21-10-2023
Рейс 295 South African Airways | |
Boeing 747-244B Combi борт ZS-SAS за 4 года до катастрофы |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
00:07 |
Характер |
Пожар на борту |
Причина |
Не определена |
Место |
Индийский океан, 248 км от Маврикия |
Координаты |
19°10′30″ ю. ш. 59°38′00″ в. д. / 19.17500° ю. ш. 59.63333° в. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Имя самолёта |
Helderberg enru |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
SA295 |
Бортовой номер |
ZS-SAS |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
140 |
Экипаж |
19 |
Погибшие |
159 (все) |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Boeing 747 возле Маврикия - авиакатастрофа, произошедшая в субботу 28 ноября 1987 года. В Индийский океан восточнее Маврикия из-за пожара на борту упал авиалайнер Boeing 747-244B Combi авиакомпании South African Airways. Погибли 159 человек. В ходе поисковых работ бортовые самописцы были подняты с рекордной глубины — 4900 метров, однако официально причина пожара так и не была установлена, что породило различные теории заговора.
Boeing 747-244B Combi с бортовым номером ZS-SAS (заводской — 22171, серийный — 488) был выпущен в 1980 году и свой первый полёт совершил 12 ноября, после чего 24 ноября был продан авиакомпании South African Airways, которая присвоила ему имя Helderberg enru. Относясь к модификации Combi, самолёт был грузопассажирским, то есть помимо грузового отсека внизу фюзеляжа под груз была отведена и задняя часть пассажирской палубы, что позволяло совместить перевозку пассажиров и грузов. За время эксплуатации авиалайнера не было отмечено никаких существенных недостатков, а общий налёт составлял 26 743,48 часа и 4877 посадок[1][2].
27 ноября самолёт Helderberg находясь в аэропорту Чан-Кайши (Тайбэй, Китайская Республика) готовился к выполнению рейса SA295 в аэропорт Плэйсанс, что на Маврикии и являлся промежуточной остановкой по пути в Йоханнесбург. Экипаж состоял из 5 членов лётного экипажа (включая дополнительных второго пилота и бортинженера) и 14 стюардесс. Всего на борту находились 140 пассажиров и 43 225 кг груза и багажа, причём непосредственно в грузовом отсеке позади пассажиров находились 6 поддонов с грузом. В баки было залито 149 000 кг топлива. По плану вылет должен был быть в 13:00, но из-за сложных погодных условий, а также опаздывания стыковочного рейса был отложен. В 14:23 рейс SA295 наконец вылетел из аэропорта. Расчётная продолжительность полёта составляла 10 часов 14 минут[3].
На основной стадии полёт проходил без отклонений. В 14:56:04 экипаж перешёл на связь с диспетчерами в Гонконге, а затем последовательно обращался в Бангкок, Куала-Лумпур, Коломбо, Кокосовые острова и Маврикий. В 15:55:18 экипаж связался с оператором авиакомпании в аэропорту Ян Смэтс (Йоханнесбург) и доложил, что они покинули Тайбэй в 14:23, летят на эшелоне 310 (9,45 километров) и рассчитывают время посадки в Маврикии в 00:35. Оператор указал экипажу, что система селективного вызова (SELCAL) неисправна и дал расчётное время следующего вызова в 18:00. Однако больше экипаж с центром не связывался, хотя продолжал вести обычные радиообмены с диспетчерскими центрами. Примерно в 22:30:00 экипаж используя КВ радиостанцию связался с Маврикием на частоте 3476 кГц и доложил, что самолёт прошёл 70-й меридиан восточной долготы в 22:29:00 на эшелоне 350 (10,67 километров), а расчётное время достижения 65-го меридиана восточной долготы оценивается в 23:12:00. Прохождение 65-го меридиана на эшелоне 350 было доложено в 23:13:27, а прохождение 60-го меридиана было оценено в 23:58:00[4].
