Lt304888.ru

Туристические услуги

БКЛ

19-10-2023

Большая кольцевая линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка 26 февраля 2018 года[1]
11 августа 1969 года[2][3]
Длина, км 62,5 (57,5 км — само кольцо + 5,0 км — ответвление до станции «Деловой центр»[⇨])
Количество станций 31 (из них 29 — на самом кольце и 2 — на ответвлении)
Время поездки, минут 87,5
Максимальное число вагонов в составе поезда 8
Число вагонов в составе поезда 8
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки ≈ 1000[4] (2023)
Наземные участки нет
Электродепо

ТЧ-7 «Замоскворецкое»
ТЧ-21 «Нижегородское»
ТЧ-22 «Аминьевское»

(планируется)

Больша́я кольцева́я ли́ния (сокращённо — БКЛ[5][6]) — одиннадцатая по официальной нумерации (десятая по хронологии[комм. 1]) и самая длинная линия Московского метрополитена (с 26 декабря 2009 года по 1 марта 2023 статус принадлежал Арбатско-Покровской линии). На ней осуществляется круговое движение и имеется вилочное ответвление от «Хорошёвской» до «Делового центра», которое в перспективе преобразуется в перегон «Шелепиха» — «Деловой центр» строящейся Рублёво-Архангельской линии и служебную соединительную ветвь «Хорошёвская» — «Шелепиха», в связи с чем будут временно закрыты станции «Шелепиха» и «Деловой центр». Департаментом транспорта предлагается сделать это в I квартале 2024 года[7]. На схемах обозначается бирюзовым цветом и номером для основного маршрута и  — для участка с вилочным ответвлением от «Савёловской» до «Делового центра».

Описание

Является крупнейшим в мире реализованным проектом в метростроительной отрасли[8], после открытия стала самой длинной кольцевой линией метро в мире[9][10], опередив по этому показателю линию № 10 Пекинского метрополитена  (англ.) — длина Большой кольцевой линии составляет 57,5 километров[11][12][13][14], при этом в большинстве СМИ указана длина от 70 до 72 км[15][16][17] с учётом ответвления до станции «Деловой центр», а также служебных соединительных ветвей и парковых путей в электродепо[13], по которым пассажирское движение не осуществляется. Открытие последних 9 станций, расположенных на северном и юго-восточном участках линии, состоялось 1 марта 2023 года.

В состав линии входит 31 станция (из которых 29 расположены на самом кольце, а две — на ответвлении до станции «Деловой центр», временно включённом в состав линии), в том числе станции упразднённой Каховской линии[18][19]. В составе линии эксплуатируется участок длиной 4,8 километра с двумя станциями («Деловой центр» и «Шелепиха»), которые после постройки участка «Шелепиха» — «Бульвар Карбышева» перейдут в состав Рублёво-Архангельской линии, в связи с чем осенью 2023 года[13] будут временно закрыты[20].

Участки тоннелей «Аминьевская» — «Мнёвники» и «Текстильщики» — «Каширская» сделаны двухпутными (их проходка осуществлялась проходческими щитами диаметром 10 метров), на остальных участках — однопутными (проходились щитами диаметром 6 метров)[21]. В строительстве принимала участие компания «Метрострой»[22], 31 августа 2021 года, по предположениям СМИ, обанкроченная правительством Санкт-Петербурга. Правительством города совместно с группой ВТБ создано новое предприятие «Метрострой Северной Столицы»[23][24][25][26].

На линии имеется 252 эскалатора, самый большой на «Марьиной Роще» — 130 метров[27].

Название

При проектировании линия именовалась «Третьим пересадочным контуром». Это было связано с тем, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия[28]. Выбор эксплуатационного (официального) названия линии был осуществлён по итогам голосования, проведённого на портале «Активный гражданин»[29], в котором победил и был поддержан мэром Москвы Сергеем Собяниным[30] вариант «Большая кольцевая линия»[31].

Номер

На схемах метро Большая кольцевая линия обозначается бирюзовым цветом (в проекте также — чёрным[32]) и числами: для основной трассы и  — для ответвления от «Хорошёвской» до «Делового центра». Ранее номер (а в 2018—2019 годах — номер ) на схеме имела Каховская линия, которая стала частью Большой кольцевой и является её старейшим участком.

Участок Большой кольцевой линии от станции «Шелепиха» до станции «Савёловская» с 2018 по 2020 год был обозначен также жёлтым цветом и номером , поскольку использовался в совместном маршрутном движении с Солнцевской линией[33].

Участок Большой кольцевой линии от станции «Нижегородская» до станции «Электрозаводская» обозначался на схемах розовым цветом и номером , так как в 2020—2023 годах временно эксплуатировался в составе Некрасовской линии[34]. С момента перехода участка в состав этой линии он, как и вся линия, эксплуатируется под номером .

История

Ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой линии[35].

Медальон на путевой стене «Курской»

На станции метро «Курская» расположена памятная доска с надписью «Курская большого кольца 1945—1949»[36]. Дело в том, что в то время проектировалось и малое кольцо, которое должно было пройти под Бульварным кольцом, причём движение должно было осуществляться частично по нынешней Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиям, ответвляясь к собственным станциям, известным как «Полянка» и «Трубная». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались[36].

Первый участок будущей Большой кольцевой линии «Каширская» — «Каховская» был открыт 11 августа 1969 года в составе Горьковско-Замоскворецкой линии. Впоследствии из-за чрезмерной загруженности, вызванной действовавшим тогда вилочным движением, был преобразован в отдельную, ныне упразднённую, Каховскую линию[3].

