19-10-2023
Большая кольцевая линия | |
---|---|
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка |
26 февраля 2018 года[1] 11 августа 1969 года[2][3] |
Длина, км | 62,5 (57,5 км — само кольцо + 5,0 км — ответвление до станции «Деловой центр» ) |
Количество станций | 31 (из них 29 — на самом кольце и 2 — на ответвлении) |
Время поездки, минут | 87,5 |
Максимальное число вагонов в составе поезда | 8 |
Число вагонов в составе поезда | 8 |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки | ≈ 1000[4] (2023) |
Наземные участки | нет |
Электродепо |
ТЧ-7 «Замоскворецкое» |
Больша́я кольцева́я ли́ния (сокращённо — БКЛ[5][6]) — одиннадцатая по официальной нумерации (десятая по хронологии[комм. 1]) и самая длинная линия Московского метрополитена (с 26 декабря 2009 года по 1 марта 2023 статус принадлежал Арбатско-Покровской линии). На ней осуществляется круговое движение и имеется вилочное ответвление от «Хорошёвской» до «Делового центра», которое в перспективе преобразуется в перегон «Шелепиха» — «Деловой центр» строящейся Рублёво-Архангельской линии и служебную соединительную ветвь «Хорошёвская» — «Шелепиха», в связи с чем будут временно закрыты станции «Шелепиха» и «Деловой центр». Департаментом транспорта предлагается сделать это в I квартале 2024 года[7]. На схемах обозначается бирюзовым цветом и номером для основного маршрута и — для участка с вилочным ответвлением от «Савёловской» до «Делового центра».
Является крупнейшим в мире реализованным проектом в метростроительной отрасли[8], после открытия стала самой длинной кольцевой линией метро в мире[9][10], опередив по этому показателю линию № 10 Пекинского метрополитена — длина Большой кольцевой линии составляет 57,5 километров[11][12][13][14], при этом в большинстве СМИ указана длина от 70 до 72 км[15][16][17] с учётом ответвления до станции «Деловой центр», а также служебных соединительных ветвей и парковых путей в электродепо[13], по которым пассажирское движение не осуществляется. Открытие последних 9 станций, расположенных на северном и юго-восточном участках линии, состоялось 1 марта 2023 года.
В состав линии входит 31 станция (из которых 29 расположены на самом кольце, а две — на ответвлении до станции «Деловой центр», временно включённом в состав линии), в том числе станции упразднённой Каховской линии[18][19]. В составе линии эксплуатируется участок длиной 4,8 километра с двумя станциями («Деловой центр» и «Шелепиха»), которые после постройки участка «Шелепиха» — «Бульвар Карбышева» перейдут в состав Рублёво-Архангельской линии, в связи с чем осенью 2023 года[13] будут временно закрыты[20].
Участки тоннелей «Аминьевская» — «Мнёвники» и «Текстильщики» — «Каширская» сделаны двухпутными (их проходка осуществлялась проходческими щитами диаметром 10 метров), на остальных участках — однопутными (проходились щитами диаметром 6 метров)[21]. В строительстве принимала участие компания «Метрострой»[22], 31 августа 2021 года, по предположениям СМИ, обанкроченная правительством Санкт-Петербурга. Правительством города совместно с группой ВТБ создано новое предприятие «Метрострой Северной Столицы»[23][24][25][26].
На линии имеется 252 эскалатора, самый большой на «Марьиной Роще» — 130 метров[27].
При проектировании линия именовалась «Третьим пересадочным контуром». Это было связано с тем, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия[28]. Выбор эксплуатационного (официального) названия линии был осуществлён по итогам голосования, проведённого на портале «Активный гражданин»[29], в котором победил и был поддержан мэром Москвы Сергеем Собяниным[30] вариант «Большая кольцевая линия»[31].
На схемах метро Большая кольцевая линия обозначается бирюзовым цветом (в проекте также — чёрным[32]) и числами: для основной трассы и — для ответвления от «Хорошёвской» до «Делового центра». Ранее номер (а в 2018—2019 годах — номер ) на схеме имела Каховская линия, которая стала частью Большой кольцевой и является её старейшим участком.
Участок Большой кольцевой линии от станции «Шелепиха» до станции «Савёловская» с 2018 по 2020 год был обозначен также жёлтым цветом и номером , поскольку использовался в совместном маршрутном движении с Солнцевской линией[33].
Участок Большой кольцевой линии от станции «Нижегородская» до станции «Электрозаводская» обозначался на схемах розовым цветом и номером , так как в 2020—2023 годах временно эксплуатировался в составе Некрасовской линии[34]. С момента перехода участка в состав этой линии он, как и вся линия, эксплуатируется под номером .
Ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой линии[35].
На станции метро «Курская» расположена памятная доска с надписью «Курская большого кольца 1945—1949»[36]. Дело в том, что в то время проектировалось и малое кольцо, которое должно было пройти под Бульварным кольцом, причём движение должно было осуществляться частично по нынешней Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиям, ответвляясь к собственным станциям, известным как «Полянка» и «Трубная». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались[36].
Первый участок будущей Большой кольцевой линии «Каширская» — «Каховская» был открыт 11 августа 1969 года в составе Горьковско-Замоскворецкой линии. Впоследствии из-за чрезмерной загруженности, вызванной действовавшим тогда вилочным движением, был преобразован в отдельную, ныне упразднённую, Каховскую линию[3].
По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включить Каховскую линию и участок Кировско-Фрунзенской линии «Черкизовская» — «Улица Подбельского»[36] (введён в эксплуатацию 1 августа 1990 года). Задел под этот проект хорошо виден на перегоне «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского». Пара тоннелей с проложенными в них рельсами, не доходящими до основной ветки, видна в тоннеле к центру. Это задел под станцию «Черкизовская-2». Существующая «Черкизовская» должна была отойти к новой кольцевой линии[37]. Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию большого кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское Поле»[38] и «Кузьминки»[37].
В итоге проект был отложен на неопределённый срок, так как после включения в 1960 году в состав Москвы новых территорий в пределах МКАД, где началось строительство новых микрорайонов, возникла первостепенная необходимость обеспечить транспортные связи новостроек с центром города, в связи с чем основной задачей метростроевцев стало возведение радиальных линий[37].
Во второй половине 1980-х годов возник проект создания четырёх хордовых линий[39], однако перевес получила идея «кольца»[40].
Во второй половине 2000-х годов было предложено вернуться к проекту хордовых линий, расположенных в центральной части на расстоянии 1—3 станций от существующей Кольцевой линии и связанных между собой пересадками[39]. Ходынская линия задумывалась как первый участок, проходящий от станции «Выставочная» через станции «Полежаевская» и «Динамо» к «Савёловской»[41]. В 2006 году начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев ввёл в употребление название «Третий пересадочный контур». Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась Кольцевая линия[36].
12 февраля 2011 года было предложено построить станции «Пресня», «Шелепиха» и «Мнёвники» только в конструкциях в связи с их расположением в промзоне[42][43], а 21 февраля было подтверждено, что Некрасовская линия станет составной частью новой линии и будет состыкована с ней на станции «Нижегородская»[44].
Летом 2011 года были разработаны проекты станций первой очереди — планировалось, что все они будут иметь типовую конструкцию, но различаться цветовой гаммой и деталями оформления[45].
В октябре 2011 года «Метрогипротранс» представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца метрополитена, по которому северная часть Третьего пересадочного контура будет объединена с южной частью Большого кольца (в этот участок, в частности, входит Каховская линия)[41][46][47]. По планам 2014 года Большая кольцевая линия планировалась в виде кольца с ответвлениями в сторону «Делового центра» и «Некрасовки».
В сентябре 2014 года решение было окончательно принято в пользу кольцевого движения, «поскольку организация хордового слишком затратна как с финансовой, так и с организационной точки зрения».
Разработка вариантов трассировки линий метро, отбор локаций для размещения станций и обустройства пересадочных узлов соответствует развитию особенностей городской среды Москвы. Маршрут БКЛ был проложен с учётом планировочных, градостроительных и инженерных ограничений[48].
Первый участок заново спроектированного кольца «Петровский парк» — «Деловой центр» протяжённостью 10,5 километра с пятью станциями был открыт 26 февраля 2018 года[1]. Проектированием занимались российские компании «Метрогипротранс», «Мосинжпроект» и испанская «Brusten»[49].
После открытия северного участка линии рассматривалась организация временного маршрутного движения от «Некрасовки» до «Рассказовки». В этом случае Некрасовская линия, верхний полукруг Большой кольцевой и Солнцевская линия вместе образовывали бы самый длинный маршрут метро в Европе, длиной около 70 км[50].
Полностью Большая кольцевая линия была открыта 1 марта 2023 года, запущено движение на 9 станциях: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская»[51].
