Lt304888.ru

Туристические услуги

Павелецкая (платформа)

26-08-2023

     МЦД-5
Общая информация
Страна Россия
Расположение Москва, Московская область
Тип пригородный поезд
Состояние проектируется
Конечные станции ПушкиноДомодедово
Сайт mcd.mosmetro.ru/mcd-5
Обслуживание
Дата открытия 2026 год[1]
Подчинение АО «ЦППК»
Город управления Москва
Технические данные
Протяжённость 80 км
Ширина колеи 1520 мм
Тип электрификации 3 кВ (контактная сеть)
Медиафайлы на Викискладе

Линия МЦД-5 (также — Яросла́вско-Павеле́цкий диаметр или Пятый диаметр[2]) — проектируемая пятая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2026 году[1]. Маршрут, проложенный по территории Москвы, соединит Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги и свяжет подмосковные города Мытищи, Пушкино, Королёв (Болшево), Ивантеевку[3], Фрязино, Щелково на севере, а также Видное и Домодедово на юге[4]. На схемах и указателях будет обозначаться кодом и цветом «зелёный луг» (цвет травы и листьев)[5].

Ярославское направление (Москва—Пушкино)

13 января 2020 года было открыто движение по пятому главному пути на участке Москва — Мытищи протяжённостью 18 км, 7 сентября 2020 года — по 4 главному пути на отрезке Мытищи — Пушкино протяжённостью 8,5 км[6]. Программа дальнейшей модернизации Ярославского направления МЖД также предусматривает и строительство третьего пути на участке Мытищи — Подлипки-Дачные. Всего в ходе модернизации уже было построено 46 км новых путей, произведена реконструкция 16 км существующих путей, были реконструированы 4 станции и 11 остановочных пунктов. Были построены 6 новых пассажирских платформ, на остановочных пунктах Маленковская, Тарасовская, Клязьма и Мамонтовская были реконструированы 4 уже существующих платформы[7].

Павелецкое направление (Москва—Домодедово)

Никаких масштабных строительных работ на участке Москва — Домодедово Павелецкого направления по состоянию на 1 октября 2020 года не ведётся, кроме строительства дороги от 3-го Дорожного проезда до улицы Бехтерева (вблизи пересечения с Курским направлением, где расположится будущий совмещенный остановочный пункт Котляково МЦД-5 и МЦД-2)[8]. Кроме того, был переименован ряд остановочных пунктов: 1 апреля 2019 года остановочный пункт ЗИЛ был переименован в Тульскую; остановочный пункт Москва-Товарная после реконструкции на станции, проводившейся с 5 сентября 2017 года по 2 декабря 2019 года, был открыт как Дербеневская; 20 февраля 2020 года остановочный пункт Нижние Котлы был переименован в Нагатинскую, так как он имеет пересадку на станцию метро «Нагатинская»[9]; 24 марта 2021 года станция Коломенское переименована в Варшавскую[10].

Центральная часть

Ожидается, что проектная документация пятого диаметра с уточнённым прохождением центральной части маршрута будет готова после 2024 года[11].

Подземные варианты маршрута

В 2022 году активизировались работы по проектированию варианта подземного прохождения центральной части маршрута МЦД-5. 24 февраля того же года первый заместитель ОАО «РЖД» Олег Тони на встрече с преподавателями и студентами Российского университета транспорта рассказал о глубоком вводе как об одном из вариантов соединения двух направлений[12]. 26 мая года мэр столицы Сергей Собянин заявил, что участок МЦД-5 между Павелецким и Ярославским вокзалами может пройти в подземном тоннеле в центре Москвы[13]. В июле начаты предпроектные работы для определения целесообразности прокладки тоннеля с участием проектных институтов и РЖД[14]. В августе была опубликована неофициальная перспективная карта НИИ «Мостранспроект», согласно которой участок между Павелецким и Ярославским вокзалами предлагается соединить подземным тоннелем с одной промежуточной подземной станцией «Китай-город» с пересадкой на одноимённые станции Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий метрополитена[4]. Кроме того, на той же карте обозначено, что на севере, за Мытищами, пятый диаметр разделится на три линии — до Пушкина, до Фрязина и до Щёлкова.

15 июня 2023 года, выступая на ПМЭФ-2023, Сергей Собянин подтвердил, что для соединения Ярославского и Павелецкого направлений будет построен тоннель[15]. Позже, при открытии МЦД-3, он уточнил, что протяжённость тоннеля должна составить 12 километров[16].

17 августа 2023 стало известно, что будут построены пять подземных станций: «Рижская» (вместо станции Москва-3), «Площадь Трех вокзалов», «Китай-город», «Павелецкая» и «Дербеневская»[17].

25 августа 2023 года власти Москвы заявили, что принципиальное решение о строительстве тоннеля принято и иные варианты прохождения центральной части линии более не рассматриваются[18].

Внешние изображения
Расположение станций МЦД-5 на карте.