По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включить Каховскую линию и участок Кировско-Фрунзенской линии «Черкизовская» — «Улица Подбельского»[36] (введён в эксплуатацию 1 августа 1990 года). Задел под этот проект хорошо виден на перегоне «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского». Пара тоннелей с проложенными в них рельсами, не доходящими до основной ветки, видна в тоннеле к центру. Это задел под станцию «Черкизовская-2». Существующая «Черкизовская» должна была отойти к новой кольцевой линии[37]. Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию большого кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское Поле»[38] и «Кузьминки»[37].

В итоге проект был отложен на неопределённый срок, так как после включения в 1960 году в состав Москвы новых территорий в пределах МКАД, где началось строительство новых микрорайонов, возникла первостепенная необходимость обеспечить транспортные связи новостроек с центром города, в связи с чем основной задачей метростроевцев стало возведение радиальных линий[37].

Во второй половине 1980-х годов возник проект создания четырёх хордовых линий[39], однако перевес получила идея «кольца»[40].

Во второй половине 2000-х годов было предложено вернуться к проекту хордовых линий, расположенных в центральной части на расстоянии 1—3 станций от существующей Кольцевой линии и связанных между собой пересадками[39]. Ходынская линия задумывалась как первый участок, проходящий от станции «Выставочная» через станции «Полежаевская» и «Динамо» к «Савёловской»[41]. В 2006 году начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев ввёл в употребление название «Третий пересадочный контур». Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась Кольцевая линия[36].

12 февраля 2011 года было предложено построить станции «Пресня», «Шелепиха» и «Мнёвники» только в конструкциях в связи с их расположением в промзоне[42][43], а 21 февраля было подтверждено, что Некрасовская линия станет составной частью новой линии и будет состыкована с ней на станции «Нижегородская»[44].

Летом 2011 года были разработаны проекты станций первой очереди — планировалось, что все они будут иметь типовую конструкцию, но различаться цветовой гаммой и деталями оформления[45].

В октябре 2011 года «Метрогипротранс» представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца метрополитена, по которому северная часть Третьего пересадочного контура будет объединена с южной частью Большого кольца (в этот участок, в частности, входит Каховская линия)[41][46][47]. По планам 2014 года Большая кольцевая линия планировалась в виде кольца с ответвлениями в сторону «Делового центра» и «Некрасовки».

В сентябре 2014 года решение было окончательно принято в пользу кольцевого движения, «поскольку организация хордового слишком затратна как с финансовой, так и с организационной точки зрения».

Разработка вариантов трассировки линий метро, отбор локаций для размещения станций и обустройства пересадочных узлов соответствует развитию особенностей городской среды Москвы. Маршрут БКЛ был проложен с учётом планировочных, градостроительных и инженерных ограничений[48].

Первый участок заново спроектированного кольца «Петровский парк» — «Деловой центр» протяжённостью 10,5 километра с пятью станциями был открыт 26 февраля 2018 года[1]. Проектированием занимались российские компании «Метрогипротранс», «Мосинжпроект» и испанская «Brusten»[49].

После открытия северного участка линии рассматривалась организация временного маршрутного движения от «Некрасовки» до «Рассказовки». В этом случае Некрасовская линия, верхний полукруг Большой кольцевой и Солнцевская линия вместе образовывали бы самый длинный маршрут метро в Европе, длиной около 70 км[50].

Полностью Большая кольцевая линия была открыта 1 марта 2023 года, запущено движение на 9 станциях: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская»[51].

Сложности со сроками строительства

Сроки сдачи как первой очереди Большой кольцевой линии, так и всей линии в целом неоднократно переносились[52]. Во многом это связано с техническими сложностями при прокладке линии. По словам Марса Газизуллина:[уточнить] «С технической точки зрения каждая строительная площадка БКЛ является неповторимой. Строить новую кольцевую линию из-за достаточно мелкого заложения станций зачастую приходится в условиях непростой гидрогеологии, в водонасыщенных грунтах. Кроме того, при прохождении тоннелей приходится учитывать уже существующие подземные сооружения и коммуникации. Для этого действует специальная система подземного мониторинга, с помощью которой разрабатываются комплексные предупреждающие мероприятия, чтобы при строительстве новых тоннелей метро существующие остались в целости и сохранности»[37].

В конце 2009 года было заявлено, что строительство первой очереди Большой кольцевой линии (Ходынской линии) предполагалось провести в трёхлетний срок, со сдачей проекта к 2015 году[53].

Летом 2011 года были опубликованы новые планы, согласно которым первую очередь линии планировалось построить к 2014 году[45].

ГАУ «Институт Генплана Москвы» в период 2012—2017 годы разработал проекты планировки на все участки линии ТПК общей протяженностью около 63 км с размещением 31 станции, в том числе и на первоочередной участок линии от станции «Деловой Центр» до проектируемой станции «Нижняя Масловка», утвержденный постановлением Правительства Москвы в 2012 г.[54] За время работы над проектом специалисты Института разработали 23 проекта планировки территорий, связанных с БКЛ[55].

Согласно планам 2012 года, первый участок Большой кольцевой линии планировалось открыть в декабре 2015 года, а построить линию полностью предполагалось к 2019 году. В мае 2012 года были планы построить к 2015 году участок «Хорошёвская» — «Кунцевская»[56].

По состоянию на 2015 год, в 2017—2018 годах планировалось построить 15 станций, в том числе запустить движение на участке от станции «Деловой центр» до станции «Савёловская» (протяжённость участка 12,4 км)[57]. В августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год[58].

В марте 2017 года открытие первого участка Большой кольцевой линии планировалось на лето того же года, в апреле — на осень, осенью — на конец года, в декабре его перенесли на начало 2018 года[52].

В январе 2018 года пуск первого участка был назначен на конец февраля (и 26 февраля 2018 года пуск этого участка был совершён), а срок завершения строительства всей линии сместился на 2021—2022 годы[59].