Сроки сдачи как первой очереди Большой кольцевой линии, так и всей линии в целом неоднократно переносились[52]. Во многом это связано с техническими сложностями при прокладке линии. По словам Марса Газизуллина:[уточнить] «С технической точки зрения каждая строительная площадка БКЛ является неповторимой. Строить новую кольцевую линию из-за достаточно мелкого заложения станций зачастую приходится в условиях непростой гидрогеологии, в водонасыщенных грунтах. Кроме того, при прохождении тоннелей приходится учитывать уже существующие подземные сооружения и коммуникации. Для этого действует специальная система подземного мониторинга, с помощью которой разрабатываются комплексные предупреждающие мероприятия, чтобы при строительстве новых тоннелей метро существующие остались в целости и сохранности»[37].
В конце 2009 года было заявлено, что строительство первой очереди Большой кольцевой линии (Ходынской линии) предполагалось провести в трёхлетний срок, со сдачей проекта к 2015 году[53].
Летом 2011 года были опубликованы новые планы, согласно которым первую очередь линии планировалось построить к 2014 году[45].
ГАУ «Институт Генплана Москвы» в период 2012—2017 годы разработал проекты планировки на все участки линии ТПК общей протяженностью около 63 км с размещением 31 станции, в том числе и на первоочередной участок линии от станции «Деловой Центр» до проектируемой станции «Нижняя Масловка», утвержденный постановлением Правительства Москвы в 2012 г.[54] За время работы над проектом специалисты Института разработали 23 проекта планировки территорий, связанных с БКЛ[55].
Согласно планам 2012 года, первый участок Большой кольцевой линии планировалось открыть в декабре 2015 года, а построить линию полностью предполагалось к 2019 году. В мае 2012 года были планы построить к 2015 году участок «Хорошёвская» — «Кунцевская»[56].
По состоянию на 2015 год, в 2017—2018 годах планировалось построить 15 станций, в том числе запустить движение на участке от станции «Деловой центр» до станции «Савёловская» (протяжённость участка 12,4 км)[57]. В августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год[58].
В марте 2017 года открытие первого участка Большой кольцевой линии планировалось на лето того же года, в апреле — на осень, осенью — на конец года, в декабре его перенесли на начало 2018 года[52].
В январе 2018 года пуск первого участка был назначен на конец февраля (и 26 февраля 2018 года пуск этого участка был совершён), а срок завершения строительства всей линии сместился на 2021—2022 годы[59].
В июне 2018 года пуск всего северо-восточного участка от «Нижегородской» до «Савёловской» был перенесён на 2021 год[60], причём промежуточные станции «Рижская» и «Марьина Роща», по состоянию на 2019 год, планировалось открыть ещё позже, в 2022 году[61]. В ноябре 2020 года пуск северо-восточного участка от «Электрозаводской» до «Савёловской» был назначен уже на 2022 год (без открытия промежуточных станций на действующем участке)[62].
7 декабря 2021 года было открыто движение от станции «Мнёвники» до станции «Каховская»[63].
Открытие оставшихся участков (от «Нижегородской» до «Каховской», и от «Савёловской» до «Электрозаводской») состоялось 1 марта 2023 года[64].
Содержимое этого раздела нуждается в чистке. |
Строительством управляет инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — оператор программы развития московского метро[65].
Подробная информация о строительстве конкретных станций доступна в статьях, посвящённых этим станциям.
Название станции Прежние названия |
Дата открытия |
Пере- садки |
Глубина, м[151] |
Тип конструкции | Координаты | Вид станции | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Шелепиха | 26 февраля 2018 | −18 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Деловой центр | 26 февраля 2018 | −25 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Савёловская | 30 декабря 2018 | −65 | пилонная глубокого заложения трёхсводчатая |
||||
Петровский парк | 26 февраля 2018 | −25 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
ЦСКА | 26 февраля 2018 | −28 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Хорошёвская | 26 февраля 2018 | −21 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Народное Ополчение | 1 апреля 2021 | −28 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Мнёвники | 1 апреля 2021 | −27 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Терехово | 7 декабря 2021 | −22 | колонная мелкого заложения трёхпролётная с береговыми платформами |
||||
Кунцевская | 7 декабря 2021 | −31,2 | колонная мелкого заложения трёхпролётная с береговыми платформами |
||||
Давыдково | 7 декабря 2021 | −33 | колонная мелкого заложения двухпролётная с береговыми платформами |
||||
Аминьевская | 7 декабря 2021 | −14 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Мичуринский проспект | 7 декабря 2021 | −19 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Проспект Вернадского | 7 декабря 2021 | −16 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Новаторская | 7 декабря 2021 | −11 | колонная мелкого заложения двухпролётная |