По данным речевого самописца, из 30 минут записи первые 28 минут являлись обычными рутинными разговорами. Но в 28:30, то есть за полторы минуты до конца записи, в кабине раздался звук пожарной сигнализации. На вопрос пилота откуда этот сигнал, было доложено что с главной грузовой палубы (находится за пассажирским салоном). Тогда командир дал указание зачитать контрольный список действий при пожаре. Зачитывание списка было слышно в течение 30 секунд. Затем на всех четырёх каналах был слышен сигнал на частоте 800 Гц, который закончился трелью в 29:52 с момента начала записи. Этот звук означал, что пламя уже добралось до проводов датчиков самописца и повредило их. Точный временной период записи не установлен, но он находится где-то между 23:14:00 (доклад о прохождении 65-го меридиана) и 23:48:51, когда экипаж связался с Маврикием и доложил о проблемах на борту[5][6].
В 23:49:07 второй пилот доложил диспетчеру, что на самолёте задымление, в связи с чем экипаж выполняет аварийное снижение до эшелона 140 (4,3 километра). Диспетчер разрешил снижение и спросил, предупреждать ли аварийные службы в аэропорту, на что ответ был положительным. В 23:51:02 диспетчер подхода запросил сведения о местонахождении самолёта, на что экипаж ответил, что из-за проблем с электричеством отключились большинство приборов и они не знают где находятся. Когда в 23:52:33 подход запросил расчётное время прибытия, то ему доложили 00:30. В 23:52:50 пилот случайно включил передачу, когда спрашивал у старшего бортинженера об остатке кислорода. Далее 8 минут 44 секунды была тишина, после чего в 00:01:34 пилот начал давать старшему бортинженеру инструкции, которые не удалось разобрать. Затем в 00:02:43 пилот сказал, что расстояние 65 морских миль (120 километров). Поначалу следователи решили, что речь шла о расстоянии до аэропорта, но впоследствии было установлено, что это было расстояние до следующей точки пути — Xagal, а до аэропорта было ещё 145 миль (почти 270 километров). В 00:02:50 диспетчер подхода дал указание рейсу 295 занимать высоту 50 (1524 метра), а в 00:03:00 передал метеосводку в аэропорту. В 00:03:43 диспетчер спросил у экипажа, на какую полосу они намерены садиться, на что пилот ответил 13, но диспетчер его тут же поправил, что 14, так как полоса недавно была переименована. В 00:03:56 диспетчер дал прямой заход на посадку по направлению на ненаправленный радиомаяк Flic-en-Flac (FF) и доложить о снижении до высоты 50, на что в 00:04:02 пилот ответил: Кей. В 00:08:00 диспетчер подхода попытался вновь вызвать самолёт, но ему не ответили. Вплоть до 00:30 диспетчер делал неоднократные вызовы, но все они были без ответа[6][7].
Примерно в 00:07 (04:07 местного времени, время было определено по двум повреждённым наручным часам, находившихся в ручной клади) авиалайнер упал в Индийский океан в точке 19°10′30″ ю. ш. 59°38′00″ в. д. / 19.17500° ю. ш. 59.63333° в. д. (O). Все 159 человек на борту погибли. Двое свидетелей на юго-восточном берегу небольшого острова в 6 милях от Маврикия утверждали, что в это же время видели быстро снижающийся красно-жёлтый объект, который пролетел на высоте 6—7 футов над горизонтом и скрылся за островом Раунд enru. Но, как позже было установлено, их показания не сходились с реальной траекторией падения авиалайнера, а пламя не вырывалось наружу. Наиболее вероятно, что они видели метеорит[7][8].
Гражданство | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Австралия | 2 | 0 | 2 |
Дания | 1 | 0 | 1 |
ФРГ | 1 | 0 | 1 |
Гонконг | 2 | 0 | 2 |
Япония | 47 | 0 | 47 |
Республика Корея | 1 | 0 | 1 |
Маврикий | 2 | 0 | 2 |
Нидерланды | 1 | 0 | 1 |
ЮАР | 52 | 19 | 71 |
Китайская Республика | 30 | 0 | 30 |
Великобритания | 1 | 0 | 1 |
Итого | 140 | 19 | 159[9] |
Катастрофа была показана в 5 сезоне канадского документального сериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Злополучный груз.
|
Катастрофа Boeing 747 возле Маврикия.