В июне 2018 года пуск всего северо-восточного участка от «Нижегородской» до «Савёловской» был перенесён на 2021 год[60], причём промежуточные станции «Рижская» и «Марьина Роща», по состоянию на 2019 год, планировалось открыть ещё позже, в 2022 году[61]. В ноябре 2020 года пуск северо-восточного участка от «Электрозаводской» до «Савёловской» был назначен уже на 2022 год (без открытия промежуточных станций на действующем участке)[62].

7 декабря 2021 года было открыто движение от станции «Мнёвники» до станции «Каховская»[63].

Открытие оставшихся участков (от «Нижегородской» до «Каховской», и от «Савёловской» до «Электрозаводской») состоялось 1 марта 2023 года[64].

Строительство

Техническое открытие и поездка делегации мэра Москвы на автомотрисе СМДК-Мтр по первому участку линии

Строительством управляет инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — оператор программы развития московского метро[65].

Подробная информация о строительстве конкретных станций доступна в статьях, посвящённых этим станциям.

2011—2016

  • Ноябрь 2011 года — началось строительство первого участка Большой кольцевой линии[66].
  • Апрель 2013 года — на 24 площадках первоочередного участка линии протяжённостью 13,7 км работали 1400 человек и 3 тоннелепроходческих комплекса[67].
  • 26 января 2016 года — началось строительство второго участка Большой кольцевой линии от «Электрозаводской» до «Авиамоторной»[68].

2017

2018

Строительство станции Текстильщики БКЛ (ТПК), информационный щит 2018

2019

  • 25 января — при проходке тоннеля между «Текстильщиками» и «Нижегородской» произошёл прорыв несвязного грунта, что вызвало появление крупных трещин в здании автобазы на 2-м Грайвороновском проезде[76].
  • С 16 по 22 февраля был закрыт участок Сокольнической линии от станции «Бульвар Рокоссовского» до станции «Комсомольская» для проходки левого перегонного тоннеля БКЛ под станцией «Сокольники»[77].
  • 2 марта — завершено строительство тоннелей под рекой Москвой на перегоне от станции «Мнёвники» до станции «Народное Ополчение»[78].
  • 30 марта — закрытие на реконструкцию станции «Каховская» для последующего включения её в состав Большой кольцевой линии[79].
  • С 30 марта по 5 апреля был вновь закрыт участок Сокольнической линии от станции «Бульвар Рокоссовского» до станции «Комсомольская» для проходки правого перегонного тоннеля БКЛ под станцией «Сокольники»[77].
  • 24 июня — проходка правого тоннеля между станциями «Воронцовская» и «Новаторская» завершена[80].
  • 26 октября — закрытие на реконструкцию станций «Варшавская» и частично «Каширская» для последующего включения их в состав Большой кольцевой линии[81].
  • 16 декабря — завершено строительство тоннеля между станциями «Проспект Вернадского» и «Новаторская»[82].

2020

  • 2 января — начата проходка левого тоннеля на южном участке от «Зюзино» до «Воронцовской», также в этот день состоялся технический пуск участка «Нижегородская» — «Лефортово», который временно будет работать в составе Некрасовской линии[83].
  • 27 января — строители приступили к проходке двухпутного перегонного тоннеля от станции «Текстильщики» до «Печатников» Большой кольцевой линии метрополитена[84]. Длина перегона — 1308 метров[85].
  • 25 февраля — начата проходка двухпутного перегонного тоннеля от станции «Мнёвники» до станции «Кунцевская»[86].
  • 27 марта — открытие участка «Нижегородская» — «Лефортово» временно в составе Некрасовской линии[87].
  • 22 августа — закрытие на реконструкцию станции «Рижская» Калужско-Рижской линии для замены эскалаторов[88] и подготовки создания крупного транспортно-пересадочного узла, в частности — пересадки на одноимённую станцию Большой кольцевой линии.
Работы на месте провала грунта при строительстве перегона Большой кольцевой линии «Хорошёвская» — «Улица Народного Ополчения» 2—3 августа 2020 года[89][90][91]
Тоннелепроходческий щит на завершении строительства одного из участков Большой кольцевой линии
  • С 12 сентября 2020 по 8 февраля 2021 года на станции «Каширская» Замоскворецкой линии не останавливались поезда при движении «из центра» для реконструкции западного зала станции и последующего включения её в состав Большой кольцевой линии[92][93].
  • C 26 сентября по 5 октября был закрыт участок Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Молодёжная» для строительства западного участка Большой кольцевой линии[94].
  • 30 сентября — завершение прокладки последнего глубокого тоннеля на северо-восточном участке БКЛ: левого перегонного тоннеля от станции «Лефортово» до станции «Рижская»[95].
  • 28 октября — ТПМК «Виктория» завершил проходку перегонного тоннеля между станциями «Текстильщики» и «Печатники»[85][96].
  • С 12 по 14 декабря участок «Нижегородская» — «Лефортово» и с 12 по 21 декабря участок «Шелепиха» — «Хорошёвская» были закрыты для подготовки к открытию станций «Электрозаводская», «Народное Ополчение» и «Мнёвники»[97]. На время перекрытий были организованы компенсационные автобусы, а участок «ЦСКА» — «Савёловская» обслуживался двумя челноками. С 12 декабря прекращено совместное функционирование БКЛ и Солнцевской линии. С 22 декабря поезда ходят между «Савёловской» и «Деловым центром» БКЛ[98].
  • 24 декабря — завершена проходка правого тоннеля соединительной ветви от электродепо «Замоскворецкое» до демонтажно-щитовой камеры на реконструируемом перегоне между станциями «Каховская» и «Варшавская»[99].