||||
Воронцовская | 7 декабря 2021 | −21 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Зюзино | 7 декабря 2021 | −17,5 | колонная мелкого заложения двухпролётная |
||||
Каховская | 11 августа 1969 | −8 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Варшавская | 11 августа 1969 | −9 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Каширская | 11 августа 1969 | −7 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Кленовый бульвар | 1 марта 2023 | −24,3 | колонная мелкого заложения с береговыми платформами |
||||
Нагатинский Затон | 1 марта 2023 | −27 | колонная мелкого заложения с береговыми платформами |
||||
Печатники | 1 марта 2023 | −30 | колонная мелкого заложения с береговыми платформами |
||||
Текстильщики | 1 марта 2023 | −22 | колонная мелкого заложения с береговыми платформами |
||||
Нижегородская | 27 марта 2020 | −21,8 | колонная мелкого заложения пятипролётная |
||||
Авиамоторная | 27 марта 2020 | −19,4 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Лефортово | 27 марта 2020 | −26 | колонная мелкого заложения двухпролётная |
||||
Электрозаводская | 31 декабря 2020 | −20 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Сокольники | 1 марта 2023 | −34 | колонная мелкого заложения трёхпролётная |
||||
Рижская | 1 марта 2023 | −63,5 | пилонная глубокого заложения трёхсводчатая |
||||
Марьина Роща | 1 марта 2023 | −74 | пилонная глубокого заложения трёхсводчатая |
За первую неделю работы введённым в 2018 году участком БКЛ воспользовались 280 тысяч человек[152], за две недели участком БКЛ воспользовались 850 тысяч человек[153].
С момента открытия по 27 июля 2018 года суммарный пассажиропоток составил более 7,5 миллионов человек[154], по 28 сентября — более 11 миллионов человек[4].
Суточный пассажиропоток по будням в первые дни работы стартового участка составлял 46 тысяч человек в день, к концу сентября 2018 года он превысил 73,4 тысячи человек в день[4].
За первый год перевезено более 22 миллионов пассажиров.
За два года с момента открытия перевезено 58 миллионов пассажиров, суточный поток достиг 110—130 тысяч человек[155].
По имеющимся расчётам, после окончания строительства БКЛ и её полного замыкания на других линиях метро станет свободнее на 10—30 % от общего числа пассажиров, 3,3 млн жителей города получат станции метро в пешей доступности и смогут экономить до 30 минут в дороге[156].
С момента открытия в апреле 2021 года станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники» приняли почти 2,4 миллиона пассажиров[157].
В первые дни после открытия западного участка БКЛ, 7—9 декабря 2021 года, на новом участке БКЛ побывало около 320 тысяч человек[158].
1 марта 2023 года, в первые часы после открытия последнего участка БКЛ, пассажиропоток на линии составил около 190 тыс. человек. Больше всего пассажиров приняли станции «Марьина Роща», «Сокольники» и «Текстильщики»[159]. По информации Департамента транспорта Москвы, вечером 1 марта наблюдались заторы на пересадках, особенно с «Воронцовской» на «Калужскую»[160].
За первый месяц, март 2023 года, на БКЛ более 26,5 миллионов поездок[161].
За два месяца на БКЛ 53,4 миллиона поездок[162].
За полгода 156 миллионов поездок[163].
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-3 «Измайлово» | 26 февраля 2018 — 30 августа 2018 |
ТЧ-18 «Солнцево» | 30 августа 2018 — 7 декабря 2021 |
ТЧ-7 «Замоскворецкое» | с 7 декабря 2021 года |
ТЧ-21 «Нижегородское» | с 20 февраля 2023 года |
ТЧ-22 «Аминьевское» | с 2023 года (строится) |
Изначально планировалось, что обслуживать Большую кольцевую линию будет электродепо «Хорошёво»[164], которое хотели построить вблизи Хорошёвского шоссе. Но власти не смогли договориться с собственником площадки под это депо, и в официальных планах 2012 года депо «Хорошёво» уже не значилось[165]. С ноября 2012 года рассматривалась возможность использовать для обслуживания Большой кольцевой линии электродепо «Фили», для этого были запроектированы две однопутные служебные соединительные ветви, однако спустя 2 года от этого варианта решено было отказаться. В 2015 году в проект первой очереди Большой кольцевой линии была добавлена вторая соединительная ветвь на Солнцевскую линию для совместной эксплуатации двух линий. В 2018 году выдача составов на объединённую линию производилась из электродепо «Измайлово» по съездам к западу от станции «Парк Победы». После открытия электродепо «Солнцево» депо «Измайлово» прекратило обслуживать Большую кольцевую линию; его функции взяло на себя нововведённое депо. С 7 декабря 2021 года БКЛ обслуживает электродепо «Замоскворецкое», для этого была завершена реконструкция 2 пути перегона Варшавская — Каховская и на самой станции «Варшавская» с отделкой путевой стены. К концу ноября 2021 года достроены пути к депо «Нижегородское», запущенному 20 февраля 2023 года. В 2024 году заработает новое депо «Аминьевское»[166].
