7,7°). В 04:43:59 автопилот был включён по системе CWS-R, о чём второй пилот доложил командиру (3468 футов, 209,5 узлов, 140,2°, 18,4°, влево 6,6°). В это же время параметрический самописец зафиксировал, как на секунду на угол 7,2° отклонился правый элерон, что вызвало отключение автопилота, о чём экипаж на пару секунд известил звуковой сигнал. В этот период времени наблюдался набор высоты и увеличение вертикальной скорости. В 04:44:05 командир дал указание задать высоту (3880 футов, 203 узлов, 139.5°, 20,5 °, влево 0,0°), о чём через пару секунд второй пилот доложил , что высота задана и автопилот задействован. В течение этого времени самолёт начал выходить из левого крена, пока крыло не заняло горизонтальное положение. Далее были зафиксированы кратковременные отклонения правого элерона, создающие правый крен. В 04:44:18 крен был около 12°, когда командир сказал: Смотрите, что сделал самолёт (4824 фута, 186,5 узлов, 149,4°, 15,4°, вправо 12,6°)[11].
Услышав замечание командира, второй пилот подтвердил, что самолёт действительно выполняет правый разворот (крен 17°). На вопросительное восклицание командира (Что?), второй пилот повторил: Поворачивает вправо. Тогда в 04:44:31 командир сказал: Что? Поворачивает вправо? Как поворачивает вправо? (5436 футов, 195 узлов, 179,6°, 10.7°, вправо 27,7°). Правый элерон продолжал отклоняться, тем самым увеличивая крен. Крен достиг 43,2°, а самолёт достиг максимальной высоты 5468 футов (1667 метров), когда за счёт кратковременного отклонения левого элерона крен был снижен до 41,8°, но затем опять начал расти. Командир дважды скомандовал включить автопилот, на что второй пилот доложил о его включении. Однако самописец не зарегистрировал активирования автопилота. В 04:44:44 крен достиг 53°, а через пару секунд авиалайнер начал постепенно опускать нос и переходить в снижение. В 04:44:48 правый крен достиг 68,9°, когда второй пилот сказал: Опасный крен, опасный крен, опасный крен, а система выдала предупреждение о сваливании. В 04:44:54 при крене 95° командир сказал: Хорошо, выходим (4388 футов, 264,5 узлов, 270°, -29,7°, вправо 95,2°). Левые элероны были отклонены, но авиалайнер уже сам заваливался на крыло (3068 футов, 317,5 узлов, 281° , -43,2°, вправо 111°). Второй пилот увидел, что автопилот не задействован, о чём тут же доложил, а в ответ командир дал команду его включить. В 04:44:58 стажёр увидев рост скорости крикнул: Убавь режим, убавь режим, убавь режим, а следом это же сказал и командир. Двигатели были переведены на холостой режим (тангаж -42,4° (на пикирование), правый крен 39,2°). В 04:45:02 в кабине звучит сигнал о превышении скорости (1320 футов, 382,5 узлов , 306,9°, -40,6°, вправо 30,2°). Выходя из крутого правого крена, рейс 604 теперь нёсся вниз под крутым углом. В 04:45:04,3 командир сказал [самолёту]: Выходи же. К этому моменту правый крен составлял 15,6°, высота 421 фут (128 метров), а самолёт снижался с опущенным вниз на 30,5° носом со скоростью 411,8 узлов[12].
В 04:45:05 срабатывает сигнал об опасно малой высоте, а всего через секунду в 04:45:06 с вертикальной перегрузкой 3,96 единиц Boeing 737 на скорости 416 узлов (770 км/ч) с правым креном 19,3° и с опущенным вниз под углом 25,4° носом врезался в поверхность воды залива Акаба в Красном море. От удара авиалайнер полностью разрушился и затонул на глубине около 900 метров[13]. Все 148 человек на борту погибли[14]. На конец 2013 года это крупнейшая авиакатастрофа в Египте с участием Boeing 737-300 и 4-я среди всех Boeing 737[2].
5 января в Франс Пресс в Каире позвонил неизвестный, который назвал себя представителем исламской группировки «Ансар аль-Хак» (Йемен) и заявил, что самолёт был взорван как протест против принятого во Франции закона, известного как «Запрет на ношение хиджабов в школах.»[15] Однако на следующий день официальный представитель правительства Йемена заявил, что такая группировка не существует[16]. Последующее исследование найденных тел и обломков также исключило версию о теракте. По предварительным данным комиссии, катастрофа произошла по причине технического отказа, либо из-за ошибки пилотов[17].
Катастрофа рейса 604 была показана в 4 сезоне документального сериала Расследования авиакатастроф в серии Пикирование в бездну[5].
|
Катастрофа Boeing 737 под Шарм-эш-Шейхом.