2021

  • С 23 января по 3 февраля был закрыт участок Калужско-Рижской линии от станции «Беляево» до станции «Новые Черёмушки» для прокладки тоннеля Большой кольцевой линии[100][101].
  • 28 января — завершилась проходка правого перегонного тоннеля между станциями «Зюзино» и «Воронцовская»[102].
  • 30 января — оба тоннеля между станциями «Текстильщики» и «Нижегородская» готовы[103].
  • 8 февраля — открытие после реконструкции западной платформы станции «Каширская» при движении «из центра»[104].
  • С 9 февраля по 31 августа на станции «Каширская» поезда не останавливались по направлению «в центр» для реконструкции восточного зала станции[105][106].
  • 10 марта — началась проходка двухпутного тоннеля между станциями «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар»[107].
  • 12 марта — начато строительство левого тоннеля соединительной ветви от электродепо «Замоскворецкое» до демонтажно-щитовой камеры на перегоне между станциями «Каховская» и «Варшавская»[108].
  • С 20 по 30 марта был закрыт участок Калужско-Рижской линии от станции «Беляево» до станции «Новые Черёмушки» для продолжения прокладки тоннеля Большой кольцевой линии и строительства станции «Воронцовская»[109][110]. В этот промежуток была завершена проходка левого перегонного тоннеля между станциями «Зюзино» и «Воронцовская», завершающего на южном участке БКЛ[111].
  • 23 апреля — началось строительство последнего двухпутного тоннеля на БКЛ между станциями «Печатники» и «Нагатинский Затон»[112].
  • С 1 по 13 мая был закрыт участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Дубровка» до станции «Волжская» для прокладки тоннеля БКЛ между станциями «Печатники» и «Нагатинский Затон»[113][114].
  • 21 мая — завершена проходка двухпутного перегона между станцией «Давыдково» и переходной камерой у станции «Аминьевская»[115].
  • 18 июня — начата облицовка пассажирских зон на станциях южного участка БКЛ[116].
  • 7 июля — начато строительство соединительной ветви между БКЛ (переходной камерой у станции «Аминьевская») и электродепо «Аминьевское»[117].
  • 14 июля — завершена проходка двухпутного тоннеля от станции «Кленовый бульвар» до демонтажной камеры около станции «Каширская»[118].
  • С 17 по 26 июля был закрыт участок Сокольнической линии от станции «Спортивная» до станции «Тропарёво» для строительства пересадки между станциями «Проспект Вернадского» Сокольнической и Большой кольцевой линий[119][120]. С 26 июля по 8 августа был закрыт участок от станции «Университет» до станции «Юго-Западная». С 9 по 22 августа движение на Сокольнической линии восстановлено, но станцию «Проспект Вернадского» поезда проезжали без остановки.
  • 29 июля — проходка второго тоннеля между депо «Замоскворецкое» и БКЛ завершена[121].
  • 22 августа — между станциями «Каширская» и «Кленовый бульвар» стартовала проходка последнего, 70-го тоннеля БКЛ[122].
  • С 11 по 18 сентября — мэр Москвы Сергей Собянин провёл технические пуски участков БКЛ от станции «Мнёвники» до станции «Каховская»[123][124][125].
  • 9 октября — завершена проходка правого перегонного тоннеля между станцией «Каширская» и переходной камерой у станции «Кленовый бульвар»[126].
  • С 29 по 31 октября — закрыты станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» для подключения нового участка до «Каховской»[127][128].
  • 29 ноября — завершилась проходка 68 тоннеля (1692 м) на перегоне «Печатники» — «Нагатинский затон»[129].
  • 13 декабря — готов 69 тоннель (954 м)[129] от камеры при станции «Кленовый бульвар» к «Каширская»[130].
  • 16 декабря — в связи с провалом грунта возле котлована станции «Кленовый бульвар» произведена аварийная сбойка последнего перегонного 70 тоннеля, 1225 м,[129] щитом произведшего проходку со стороны «Нагатинского затона».[источник не указан 686 дней]Видео[131].
  • 29 декабря — полностью закончены проходческие работы на всём 143-километровом участке пути[132][133].

2022

  • 5 января — началось строительство пересадки со станции «Текстильщики» Большой кольцевой линии на одноимённую станцию Таганско-Краснопресненской линии[134].
  • 17 марта — на станции «Печатники» началось строительство пересадки на Люблинско-Дмитровскую линию[135].
  • 25 марта — закончены монолитные работы на станции «Кленовый бульвар»[136].
  • 28 июня — на все станции восточного участка БКЛ подана электроэнергия[137][138].
  • 30 ноября — технический пуск участка линии от станции «Электрозаводская» до станции «Савёловская»[139][140].
  • 14 декабря — технический пуск участка линии от станции «Каховская» до станции «Каширская»[141].
  • 30 декабря — технический пуск участка линии от станции «Каширская» до станции «Нижегородская»[142].

2023

  • 1 марта — открытие оставшихся участков линии и запуск полноценного кольцевого движения с пассажирами[143].

