Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа DHC-6 на Муреа

10-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 1121 Air Moorea

Мемориал рейсу 1211
Общие сведения
Дата

9 августа 2007 года

Время

12:01 (UTC−10:00)

Характер

Потеря управления при взлёте и падение в воду

Причина

Обрыв тросов управления

Место

у побережья Муреа (Французская Полинезия)

Координаты

17°29′18″ ю. ш. 149°45′44″ з. д. / 17.48833° ю. ш. 149.76222° з. д. / -17.48833; -149.76222 (O)(O)

Воздушное судно


DHC-6-300 авиакомпании Air Moorea enru

Модель

De Havilland Canada DHC-6-300

Авиакомпания

Air Moorea enru

Пункт вылета

Муреа enru, Французская Полинезия

Пункт назначения

Фааа, Таити

Рейс

QE 1121

Бортовой номер

F-OIQI

Дата выпуска

2 февраля 1979 года (первый полёт)

Пассажиры

19

Экипаж

1

Погибшие

20 (все)

Катастрофа DHC-6 на Муреаавиационная катастрофа, произошедшая в четверг 9 августа 2007 года у побережья острова Муреа (Французская Полинезия). De Havilland Canada DHC-6-300 авиакомпании Air Moorea enru выполнял короткий пассажирский рейс между Муреа и Таити, когда после вылета произошёл отказ управления. На высоте 300 — 400 футов (90 — 120 метров) авиалайнер опустил нос и врезался в воду примерно в 700 метрах от берега. Погибли 20 человек[1].

Самолёт

De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 300 (DHC-6-300) с серийным номером 608 и бортовым F-OIQI свой первый полёт совершил 2 февраля 1979 года. До работы в Air Moorea он под бортовым номером N228CS эксплуатировался в США организацией DP Acquisitions Inc. в парашютном спорте. 3 октября 2006 года был продан во Французскую Полинезию, бортовой номер при этом сменился на F-OIQI. Самолёт был рассчитан на управление одним человеком, а пассажировместимость салона составляла 19 мест. Вес пустого самолёта был равен 3544 кг, а максимальный взлётный вес — 5670 кг. 11 марта 2005 года, когда самолёт уже имел наработку 29 652 лётных часов и 48 674 циклов (посадок), на нём были установлены тросы управления из нержавеющей стали. В компании Air Moorea это был единственный такой самолёт, так как а остальных самолётах тросы были выполнены из обычной углеродистой стали. Турбопропеллерные силовые установки были модели Pratt & Whitney Canada PT6A-27 enru и на 8 августа катастрофы имели наработку по 841,01 час и 5146 циклов. Сам самолёт на 8 августа имел общую наработку 30 833,51 лётных часов и 55 044 циклов[2]. На момент поступления во Французскую Полинезию имел наработку 30 005,10 лётных часов и 49 898 циклов[3].

Сведения о пилоте

Самолетом управлял 53-летний Мишель Сантуррен, получил лицензию коммерческого пилота в первый раз 16 октября 1992 года в Канаде, а затем повторно 30 мая 1997 года во Франции. В том же году был сертифицирован для полётов на многомоторных самолётах. На DHC-6 сертифицирован 18 мая 2007 года после 9,3 часов практики, в компании Air Moorea работал с 28—30 мая 2007 года, до этого работал в Finist'air enru. По данным на 8 августа общий налёт пилота составлял 3514,5 часов, за период работы в Air Moorea совершил 23 коротких перелёта общей продолжительностью 7,8 часов[4][2].

Катастрофа

В четверг 9 августа 2007 года DHC-6 с бортовым номером F-OIQI выполнял плановый пассажирский рейс QE 1121. Данный рейс должен был выполняться из аэропорта Муреа enru в Фааа (Таити) по правилам визуальных полётов на крейсерской высоте около 600 футов (180 метров), а продолжительность составляла всего 7 минут. Всего на борту находились 1 пилот и 19 пассажиров[5].

