Lt304888.ru

Туристические услуги

ТЭ109

18-06-2023

ТЭ109
Тепловоз ТЭ109
Основные данные
Годы постройки

19681978

Страна постройки

СССР

Заводы

Луганский тепловозостроительный завод

Всего построено

873 (данные только для ГДР)

Страны эксплуатации

СССР, ГДР, ФРГ, Болгария, Чехия, Нидерланды, Польша

Ширина колеи

1435 или 1520 мм [1]

Род службы

грузовой и пассажирский [1]

Осевая формула

3О-3О

Технические данные
Длина локомотива

20 620 мм (по буферам) [1]

Конструкционная скорость

100 км/ч (груз.)
120 км/ч (грузопасс.)
140 км/ч (пасс.)

Нагрузка от движущих осей на рельсы

20 т [1]

Тип дизеля

1А-5Д49 (16ЧН26/26) [1]

Мощность дизеля

3000 л.с. [1]

Тип передачи

электрическая

Выходная мощность ТЭД

305 кВт

Диаметр колёс

1050 мм [1]

Cила тяги длительного режима

17600/24600 кГ [1]

Скорость длительного режима

35,5/24,2 км/ч [1]

ТЭ109 — магистральный грузопассажирский тепловоз широкой колеи с электрической передачей производства Луганского тепловозостроительного завода (ВЗОР).

Односекционный (существовал экспериментальный двухсекционный вариант — 2ТЭ109). Первичный двигатель — дизель мощностью 3000 л.с.. Кузов тепловоза — вагонного типа, с кабинами управления в обоих концах, выполнен в габарите 02-Т (габарит европейских железных дорог).

Выпускался на экспорт в ГДР, Болгарию. В Советском Союзе эксплуатировалось 33 единицы на предприятиях промышленного ЖД транспорта в Министерстве цветной металлургии.

При поставке тепловозов в ЧССР(2 машины) тепловоз назывался Т679.2 Paгулин (Ragulin).

Немецкие железнодорожники дали тепловозам семейства ТЭ109 имя Людмила (Ludmilla). На сети железных дорог Германии (Deutsche Bahn) они имеют обозначения: BR230, BR231, BR232, BR233, BR234, BR241. Много тепловозов этих серий эксплуатируются в Германии и сегодня, как принадлежащие концерну DB, так и частных компаний. Эксплуатируются они преимущественно в бывшей восточной Германии, например в депо Berlin-Lichtenberg.

Тепловоз ТЭ109 стал родоначальником целого семейства магистральных тепловозов:

ТЭ109 послужил основой для создания тепловоза 2ТЭ116.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Научно-исследовательский институт информации по тяжелому, энергетическому и транспортному машиностроению Тепловозы СССР. Каталог-справочник (18.8.73). — М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1974. — 176 с. — 1495 экз.

См. также

  • Лугансктепловоз
  • http://www.br232.de/  (нем.)
  • http://www.railfaneurope.net/pix/de/diesel/historic/DR130-131/pix.html
  • http://www.railfaneurope.net/pix/de/diesel/233/pix.html


ТЭ109.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01