Ввод в действие

Станции

Список может быть отсортирован по названиям станций в алфавитном порядке, а также по их характеристикам. Интерактивную карту можно вызвать нажатием на ссылку в графе «Координаты».
Название станции
Прежние названия
Дата
открытия
Пере-
садки
Глубина,
м[151]
Тип конструкции Координаты Вид станции
Шелепиха 26 февраля 2018 −18 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Деловой центр 26 февраля 2018 −25 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Савёловская 30 декабря 2018 −65 пилонная
глубокого заложения
трёхсводчатая
Петровский парк 26 февраля 2018 −25 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
ЦСКА 26 февраля 2018 −28 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Хорошёвская 26 февраля 2018 −21 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Народное Ополчение 1 апреля 2021 −28 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Мнёвники 1 апреля 2021 −27 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Терехово 7 декабря 2021 −22 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
с береговыми платформами
Кунцевская 7 декабря 2021 −31,2 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
с береговыми платформами
Давыдково 7 декабря 2021 −33 колонная
мелкого заложения
двухпролётная
с береговыми платформами
Аминьевская 7 декабря 2021 −14 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Мичуринский проспект 7 декабря 2021 −19 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Проспект Вернадского 7 декабря 2021 −16 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Новаторская 7 декабря 2021 −11 колонная
мелкого заложения
двухпролётная
Воронцовская 7 декабря 2021 −21 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Зюзино 7 декабря 2021 −17,5 колонная
мелкого заложения
двухпролётная
Каховская 11 августа 1969 −8 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Варшавская 11 августа 1969 −9 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Каширская 11 августа 1969 −7 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Кленовый бульвар 1 марта 2023 −24,3 колонная
мелкого заложения
с береговыми платформами
Нагатинский Затон 1 марта 2023 −27 колонная
мелкого заложения
с береговыми платформами
Печатники 1 марта 2023 −30 колонная
мелкого заложения
с береговыми платформами
Текстильщики 1 марта 2023 −22 колонная
мелкого заложения
с береговыми платформами
Нижегородская 27 марта 2020 −21,8 колонная
мелкого заложения
пятипролётная
Авиамоторная 27 марта 2020 −19,4 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Лефортово 27 марта 2020 −26 колонная
мелкого заложения
двухпролётная
Электрозаводская 31 декабря 2020 −20 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Сокольники 1 марта 2023 −34 колонная
мелкого заложения
трёхпролётная
Рижская 1 марта 2023 −63,5 пилонная
глубокого заложения
трёхсводчатая
Марьина Роща 1 марта 2023 −74 пилонная
глубокого заложения
трёхсводчатая

Пассажиропоток

За первую неделю работы введённым в 2018 году участком БКЛ воспользовались 280 тысяч человек[152], за две недели участком БКЛ воспользовались 850 тысяч человек[153].

С момента открытия по 27 июля 2018 года суммарный пассажиропоток составил более 7,5 миллионов человек[154], по 28 сентября — более 11 миллионов человек[4].

Суточный пассажиропоток по будням в первые дни работы стартового участка составлял 46 тысяч человек в день, к концу сентября 2018 года он превысил 73,4 тысячи человек в день[4].

За первый год перевезено более 22 миллионов пассажиров.

За два года с момента открытия перевезено 58 миллионов пассажиров, суточный поток достиг 110—130 тысяч человек[155].

По имеющимся расчётам, после окончания строительства БКЛ и её полного замыкания на других линиях метро станет свободнее на 10—30 % от общего числа пассажиров, 3,3 млн жителей города получат станции метро в пешей доступности и смогут экономить до 30 минут в дороге[156].

С момента открытия в апреле 2021 года станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники» приняли почти 2,4 миллиона пассажиров[157].

В первые дни после открытия западного участка БКЛ, 7—9 декабря 2021 года, на новом участке БКЛ побывало около 320 тысяч человек[158].

1 марта 2023 года, в первые часы после открытия последнего участка БКЛ, пассажиропоток на линии составил около 190 тыс. человек. Больше всего пассажиров приняли станции «Марьина Роща», «Сокольники» и «Текстильщики»[159]. По информации Департамента транспорта Москвы, вечером 1 марта наблюдались заторы на пересадках, особенно с «Воронцовской» на «Калужскую»[160].

За первый месяц, март 2023 года, на БКЛ более 26,5 миллионов поездок[161].

За два месяца на БКЛ 53,4 миллиона поездок[162].

За полгода 156 миллионов поездок[163].

Электродепо

Электродепо Период
ТЧ-3 «Измайлово» 26 февраля 2018 — 30 августа 2018
ТЧ-18 «Солнцево» 30 августа 2018 — 7 декабря 2021
ТЧ-7 «Замоскворецкое» с 7 декабря 2021 года
ТЧ-21 «Нижегородское» с 20 февраля 2023 года
ТЧ-22 «Аминьевское» с 2023 года (строится)

Изначально планировалось, что обслуживать Большую кольцевую линию будет электродепо «Хорошёво»[164], которое хотели построить вблизи Хорошёвского шоссе. Но власти не смогли договориться с собственником площадки под это депо, и в официальных планах 2012 года депо «Хорошёво» уже не значилось[165]. С ноября 2012 года рассматривалась возможность использовать для обслуживания Большой кольцевой линии электродепо «Фили», для этого были запроектированы две однопутные служебные соединительные ветви, однако спустя 2 года от этого варианта решено было отказаться. В 2015 году в проект первой очереди Большой кольцевой линии была добавлена вторая соединительная ветвь на Солнцевскую линию для совместной эксплуатации двух линий. В 2018 году выдача составов на объединённую линию производилась из электродепо «Измайлово» по съездам к западу от станции «Парк Победы». После открытия электродепо «Солнцево» депо «Измайлово» прекратило обслуживать Большую кольцевую линию; его функции взяло на себя нововведённое депо. С 7 декабря 2021 года БКЛ обслуживает электродепо «Замоскворецкое», для этого была завершена реконструкция 2 пути перегона Варшавская — Каховская и на самой станции «Варшавская» с отделкой путевой стены. К концу ноября 2021 года достроены пути к депо «Нижегородское», запущенному 20 февраля 2023 года. В 2024 году заработает новое депо «Аминьевское»[166].

