Lt304888.ru

Туристические услуги

Катастрофа Boeing 747 возле Маврикия

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 295 South African Airways

Boeing 747-244B Combi борт ZS-SAS
за 4 года до катастрофы
Общие сведения
Дата

28 ноября 1987 года

Время

00:07

Характер

Пожар на борту

Причина

Не определена

Место

Индийский океан, 248 км от Маврикия

Координаты

19°10′30″ ю. ш. 59°38′00″ в. д. / 19.17500° ю. ш. 59.63333° в. д. / -19.17500; 59.63333 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

Boeing 747-244B Combi

Имя самолёта

Helderberg enru

Авиакомпания

South African Airways

Пункт вылета

Чан-Кайши, Тайбэй (Китайская Республика)

Остановки в пути

Плэйсанс, Порт-Луи (Маврикий)

Пункт назначения

Ян Смэтс, Йоханнесбург (ЮАР)

Рейс

SA295

Бортовой номер

ZS-SAS

Дата выпуска

12 ноября 1980 года (первый полёт)

Пассажиры

140

Экипаж

19

Погибшие

159 (все)

 Изображения на Викискладе

Катастрофа Boeing 747 возле Маврикия - авиакатастрофа, произошедшая в субботу 28 ноября 1987 года. В Индийский океан восточнее Маврикия из-за пожара на борту упал авиалайнер Boeing 747-244B Combi авиакомпании South African Airways. Погибли 159 человек. В ходе поисковых работ бортовые самописцы были подняты с рекордной глубины — 4900 метров, однако официально причина пожара так и не была установлена, что породило различные теории заговора.

Самолёт

Boeing 747-244B Combi с бортовым номером ZS-SAS (заводской — 22171, серийный — 488) был выпущен в 1980 году и свой первый полёт совершил 12 ноября, после чего 24 ноября был продан авиакомпании South African Airways, которая присвоила ему имя Helderberg enru. Относясь к модификации Combi, самолёт был грузопассажирским, то есть помимо грузового отсека внизу фюзеляжа под груз была отведена и задняя часть пассажирской палубы, что позволяло совместить перевозку пассажиров и грузов. За время эксплуатации авиалайнера не было отмечено никаких существенных недостатков, а общий налёт составлял 26 743,48 часа и 4877 посадок[1][2].

Предшествующие обстоятельства

27 ноября самолёт Helderberg находясь в аэропорту Чан-Кайши (Тайбэй, Китайская Республика) готовился к выполнению рейса SA295 в аэропорт Плэйсанс, что на Маврикии и являлся промежуточной остановкой по пути в Йоханнесбург. Экипаж состоял из 5 членов лётного экипажа (включая дополнительных второго пилота и бортинженера) и 14 стюардесс. Всего на борту находились 140 пассажиров и 43 225 кг груза и багажа, причём непосредственно в грузовом отсеке позади пассажиров находились 6 поддонов с грузом. В баки было залито 149 000 кг топлива. По плану вылет должен был быть в 13:00, но из-за сложных погодных условий, а также опаздывания стыковочного рейса был отложен. В 14:23 рейс SA295 наконец вылетел из аэропорта. Расчётная продолжительность полёта составляла 10 часов 14 минут[3].

На основной стадии полёт проходил без отклонений. В 14:56:04 экипаж перешёл на связь с диспетчерами в Гонконге, а затем последовательно обращался в Бангкок, Куала-Лумпур, Коломбо, Кокосовые острова и Маврикий. В 15:55:18 экипаж связался с оператором авиакомпании в аэропорту Ян Смэтс (Йоханнесбург) и доложил, что они покинули Тайбэй в 14:23, летят на эшелоне 310 (9,45 километров) и рассчитывают время посадки в Маврикии в 00:35. Оператор указал экипажу, что система селективного вызова (SELCAL) неисправна и дал расчётное время следующего вызова в 18:00. Однако больше экипаж с центром не связывался, хотя продолжал вести обычные радиообмены с диспетчерскими центрами. Примерно в 22:30:00 экипаж используя КВ радиостанцию связался с Маврикием на частоте 3476 кГц и доложил, что самолёт прошёл 70-й меридиан восточной долготы в 22:29:00 на эшелоне 350 (10,67 километров), а расчётное время достижения 65-го меридиана восточной долготы оценивается в 23:12:00. Прохождение 65-го меридиана на эшелоне 350 было доложено в 23:13:27, а прохождение 60-го меридиана было оценено в 23:58:00[4].

