19-10-2023
Ээл2 | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Год постройки | |
Страна постройки | |
Завод |
Эсслинген — основная сборка |
Страна эксплуатации | |
Ширина колеи | |
Осевая формула |
1—5о—1 |
Технические данные | |
Длина локомотива |
13 822 мм (с тендером — 23 553 мм), |
Рабочая масса |
118,3 т, |
Сцепная масса |
87,5 т, |
Тип двигателя |
MAN |
Мощность двигателя |
1200 л.с. (позже 1000 л.с.) |
Тип передачи | |
Тип ТЭД |
GDTM-82 |
Диаметр колёс |
1220 мм |
Cила тяги длительного режима |
15 000 кгс |
Скорость длительного режима |
16—17 км/ч |
Ээл2
|
Ээл2 (эквивалентен паровозу Э, с электрической передачей, № 2 (под № 1 подразумевался Щэл), первоначально Юэ001, позже непродолжительно Э-ЭЛ-2) — один из первых советских магистральных тепловозов. Был разработан под руководством профессора Ю. В. Ломоносова по личному указанию самого В. И. Ленина; построен в 1924 году на немецком заводе Эсслинген.
Будучи одним из двух первых, тепловоз Ээл2 имел ряд «детских болезней» и отдельных конструктивных недостатков. Однако он показал себя абсолютно пригодным к практической работе с поездами, достаточно хорошим, по ряду показателей, локомотивом.
После переделки тепловоза в сентябре 1924 г. были произведены повторные испытания, во время которых выявилось неудовлетворительное распределение нагрузок по осям. Вторая переделка (с изменением балансиров) закончена 22 октября 1924 г. После этого тепловоз испытывался параллельно с паровозом Эг5570, в результате испытаний ему была дана техническая оценка комиссией, состоящей из советских представителей и крупных немецких ученых и специалистов.
В результирующей части протокола этой комиссии было отмечено следующее: «судя по результатам опытов над тепловозом Ю №001 создание этого тепловоза и опыты с ним вывели идею тепловоза из стадии академического изучения и воплотили ее в формы, пригодные для несения регулярной товарной службы.
Таким образом, Ээл2 сыграл значительную роль в мировом тепловозостроении, так как явился, наряду с Щэл1, первым тепловозом с электропередачей постоянного тока, благодаря чему имел гиперболическую тяговую характеристику. Первый выезд Ээл2 (тогда еще Юэл1) стал мировой технической сенсацией. Ээл2 многократно описан в мировой технической литературе, он дал толчок для возникновения мирового тепловозостроения как отрасли. Послужил основой для опытной серии тепловозов.
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирские |
|
||||||
Грузовые |
|
||||||
Маневровые и промышленные |
|
||||||
Узкоколейные |
|
Ээл2.