Подвижной состав

Видеообзор станций северо-западного участка Большой кольцевой линии. Прибытие, отправление и поездка на электропоездах 81-760/761 «Ока»

Количество вагонов в поезде

Количество Период
7 26 февраля 2018 — 14 октября 2018
12 апреля 2022 — 8 января 2023 (временно переданные составы с Кольцевой линии, в связи с ремонтом в депо «Красная Пресня»[167])
8 с 30 августа 2018

Тип подвижного состава

Тип Период
81-760/761 «Ока» февраль 2018 — ноябрь 2021
81-760А/761А/763А «Ока» ноябрь 2018 — ноябрь 2021
81-765.4/766.4/767.4 «Москва 2019» ноябрь 2019 — октябрь 2021, март 2023 — май 2023
81-765/766/767 «Москва» декабрь 2020 — ноябрь 2021, март 2023 — май 2023
81-765.3/766.3/767.3 «Москва» декабрь 2018 — ноябрь 2021, март 2023 — май 2023
81-775/776/777 «Москва 2020» с октября 2021

Перспективы развития

В I квартале 2024 года планируется ликвидация вилочного движения[168][169] в связи со строительством Рублёво-Архангельской линии и затем интеграцией ответвления в неё, что упростит организацию движения на кольце и позволит повысить парность как на нём, так и на участке, который сейчас является ответвлением.

Рассматриваются проекты размыкания кольца с интеграцией части проектируемых линий в «среднее кольцо» (весь север БКЛ и часть Солнцевской линии, северная часть Троицкой линии, в будущем — Троицко-Некрасовской[170]), а части — в «большое кольцо» (весь юг БКЛ, новопостроенные участки на севере через Коптево и Останкино, концевой участок Сокольнической линии с её продлением на восток). Ожидается, что их реализация начнётся одновременно с утверждением проекта центрального участка Калининско-Солнцевской линии, однако проект не предусмотрен утверждённой программой строительства[171]. План «большого кольца» примерно соответствует Генеральному плану 1971 года, который не был реализован, и предложению Марата Хуснуллина от 2016 года.

Парад поездов

13—14 мая 2023 года, в рамках празднования 88-летия со дня открытия Московского метрополитена, на линии впервые организовали парад поездов, который ранее, в 2015—2022 гг., ежегодно проходил на Кольцевой линии[172]. Во втором параде[173] на БКЛ 8—9 июля в честь Дня Московского транспорта «участником» впервые[174][175][176][177][178][179][180] стал состав из вагонов 81-717.6/714.6[181].

Парад поездов на Большой кольцевой линии 13 мая 2023 года

Участниками парада стали составы из вагонов следующих моделей[182]:

Тип Кол-во
вагонов
1 81-717.5А/714.5А (ретропоезд «Сокольники») 7[183]
2 Еж3/Ем-508Т 7[184]
3 81-717.5М/714.5М 8
4 81-717.6/714.6[комм. 2] 8
5 81-740.4/741.4 «Русич» 5×2
6 81-760/761 «Ока» 8
7 81-765/766/767 «Москва» 8
8 81-775/776/777 «Москва-2020» 8

Парад также впервые проводился 9—10 сентября 2023 года в честь Дня города[185], однако вагоны 81-717.6/714.6 «участия» в нём, в отличие от одного из предыдущих парадов 8—9 июля, уже не принимали[186].

Средства сигнализации и связи

В качестве основного[187] средства сигнализации на линии используется система АЛС-АРС[188] без автостопов и защитных участков с нормально отключенными светофорами автоматического действия[189]. Резервное (дополнительное) средство сигнализации — автоблокировка без автостопов и защитных участков. Используется для проезда подвижного состава с необорудованными/неисправными/отключенными устройствами АЛС-АРС[190].

На линии планируется использование системы автоведения[191].

 
Мичуринский проспект
Проспект Вернадского
Новаторская
отстойный тупик
Воронцовская
Зюзино
оборотные тупики
Каховская
Варшавская
Каширская
бывший оборотный тупик Каховской линии
Кленовый бульвар
ПТО
Нагатинский Затон
Печатники
Текстильщики
Нижегородская
Авиамоторная
Лефортово
оборотный тупик
Электрозаводская
Сокольники
Рижская
Марьина Роща
оборотный тупик
Савёловская
Петровский парк
ЦСКА
Хорошёвская
оборотные тупики
Шелепиха
оборотный тупик
Деловой центр
оборотный тупик
планируемая Бирюлёвская линия
Народное Ополчение
Мнёвники
ПТО с оборотными тупиками
Терехово
Кунцевская
Давыдково
Аминьевская

На пяти станциях линии весной 2023 года после тестирования была внедрена технология 5G[192][193].

Происшествия

13 марта 2023 года в 10 часов утра на перегоне между станциями «Мичуринский проспект» и «Аминьевская» произошёл выброс плывуна из-за бурильных работ, проводившихся на поверхности земли компанией «Донстрой». В результате было остановлено движение поездов между станциями «Новаторская» и «Аминьевская»[194], движения не было около двух часов[195]. Причиной происшествия послужило отсутствие строительного контроля и согласования работ с Московским метрополитеном[196]. По факту аварии следственным комитетом было возбуждено уголовное дело[197].