Количество | Период |
---|---|
7 | 26 февраля 2018 — 14 октября 2018 12 апреля 2022 — 8 января 2023 (временно переданные составы с Кольцевой линии, в связи с ремонтом в депо «Красная Пресня»[167]) |
8 | с 30 августа 2018 |
В разделе не хватает сносок. (15 апреля 2022) |
Тип | Период |
---|---|
81-760/761 «Ока» | февраль 2018 — ноябрь 2021 |
81-760А/761А/763А «Ока» | ноябрь 2018 — ноябрь 2021 |
81-765.4/766.4/767.4 «Москва 2019» | ноябрь 2019 — октябрь 2021, март 2023 — май 2023 |
81-765/766/767 «Москва» | декабрь 2020 — ноябрь 2021, март 2023 — май 2023 |
81-765.3/766.3/767.3 «Москва» | декабрь 2018 — ноябрь 2021, март 2023 — май 2023 |
81-775/776/777 «Москва 2020» | с октября 2021 |
В I квартале 2024 года планируется ликвидация вилочного движения[168][169] в связи со строительством Рублёво-Архангельской линии и затем интеграцией ответвления в неё, что упростит организацию движения на кольце и позволит повысить парность как на нём, так и на участке, который сейчас является ответвлением.
Рассматриваются проекты размыкания кольца с интеграцией части проектируемых линий в «среднее кольцо» (весь север БКЛ и часть Солнцевской линии, северная часть Троицкой линии, в будущем — Троицко-Некрасовской[170]), а части — в «большое кольцо» (весь юг БКЛ, новопостроенные участки на севере через Коптево и Останкино, концевой участок Сокольнической линии с её продлением на восток). Ожидается, что их реализация начнётся одновременно с утверждением проекта центрального участка Калининско-Солнцевской линии, однако проект не предусмотрен утверждённой программой строительства[171]. План «большого кольца» примерно соответствует Генеральному плану 1971 года, который не был реализован, и предложению Марата Хуснуллина от 2016 года.
13—14 мая 2023 года, в рамках празднования 88-летия со дня открытия Московского метрополитена, на линии впервые организовали парад поездов, который ранее, в 2015—2022 гг., ежегодно проходил на Кольцевой линии[172]. Во втором параде[173] на БКЛ 8—9 июля в честь Дня Московского транспорта «участником» впервые[174][175][176][177][178][179][180] стал состав из вагонов 81-717.6/714.6[181].
Участниками парада стали составы из вагонов следующих моделей[182]:
№ | Тип | Кол-во вагонов |
---|---|---|
1 | 81-717.5А/714.5А (ретропоезд «Сокольники») | 7[183] |
2 | Еж3/Ем-508Т | 7[184] |
3 | 81-717.5М/714.5М | 8 |
4 | 81-717.6/714.6[комм. 2] | 8 |
5 | 81-740.4/741.4 «Русич» | 5×2 |
6 | 81-760/761 «Ока» | 8 |
7 | 81-765/766/767 «Москва» | 8 |
8 | 81-775/776/777 «Москва-2020» | 8 |
Парад также впервые проводился 9—10 сентября 2023 года в честь Дня города[185], однако вагоны 81-717.6/714.6 «участия» в нём, в отличие от одного из предыдущих парадов 8—9 июля, уже не принимали[186].
В качестве основного[187] средства сигнализации на линии используется система АЛС-АРС[188] без автостопов и защитных участков с нормально отключенными светофорами автоматического действия[189]. Резервное (дополнительное) средство сигнализации — автоблокировка без автостопов и защитных участков. Используется для проезда подвижного состава с необорудованными/неисправными/отключенными устройствами АЛС-АРС[190].
На линии планируется использование системы автоведения[191].
На пяти станциях линии весной 2023 года после тестирования была внедрена технология 5G[192][193].
13 марта 2023 года в 10 часов утра на перегоне между станциями «Мичуринский проспект» и «Аминьевская» произошёл выброс плывуна из-за бурильных работ, проводившихся на поверхности земли компанией «Донстрой». В результате было остановлено движение поездов между станциями «Новаторская» и «Аминьевская»[194], движения не было около двух часов[195]. Причиной происшествия послужило отсутствие строительного контроля и согласования работ с Московским метрополитеном[196]. По факту аварии следственным комитетом было возбуждено уголовное дело[197].
БКЛ.