Катастрофа

Мемориал рейсу 295. Установлен у аэропорта Таоюань (бывший Чан-Кайши)

По данным речевого самописца, из 30 минут записи первые 28 минут являлись обычными рутинными разговорами. Но в 28:30, то есть за полторы минуты до конца записи, в кабине раздался звук пожарной сигнализации. На вопрос пилота откуда этот сигнал, было доложено что с главной грузовой палубы (находится за пассажирским салоном). Тогда командир дал указание зачитать контрольный список действий при пожаре. Зачитывание списка было слышно в течение 30 секунд. Затем на всех четырёх каналах был слышен сигнал на частоте 800 Гц, который закончился трелью в 29:52 с момента начала записи. Этот звук означал, что пламя уже добралось до проводов датчиков самописца и повредило их. Точный временной период записи не установлен, но он находится где-то между 23:14:00 (доклад о прохождении 65-го меридиана) и 23:48:51, когда экипаж связался с Маврикием и доложил о проблемах на борту[5][6].

В 23:49:07 второй пилот доложил диспетчеру, что на самолёте задымление, в связи с чем экипаж выполняет аварийное снижение до эшелона 140 (4,3 километра). Диспетчер разрешил снижение и спросил, предупреждать ли аварийные службы в аэропорту, на что ответ был положительным. В 23:51:02 диспетчер подхода запросил сведения о местонахождении самолёта, на что экипаж ответил, что из-за проблем с электричеством отключились большинство приборов и они не знают где находятся. Когда в 23:52:33 подход запросил расчётное время прибытия, то ему доложили 00:30. В 23:52:50 пилот случайно включил передачу, когда спрашивал у старшего бортинженера об остатке кислорода. Далее 8 минут 44 секунды была тишина, после чего в 00:01:34 пилот начал давать старшему бортинженеру инструкции, которые не удалось разобрать. Затем в 00:02:43 пилот сказал, что расстояние 65 морских миль (120 километров). Поначалу следователи решили, что речь шла о расстоянии до аэропорта, но впоследствии было установлено, что это было расстояние до следующей точки пути — Xagal, а до аэропорта было ещё 145 миль (почти 270 километров). В 00:02:50 диспетчер подхода дал указание рейсу 295 занимать высоту 50 (1524 метра), а в 00:03:00 передал метеосводку в аэропорту. В 00:03:43 диспетчер спросил у экипажа, на какую полосу они намерены садиться, на что пилот ответил 13, но диспетчер его тут же поправил, что 14, так как полоса недавно была переименована. В 00:03:56 диспетчер дал прямой заход на посадку по направлению на ненаправленный радиомаяк Flic-en-Flac (FF) и доложить о снижении до высоты 50, на что в 00:04:02 пилот ответил: Кей. В 00:08:00 диспетчер подхода попытался вновь вызвать самолёт, но ему не ответили. Вплоть до 00:30 диспетчер делал неоднократные вызовы, но все они были без ответа[6][7].

Примерно в 00:07 (04:07 местного времени, время было определено по двум повреждённым наручным часам, находившихся в ручной клади) авиалайнер упал в Индийский океан в точке 19°10′30″ ю. ш. 59°38′00″ в. д. / 19.17500° ю. ш. 59.63333° в. д. / -19.17500; 59.63333 (O). Все 159 человек на борту погибли. Двое свидетелей на юго-восточном берегу небольшого острова в 6 милях от Маврикия утверждали, что в это же время видели быстро снижающийся красно-жёлтый объект, который пролетел на высоте 6—7 футов над горизонтом и скрылся за островом Раунд enru. Но, как позже было установлено, их показания не сходились с реальной траекторией падения авиалайнера, а пламя не вырывалось наружу. Наиболее вероятно, что они видели метеорит[7][8].

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Австралия Австралия 2 0 2
Дания Дания 1 0 1
ФРГ ФРГ 1 0 1
Гонконг Гонконг 2 0 2
Япония Япония 47 0 47
Республика Корея Республика Корея 1 0 1
Маврикий Маврикий 2 0 2
Нидерланды Нидерланды 1 0 1
ЮАР ЮАР 52 19 71
Китайская Республика Китайская Республика 30 0 30
Великобритания Великобритания 1 0 1
Итого 140 19 159[9]

Расследование

Культурные аспекты

Катастрофа была показана в 5 сезоне канадского документального сериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Злополучный груз.

Примечания

  1. Report, p. 25
  2. ZS-SAS South African Airways Boeing 747-244B - cn 22171 / ln 488 (англ.). Planespotters.net. Проверено 11 ноября 2013.
  3. Report, p. 11
  4. Report, p. 12
  5. Report, p. 13
  6. 1 2 Report, p. 14
  7. 1 2 Report, p. 15
  8. Report, p. 16
  9. Five Bodies Found After Jet Crash  (англ.) (30 November 1987). Проверено 11 ноября 2013.

См. также

Литература

Катастрофа Boeing 747 возле Маврикия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01