См. также

Примечания

  1. ↑ Архивировано 22 ноября 2021 года.
  2. участок «Каховская» — «Каширская»
  3. 1 2 Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ Москвоведение; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с.
  4. ↑ Архивировано 1 октября 2018 года.
  5. Архивировано 27 января 2018 года.
  6. Станции Большой кольцевой линии метро выбрали название. Архивировано 19 января 2018 года.
  7. Закрытие участка «Хорошёвская» — «Шелепиха».
  8. Архивировано 5 ноября 2022 года.
  9. Архивировано 26 февраля 2023 года.
  10. Архивировано 7 декабря 2021 года.
  11. Архивировано 2 марта 2023 года.
  12. Архивировано 27 марта 2023 года.
  13. ↑ Архивировано 31 марта 2023 года.
  14. Архивировано 27 марта 2023 года.
  15. Архивировано 2 марта 2023 года.
  16. Архивировано 29 марта 2023 года.
  17. Архивировано 14 марта 2023 года.
  18. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  19. Большая кольцевая линия московского метро замкнется в 2022 году. «Московский день». Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 27 февраля 2018 года.
  20. Архивировано 9 марта 2023 года.
  21. БКЛ (Большая кольцевая линия) : Крупнейший в мире проект в области метростроения. — Дата обращения: 14.12.2022.
  22. Архивировано 14 мая 2022 года.
  23. Архивировано 3 апреля 2023 года.
  24. Архивировано 3 апреля 2023 года.
  25. Архивировано 3 апреля 2023 года.
  26. Архивировано 8 февраля 2023 года.
  27. Архивировано 25 марта 2023 года.
  28. Третий не лишний (недоступная ссылка — ). Московская перспектива (28 июня 2011). Дата обращения: 7 августа 2012.
  29. Архивировано 15 сентября 2017 года.
  30. Архивировано 26 апреля 2022 года.
  31. Архивировано 28 декабря 2017 года.
  32. Архивировано 30 марта 2019 года.
  33. Метрострой – летопись метростроения в России за 2018 г. www.rosmetrostroy.ru. Дата обращения: 7 ноября 2022. Архивировано 7 ноября 2022 года.
  34. оригинала 22 июня 2019 года.
  35. Архивировано 29 мая 2022 года.
  36. ↑ Архивировано 3 февраля 2020 года.
  37. ↑ Архивировано 23 марта 2019 года.
  38. оригинала 13 октября 2010 года.
  39. ↑ Столичное метро переходит на хордовую систему. Архивировано 22 декабря 2012 года.
  40. Андрей Бочкарев опроверг слухи об отказе от строительства новой кольцевой линии метро. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  41. ↑ Перспективная схема Московского метро. Официальный сайт правительства Москвы. Дата обращения: 13 июля 2011. Архивировано 28 марта 2012 года.
  42. оригинала 25 апреля 2012 года.
  43. Архивировано 26 октября 2019 года.
  44. Архивировано 6 августа 2020 года.
  45. ↑ Третьему контуру московского метро разработали оформление. Архивировано 29 декабря 2011 года.
  46. Архивировано 26 октября 2019 года.
  47. оригинала 21 января 2012 года.
  48. Архивировано 30 сентября 2022 года.
  49. Архивировано 8 марта 2023 года.
  50. Архивировано 14 июня 2021 года.
  51. Архивировано 11 марта 2023 года.
  52. ↑ Архивировано 13 января 2018 года.
  53. Линии развития Метро. Архивировано 24 августа 2009 года. — газета «Метростроевец» от 2009 года.
  54. Третий пересадочный контур — Большая кольцевая линия (рус.). genplanmos.ru (28 февраля 2018). Дата обращения: 11 октября 2023.
  55. Большая кольцевая линия метро (рус.). genplanmos.ru. Дата обращения: 11 октября 2023.
  56. оригинала 15 мая 2012 года.
  57. Пятнадцать станций ТПК метро Москвы планируется построить в 2017-2018 гг. РИА Новости. Недвижимость (15 октября 2015). Дата обращения: 20 марта 2021.
  58. Архивировано 25 июля 2019 года.
  59. Архивировано 26 февраля 2018 года.
  60. Архивировано 30 июня 2018 года.
  61. Архивировано 10 января 2019 года.
  62. Архивировано 22 января 2021 года.
  63. ↑ Архивировано 8 декабря 2021 года.
  64. ↑ Путин и Собянин открыли Большое кольцо метро, Комплекс градостроительной полики и строительства города Москвы.
  65. Архивировано 24 января 2022 года.
  66. Третий пересадочный контур. Метрострой (май 2012). Дата обращения: 14 августа 2012. Архивировано 2 августа 2012 года.
  67. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  68. Второй участок Третьего пересадочного контура столичного метро откроется в 2018 году. «Архивировано 4 февраля 2016 года.
  69. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  70. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  71. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  72. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  73. Архивировано 28 сентября 2017 года.
  74. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  75. Архивировано 1 августа 2018 года.
  76. Архивировано 20 апреля 2019 года.
  77. ↑ Архивировано 11 июля 2021 года.
  78. Архивировано 6 марта 2019 года.
  79. Архивировано 1 января 2020 года.
  80. Архивировано 25 июня 2019 года.
  81. Архивировано 6 августа 2020 года.
  82. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  83. Архивировано 23 апреля 2020 года.
  84. Архивировано 17 октября 2020 года.
  85. ↑ Архивировано 2 мая 2021 года.
  86. Архивировано 9 июня 2021 года.
  87. ↑ Архивировано 9 декабря 2021 года.
  88. Архивировано 2 мая 2021 года.
  89. Архивировано 24 марта 2021 года.
  90. Архивировано 3 октября 2020 года.
  91. Архивировано 8 января 2021 года.
  92. Архивировано 11 апреля 2021 года.
  93. Архивировано 6 марта 2021 года.
  94. Архивировано 20 января 2021 года.
  95. Архивировано 26 октября 2020 года.
  96. Архивировано 2 ноября 2020 года.
  97. Архивировано 6 июля 2018 года.
  98. Архивировано 3 марта 2021 года.
  99. Архивировано 2 мая 2021 года.
  100. Архивировано 11 мая 2021 года.
  101. Архивировано 2 марта 2021 года.