Наземные варианты маршрута

Первоначально основным рассматриваемым наземным вариантом центральной части маршрута являлся вариант, согласно которому после платформы Бирюлёво-Товарная Павелецкого направления маршрут должен был перейти на пути Курского направления и от платформы Царицыно до платформы Новохохловская пройти параллельно маршруту МЦД-2[19]. После Новохохловской предполагалось прохождение маршрута по существующим путям железнодорожной ветки, проходящей через грузовую станцию Новопролетарская (Грайвороново), далее вблизи выхода станции метро Стахановская, через железнодорожную платформу Горьковского направления МЖД Чухлинка и станцию МЦК Андроновка, с выходом на Электрозаводскую. После Электрозаводской по Митьковской соединительной ветке центральная часть маршрута должна была выйти на станцию Москва-III Ярославского направления. Очевидным недостатком данного варианта являлось то, что огромный участок Павелецкого направления от Бирюлево до Павелецкого вокзала не вошел бы в МЦД-5.

Альтернативным вариантом маршрута являлся вариант, при котором МЦД-5 проходил бы почти до Павелецкого вокзала и после станции Москва-Товарная-Павелецкая через тоннель либо мост через Москву-реку выходил бы на заброшенную Симоновскую ветку[20]. В этом случае прохождение маршрута осуществлялось бы в виде соединения через станции: Москва-Товарная-Павелецкая — законсервированный парк Симоново — бывшая станция Бойня с использованием путевого развития станций Новопролетарская и Старопролетарская (в некоторых источниках фигурирует как «станция Грайвороново (платформа МЦД-5)») — Ветвей № 15 и 16 Люблино — Андроновка и Люблино — Угрешская, а также безымянной ветви Люблино — Южный порт — Угрешская, находящиеся по состоянию на октябрь 2020 в состоянии электрификации, но не для проекта МЦД-5, а для обеспечения транзитного движения Юг — Черкизово[21]. Прохождение маршрута предполагалось вблизи выхода станции метро Стахановская, через железнодорожную платформу Горьковского направления МЖД Чухлинка и станцию МЦК Андроновка, с выходом на Электрозаводскую. Несмотря на активное обсуждение, официальная трассировка данного варианта маршрута никогда не была опубликована.[неавторитетный источник]

Ещё одним рассматриваемым вариантом маршрута был обход центра Москвы с западной стороны с помощью многоуровневой развязки в районе Москва-Сити, но детали данного варианта также не были официально опубликованы. В конце 2021 года разработка проектов наземного прохождения МЦД-5 была завершена. По итогам рассмотрения проектов ни один из них не был утвержден, и решение о прохождении центральной части маршрута было отложено до 2024 года. 28 декабря 2021 года начальник МЖД Михаил Глазков заявил, что конкретное решение по связи Павелецкого и Ярославского направлений будет принято после 2024 года, а до этого времени будет продолжаться развитие этих радиальных направлений по отдельности[11]. В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил намерение запустить 5-й диаметр МЦД в 2025—2026 годах[22].

Строительство

На июнь 2023 года: Сергей Собянин объявил о начале строительства МЦД-5[23].

Примечания

  1. ↑ Запуск МЦД‑5 перенесли на 2026 год
  2. МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Новая линия наземного метро. МЦД. Дата обращения: 22 октября 2019. Архивировано 14 октября 2019 года.
  3. Ивантеевка // . — 2023-08-13.
  4. ↑ Архивировано 12 сентября 2022 года.
  5. Архивировано 26 августа 2019 года.
  6. Архивировано 22 июля 2021 года.
  7. Дополнительный пятый путь на участке Москва — Мытищи откроют для движения поездов 13 января. Московская железная дорога (12 января 2020). Дата обращения: 12 января 2020.
  8. Новая железнодорожная станция появится на Павелецком направлении МЖД. Кашира.Ру (30 сентября 2020). Дата обращения: 30 сентября 2020.
  9. Архивировано 4 ноября 2020 года.
  10. Архивировано 1 марта 2021 года.
  11. ↑ Архивировано 30 декабря 2021 года.
  12. Архивировано 20 января 2023 года.
  13. Архивировано 26 мая 2022 года.
  14. Маршрут пока не построен. В компании изучат возможность создания тоннеля под центром Москвы для запуска МЦД-5. Гудок (15 июля 2022). Дата обращения: 15 июля 2022.
  15. Архивировано 17 августа 2023 года.
  16. Архивировано 21 августа 2023 года.
  17. Архивировано 22 августа 2023 года.
  18. Архивировано 5 сентября 2023 года.
  19. Схема МЦД-5. Дата обращения: 29 апреля 2022. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  20. Архивировано 28 января 2022 года.
  21. «В контакте». Электронный Журнал «Транспортная Инфраструктура»
  22. Архивировано 28 декабря 2021 года.
  23. Архивировано 3 сентября 2023 года.

Ссылки

  • Схема линий московского метро и МЦД.

Павелецкая (платформа).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01