В 11:53:22 (21:35:22 UTC) был осуществлён запуск двигателей, после чего пилот на английском и французском языках сделал объявление: Дамы и господа, здравствуйте и добро пожаловать на борт. Пожалуйста пристегните ремни безопасности. Затем в 11:57:19 диспетчер дал разрешение следовать по аэродрому к предварительному старту Bravo взлётной-посадочной полосы 12, а в 21:58:10 было дано разрешение занимать исполнительный старт. DHC-6 вырулил на полосу и встал на уровне второй рулёжной дорожки[5].

В 12:00:06 было дано разрешение на взлёт, после чего через 6 секунд режим работы двигателей был увеличен. В 12:00:58, после взлёта, были убраны закрылки, а в 12:01:07 уменьшен режим двигателей. Но затем через пару секунд при высоте полёта раздался удивлённый возглас пилота. Система опасного сближения с землёй (GPWS) выдала два сигнала предупреждения, а затем скорость вращения воздушных винтов возросла. После ещё четырёх сигналов GPWS самолёт в 12:01:20, то есть спустя 1 минуту 20 секунд с начала взлёта, врезался в воду. Все 20 человек на борту погибли[5].

Поисковые работы

При проведении поисковых работ спасатели и рыбаки обнаружили четырнадцать тел, а также части правой главной передачи и подушки сидений. Через несколько дней при проведении работ по подъёму бортовых самописцев было найдено пятнадцатое тело. Всего из воды кроме самописцев были подняты оба двигателя, приборная панель, передняя часть кабины, включая органы управления, винтовые домкраты закрылков и хвостовая часть. При подъёме обломков было отмечено, что тросы управления рулями высоты и направления оказались порваны в передней части[5].

Причины катастрофы

В ходе расследования комиссия пришла к выводу, что в момент уборки закрылков произошёл обрыв тросов управления рулями хвостового оперения, а самолёты DHC-6 имеют тенденцию к «клевку» в момент уборки закрылков, из-за чего авиалайнер опустил нос и перешёл в пикирование. Обрыв тросов произошёл по причине их значительного износа. В авиакомпании Air Moorea не знали, что борт F-OIQI является единственным самолётом в их парке, у которого тросы из нержавеющей стали, а потому в отличие от тросов из обычной стали на других самолётах в условиях солёного климата не подвержен быстрой коррозии. Обрыву тросов сопутствовало и то, что в ночь перед происшествием F-OIQI при стоянке в аэропорту Фааа попадал в спутную струю рулившего по аэродрому тяжёлого реактивного авиалайнера Airbus A340. Мощный поток выходящих из двигателей Аэробуса выхлопных газов ударил в управляющие поверхности небольшого самолёта, что привело к сильному ослаблению тросов[6][7].

Также катастрофе способствовали такие факторы, как недостаточный опыт пилота по действиям в возникшей ситуации, недостаточная оценка диспетчерами и пилотами опасности попадания лёгких самолётов в спутную струю реактивных самолётов, отказ авиакомпанией в проведении специальных инспекционных проверок, а также то, что замена тросов из нержавейки зависела от календарной даты, а не от числа циклов[7][8].

Примечания

  1. Rapport, p. 7
  2. 1 2 Rapport, p. 13
  3. Rapport, p. 14
  4. Rapport, p. 12
  5. 1 2 3 4 Rapport, p. 11
  6. Rapport, p. 67
  7. 1 2 Rapport, p. 68
  8. Rapport, p. 69

Литература

  • Accident du DHC6 – 300 survenu au large de l'île de Moorea (Polynésie française) le 9 août 2007 (фр.). Bureau d'Enquêtes et d'Analyses (4 décembre 2008). Проверено 26 января 2014.
    • Rapport Final (фр.) (4 décembre 2008). — итоговый отчёт на французском языке. Проверено 26 января 2014.
    • Final Report (англ.) (4 December 2008). — итоговый отчёт на английском языке. Проверено 26 января 2014.

Катастрофа DHC-6 на Муреа.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01