  102. Архивировано 27 февраля 2021 года.
  103. Архивировано 7 февраля 2021 года.
  104. Архивировано 23 августа 2021 года.
  105. Архивировано 2 марта 2021 года.
  106. Архивировано 31 августа 2021 года.
  107. Архивировано 10 марта 2021 года.
  108. Архивировано 2 мая 2021 года.
  109. Временно закрыт участок Калужско-Рижской линии метро. Официальный сайт Мэра Москвы (20 марта 2021). Дата обращения: 20 марта 2021.
  110. Архивировано 13 мая 2021 года.
  111. Архивировано 30 марта 2021 года.
  112. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  113. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  114. Архивировано 13 мая 2021 года.
  115. Архивировано 21 мая 2021 года.
  116. Архивировано 9 июля 2021 года.
  117. Архивировано 7 июля 2021 года.
  118. Архивировано 16 июля 2021 года.
  119. Архивировано 11 июля 2021 года.
  120. Архивировано 27 июля 2021 года.
  121. Архивировано 1 августа 2021 года.
  122. Архивировано 22 августа 2021 года.
  123. Архивировано 15 сентября 2021 года.
  124. Архивировано 16 сентября 2021 года.
  125. Архивировано 18 сентября 2021 года.
  126. Архивировано 10 октября 2021 года.
  127. Архивировано 26 октября 2021 года.
  128. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  129. ↑ Архивировано 17 декабря 2021 года.
  130. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. — 2021. — 13 декабря. — Дата обращения: 13.12.2021.
  131. Архивировано 16 декабря 2021 года.
  132. Архивировано 29 декабря 2021 года.
  133. Архивировано 29 декабря 2021 года.
  134. Архивировано 9 января 2022 года.
  135. Начинается сооружение пересадочного узла, который соединит станции «Печатники» Большой кольцевой и Люблинско-Дмитровской линий метро
  136. Готовы основные конструкции станции «Кленовый бульвар» восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро
  137. Архивировано 1 сентября 2022 года.
  138. Архивировано 28 июня 2022 года.
  139. Архивировано 1 декабря 2022 года.
  140. В Москве провели технический пуск северо-восточного участка БКЛ. сайт газеты Коммерсант (30 ноября 2022).
  141. Архивировано 3 января 2023 года.
  142. Архивировано 31 декабря 2022 года.
  143. Архивировано 4 марта 2023 года.
  144. Архивировано 8 сентября 2017 года.
  145. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  146. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  147. Архивировано 31 декабря 2020 года.
  148. Архивировано 1 апреля 2021 года.
  149. Архивировано 10 февраля 2023 года.
  150. Архивировано 24 февраля 2023 года.
  151. Архивировано 30 августа 2021 года.
  152. Архивировано 27 октября 2020 года.
  153. Архивировано 27 октября 2020 года.
  154. Архивировано 6 декабря 2019 года.
  155. Архивировано 2 марта 2021 года.
  156. Открыты станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники» Большой кольцевой линии, ГУП «Московский метрополитен» (1 апреля 2021).
  157. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  158. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  159. Архивировано 1 марта 2023 года.
  160. Архивировано 4 марта 2023 года.
  161. Архивировано 1 апреля 2023 года.
  162. Архивировано 12 мая 2023 года.
  163. Свыше 150 млн поездок совершили пассажиры за полгода работы БКЛ
  164. Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 16 июня 2011 г. N 482-РП. Дата обращения: 24 июля 2012. Архивировано 8 января 2014 года.
  165. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012–2020 гг.» Метрострой. Дата обращения: 24 июля 2012. Архивировано 2 августа 2012 года.
  166. Архивировано 29 мая 2018 года.
  167. Архивировано 6 июня 2023 года.
  168. Архивировано 9 марта 2023 года.
  169. Закрытие участка «Хорошёвская» — «Деловой центр».
  170. Архивировано 1 апреля 2023 года.
  171. Архивировано 23 февраля 2023 года.
  172. Архивировано 12 мая 2023 года.
  173. Парад поездов в День Московского транспорта
  174. Архивировано 24 мая 2023 года.
  175. Архивировано 24 мая 2023 года.
  176. Архивировано 24 мая 2023 года.
  177. Архивировано 24 мая 2023 года.
  178. Архивировано 24 мая 2023 года.
  179. Архивировано 24 мая 2023 года.
  180. Архивировано 15 мая 2022 года. Дата обращения: 6 июля 2023.
  181. Архивировано 7 июля 2023 года.
  182. Архивировано 20 мая 2023 года.
  183. Архивировано 24 мая 2023 года.
  184. Архивировано 24 мая 2023 года.
  185. день города москва 2023 дата и программа. vesti.ru. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  186. Парад поездов ко Дню города уже проходит на БКЛ
  187. Архивировано 28 марта 2023 года.
  188. Архивировано 25 марта 2023 года.
  189. Архивировано 26 марта 2023 года.
  190. Архивировано 28 марта 2023 года.
  191. На станциях БКЛ метро появится новая система автоведения поездов. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (28 сентября 2022).
  192. Архивировано 28 марта 2023 года.
  193. Архивировано 17 апреля 2023 года.
  194. Архивировано 13 марта 2023 года.
  195. Архивировано 14 марта 2023 года.
  196. Архивировано 13 марта 2023 года.
  197. Архивировано 13 марта 2023 года.

Комментарии

  1. Порядковая нумерация сбивается из-за отсутствия соединения между Калининской и Солнцевской линиями, в связи с чем они являются обособленными друг от друга и обозначаются одними и теми же цветом и числом.
  2. На параде в День Московского транспорта (2-я суббота июля).

Ссылки

  • Большое кольцо скоро сомкнется : В 2023 году 31 станция Большой кольцевой линии московского метро будет полностью готова. // Комсомольская правда. — 2022. — 29 июля. — Дата обращения: 29.09.2022.

БКЛ.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01